Хлеб - имя существительное!
Политическое руководство страны вернулось к старому, проверенному способу, изобретенному ещё в старые гулаговские времена: только использовать в качестве дармовой рабочей силы не пресловутых ЗЭКов, а привлечь людей в погонах к решению некоторых хозяйственных, транспортных и технологических задач.
Об этом мною ранее было подробно рассказано в своей военно-аналитической работе под названием «Несокрушимая и легендарная…», в разделе 8. «Плюс милитаризация всей страны»:
http://proza.ru/2014/07/12/511
Позволю себе привести здесь некоторые выкладки из неё.
«Численность Вооруженных Сил СССР за 30 лет с момента окончания Хрущевской реформы начала 60-х годов до распада СССР выросла в два раза… и её численность составляла 3,8 млн. человек… Какие процессы могли вызвать столь значительный рост численности? Здесь, пожалуй, можно выделить три основных фактора. Первые два из них связаны с резким ухудшением внешнеполитической обстановки на Дальнем Востоке в конце 60-х годов, потребовавшим… увеличения группировки войск в Дальневосточном и Забайкальском военных округах..., а также десятилетняя Афганская кампания, потребовавшая ввода на территорию приграничного государства войск 40 армии. Но… основным фактором в росте численности Армии в эти годы… явилось создание при Министерстве обороны значительного числа вспомогательных структур и резкое увеличение числа призыва на срочную службу в эти… подразделения Вооруженных Сил и, прежде всего, в военно-строительные органы…
…Указанная проблема стояла остро в МО СССР ещё в послевоенный период… Так, 18 января 1956 года Министр обороны Г.К. Жуков и Начальник Генерального штаба ВС СССР В.Д. Соколовский в своей «Докладной записке» докладывали в ЦК КПСС о нецелесообразности дальнейшего содержания военно-строительных частей, обслуживающих стройки гражданских министерств. Численность этих формирований, сосредоточенных в семи гражданских министерствах СССР, укомплектование которых производится путём ежегодного призыва по линии Минобороны, составляло 732,5 тыс. солдат, генералов и офицеров, числящихся в кадрах Советской армии…
Ими было предложено сократить 698,1 тыс. человек. Эти предложения были приняты на заседании Президиума ЦК КПСС 30 января 1956 года. Таким образом, из сокращенных в первый этап Хрущёвской реформы 2,1 млн. человек, одну треть составили именно военные строители.
Однако дальнейшая практика развития экономики страны в послевоенный период, как и развитие самих Вооруженных Сил, показала, что для политического и экономического руководства СССР указанный способ решения трудных хозяйственных задач оказался весьма заразителен и заманчив. Вот только вместо пресловутых ЗЭКов сталинских лет, граждан, подлежащих призыву в армию до 1970 года, но работавших в военно-строительных организациях на правах гражданских рабочих, стали именовать в войсках как «строитель военного призыва», за что они получали заработную плату, а с 1970 года эти молодые люди, призванные на срочную службу и направленные в те же военно-строительные части, получили статус военнослужащего, стали именоваться новым воинским званием «Военный строитель-рядовой». Они были одеты в военную форму, с погонами, знаками различия, и получали на руки денежное довольствие как обычные солдаты срочной службы (3 руб. 80 коп.), а их заработная плата зачислялась на вклады и выдавалась на руки только по увольнении в запас…
В своём «Открытом письме» журналу «Огонёк» Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев так охарактеризовал необходимость создания военно-строительных частей:
«…Для вооружённых сил капиталистических стран всю инфраструктуру создают частные строительные фирмы, услуги которых соответственно оплачиваются. У нас государство это сделать не может. Войска и силы флота дислоцируются по понятным причинам в основном на границах, в удалённых районах страны, где рабочей силы крайне мало. Поэтому решением правительства у нас созданы военно-строительные части, которые строят для Вооруженных Сил как чисто военные объекты, так и социально-культурные: военные городки для жилья срочнослужащих, дома для жилья офицеров и прапорщиков… Мало того, сотни тысяч военных строителей строят заводы, фабрики, жильё и другие объекты для народного хозяйства…».
Министр обороны СССР (1987-1991гг.) Маршал Советского Союза Д.Т. Язов, который в течение двух с половиной лет (с 1984 по 1986 гг.) командовал войсками Дальневосточного военного округа, в интервью «Независимой газете» в апреле 2010 года, отвечая на вопрос корреспондента о том, занимался ли М. Горбачёв экономикой, ответил следующее:
«…Когда меня назначили министром, Горбачёв вызывает меня и говорит: надо сокращать армию. Пять армейских управлений сократили. Сократили два управления военных округов – Приволжского и Среднеазиатского. Сократили несколько дивизий. И вместо всего этого создали военно-строительные соединения и объединения.
Горбачёв предложил: давайте создадим корпус (дорожный) для строительства в Нечерноземье. Создали корпус. Плюс к этому четыре железнодорожных корпуса работали тогда на народное хозяйство. Два корпуса БАМ строили, а ещё два корпуса в Тюменской области к нефтяным вышкам железные дороги проводили. Одна железнодорожная бригада в Монголии трудилась, ещё одна – в Азербайджане.
