От составителя

Когда мой возраст подобрался к 75-ти, я оглянулся назад. И кого же я там увидел? – В основном себя. И ближайших родственников.
А где мои более дальние предки? Где те корни, которые я должен был чувствовать всю свою жизнь? Они были. Но я о них почти ничего не знал. А если не знал я, то наверняка не узнают и мои дети, и внуки, и правнуки. Останется одно лишь понимание некой абстрактной преемственности. Как писал Уолт Уитмен в своём безликом обобщении:

То не один человек – то отец тех, что тоже станут отцами;
В нем – исток государств многолюдных, республик богатых;
В нем – несчётные вечные жизни, несчётные их воплощенья и радости.

Человек, отец, отцы – люди без лиц и характеров. Нужны конкретные живые люди с их чаяниями, радостями, бедами и победами. Недаром в строевой песне поётся:
«Наши деды – славные победы, вот где наши деды».
И наши победы, пусть и на мирном фронте, наши достижения, взлёты и падения – всё идёт от наших дедов, бабушек и пра-пра-прародственников. Наше родственное окружение, это то зеркало, в которое мы смотримся и соотносим свою жизнь с их жизнями, свои поступки с их поступками.
Так давайте посмотрим в это зеркало ещё раз более пристально и внимательно, и мы найдём много интересного – того, что не виделось ранее.
Эта книга написана как по воспоминаниям родственников, так и по личным наблюдениям, которые сохранились в памяти. В результате картины прошлого выстраиваются в некую умозрительную галерею. В этой галерее наверняка есть шедевры. Надо только, подойдя ближе, внимательно вглядеться в детали. А потом, уже на расстоянии, охватить взглядом всё полотно.  Приведённые здесь описания прошлого – это не копии с застывших картин, а возрождение самой жизни, которая была, но никуда не делась. Мы погружаемся в неё и видим там себя ещё не осуществлёнными. Однако, все признаки преосуществления в этих картинах явно или неявно присутствуют.
Каждый автор в этой книге индивидуален и имеет право отразить свой взгляд через телескоп, направленный в прошлое, настолько точно и явно, насколько точно настроен фокус этого телескопа. Поэтому и тексты «разношёрстны» и не всегда попадают в общий ритм и строгую последовательность. Прошу читателя не судить за это слишком строго, тем более, что и вещь сама индивидуальна и скорее всего предназначена для личного пользования.

Наши родственники по отцовской линии носили фамилию Воробьёв. Проживали в деревне Великолуцкой губернии, в 5 километрах от губернского города Невеля. Большинство жителей этой деревни носили именно эту фамилию. Якобы в конце XIX века, староста деревни по фамилии Труханов поменял её на Воробьёв, посчитав первую неблагозвучной.
Фамилия «Воробьев» – одна из старейших русских фамилий. Следы этой фамилии находятся в древнейших документах, первых письменных источниках – рукописных записях и первопечатных книгах. Фамилия «Воробьев» происходит от прозвища, основой которого явилось слово «воробей». Фамилия Воробьев была широко распространена на Руси в XV-XVII веках: • Юрьи Воробев, московский писец, 1353 г. • Ефимко Воробей, крестьянин коломенского погоста, 1495 г. • Олексейко Воробьев, крестьянин, 1500 г.
Что же касается фамилии Труханов, то по одной из версий прозвище Трухан восходит к диалектному украинскому слову «трухан» – «индюк». Возможно, наш родственник посчитал, что воробей куда лучше, чем индюк. Но всё это из разряда предположений, имеющих устную основу.
По материнской линии всплывает фамилия Пархаль.
По всей видимости Пархаль была изначальной фамилией, возникшей во времена Ивана Грозного, которая впоследствии преобразилась в Пархалина, Пархалова и Пархалёва. А также возможно в Пархань, Пархал и Пархаз.
Так что ПАРХАЛЬ является первоисточником похожих фамилий с изменёнными окончаниями.
 Имеются конкретные данные по людям, имеющим такую фамилию:
Пархал /Пархаль/ Иосиф /Осип/ Павел /Павлович/. Прапорщик. В Добровольческой армии в сен. – окт. 1918 в 3-й и 12-й ротах 1-го
Офицерского (Марковского) полка. Ранен 15 июня 1919 под ст. Сажное. /16–11,12/
Пархань Иосиф Павлович. Штабс-капитан. Во ВСЮР и Русской Армии в Марковской дивизии до эвакуации Крыма. На 18 дек. 1920 в составе Марковского полка в Галлиполи. /4–84,85/
Один из них мог быть племянником нашему деду Михаилу Ивановичу. Звали племянника Иосифом Павловичем. Он был сыном его старшего брата, участвовал в боях первой мировой войны, был взят в плен чехами.
Фамилия Пархаль в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека в большинстве случаев по мужской линии.
 Можно утверждать, что Фамилия Пархаль является малораспространенной в России. В известных старинных справках однофамильцы относились к высшему обществу из славянского псковского купечества в XVI-XVII в., имеющих в своем распоряжении определенную государеву привилегию. Из дореволюционных грамот известно также, что люди с этой фамилией были знатными людьми из славянского муромского дворянства в XVII-XVIII в.  Исторические упоминания фамилии можно найти в реестре жителей Древней Руси в век царствования Ивана Грозного. У государя имелся особенный реестр знатных и красивых фамилий, которые даровались близким в случае особого расположения или награды. Тем самым эта фамилия пронесла личное первичное обозначение и является исключительной.

 Собирание родословной очень важная часть нашей жизни. По большому счёту - это собирание России. Начинается всё с, казалось бы, с малого. Один автор предлагает делать это по отлаженной им схеме и пытаться придать родословной художественную форму. Т.е. писать её в виде рассказов, повестей и даже романов. И даже тогда, когда нет обширных сведений о близких и дальних родственниках, начинать надо хотя бы с себя, описать по возможности свою жизнь, оставить это описание потомкам, чтобы они тоже вносили свою лепту, добавляя родословную своими воспоминаниями. Это хорошая закладка, хороший фундамент для общего строительства, для гордости, сохранения собственного достоинства, интереса к жизни и к собственным корням.


Мы все носим в себе некий генотип рода – его фоторобот. В нём умещаются все прошедшие поколения. Рассказ о своих предках есть уникальный материал о житие человечества в отдельных его представителях.

Кто-то в своём роду обязательно должен заняться родословной. Тем самым мы укрепляем родственные узы, закрепляем связь поколений и создаём образ человека, а в конечном итоге - человечества, как бы громко и пафосно это ни звучало.
Возможно, это и есть самое ценное - собрать воедино свою родословную. Это есть фундамент жизни. На нём надстраивается всё остальное, сверяется нынешняя жизнь и наши поступки. В принципе наши предки должны быть для нас примером.  Но ведь есть и такие, чьи предки были вертухаями и разбойниками. Что им делать? С кого брать пример?

Насчёт же собственной биографии замечаю, что чем дольше живёшь, тем она короче. Раньше даже в анкетах я расписывал, какое отделение закончил, в качестве кого служил, чуть ли - на какие отметки учился. Со временем всё это становится незначительным, второстепенным. Даже мои экспедиции как-то стушёвываются. И начинаешь понимать великую мудрость, что самое главное в этой жизни — это здесь и сейчас, и человек самый значимый, это тот, с кем ты говоришь в эту минуту, и дело заглавное то, которое делаешь в данный момент, и время - сия секунда. Всё остальное уйдёт или ещё будет. Часто смысл жизни у многих состоит