Но этого ему показалось мало. Предлагает: давайте создадим рисовые дивизии. Рисовую дивизию мы имели в Куйбышеве, два рисовых батальона в Крыму и шесть – в Краснодарском крае. Мы специально организовали два военных совхоза, которые для космонавтов, жителей Ленинска (Байконура) выращивали рис. А 500 военных отрядов работали на заводах промышленности, особенно на химических предприятиях».
В эти годы при Минобороны стали вновь разворачиваться управления, выполнявшие строительные работы для нужд народного хозяйства, в том числе строительства объектов ВПК. Так, в 1988 году было создано Центральное дорожно-строительное управление МО СССР, предназначенное для строительства дорог общего пользования в рамках программы «Дороги Нечерноземья». Это же управление с 1989 года продолжило строительство известной федеральной автомобильной дороги «Амур» (Чита-Хабаровск), начатое ещё с декабря 1977 года силами двух отдельных дорожно-строительных бригад ГВСУ МО – 146-й и 160-й. А в целом это «эпохальное» строительство, завершившееся 24 сентября 2010 года, после проезда по ней Премьера Правительства РФ В.В. Путина за рулём желтой «Калины», только военными дорожниками велось в течение тридцати лет (1977-2007гг.).
Всего в 80-е годы только в 11 различных гражданских министерствах работало около 500 военно-строительных отрядов. По оценкам некоторых специалистов до 1,5 млн. человек, числящихся в штате Минобороны СССР к концу 80-х годов, были заняты во вспомогательных войсках, занятых тем или иным образом в гражданской экономике.
Наши новоявленные «просвещенные демократы», выливая ушаты грязи на Армию, на генералов, якобы раздувших её численность до запредельных размеров, как-то стыдливо умалчивают о том, что на плечах этой самой «неподъемной» численности держалась весьма значительная часть экономики страны: от строительства железных и шоссейных дорог до возведения новых предприятий в труднодоступных районах страны (от Мурманска и Северодвинска до Комсомольска-на-Амуре, от Байконура и Семипалатинска до Владивостока и Вилючинска); от выращивания риса и обслуживания правительственной связи в заполярных широтах до ежегодной помощи стране в уборке урожая хлеба с помощью так называемых «целинных батальонов» (автор этих строк в 1978 году в составе одного из таких батальонов на полгода отвлекался от исполнения своих прямых обязанностей, помогая стране собрать небывалый урожай на Алтае, о чём мною будет рассказано ниже).
Свидетельство о публикации №223100300763
Вы тщательно рассмотрели участие Вооружённых Сил СССР в народном хозяйстве. Вы правы. Во первых, такое использование части ВС в гражданских задачах страны (при соблюдении норм безопасности) было рационально, как и участие студенческих стройотрядов, помощь рабочими госпредприятий сельским хозяйствам... При этом, такие части оперативно могли менять свои задачи, в зависимости от конкретной обстановки. Во вторых, военные строители получали определённую квалификацию, нужную и на гражданке. В третьих, армейские порядки имели и воспитательное значение для молодых ребят (при правильном управлении офицерами).
Я прослужил 1 год с 1973 по 1974 годы (после окончания ЛИАПа) рядовым и оператором наведения. За старание и дисциплинированность имел ряд поощрений командования.
Я сам участвовал в некоторых планово-строительных мероприятиях нашей ВЧ, и не вижу в том ничего страшного. В конце своей службы, я вызвался на участие в "дембельской" работе специального строительного отделения по постройке клуба в центре размещения штаба нашего полка.
К стати, в дембельское спец. отделение нашего дивизиона попали отличные ребята.
Но, должен заметить, что (наверное) свойства призывников к концу 20-го века существенно изменились. Может быть поэтому использование военных строителей в новой России стало бесполезным?
Статья понравилась. Спасибо.
Евгений Радомысельский 03.11.2023 05:04 Заявить о нарушении
Я, как и Вы, после окончания ВУЗа (ЛФЭИ)год служил рядовым на Севере,
в военно-строительном отряде (а начинал в Североморской школе сержантов
курсантом).
http://proza.ru/2015/02/08/674
В конце срочной службы предлагали остаться на службе с присвоением
офицерского звания (которое я и без того получил автоматически, в
конце срочной службы). Предлагали офицерскую должность, квартиру в
Мурманске, хорошую работу и для моей жены, но я не согласился
(насточертела казарма, если честно).
Потребовалось ещё три года, чтобы я "созрел" для службы в качестве
офицера. В итоге последние 9 лет я возглавлял в Финансовой службе
округа (куда попал после службы в войсках)отдел, который занимался финансированием капитального строительства в масштабе всего
Дальневосточного военного округа, где под контролем находились все
военно-строительные органы округа и ряд военных заказчиков
строительства. Об этом постараюсь написать позднее (ежели
позволят время и здоровье).
С поклоном,
Виталий
Виталий Голышев 03.11.2023 07:47 Заявить о нарушении
Евгений Радомысельский 04.11.2023 00:12 Заявить о нарушении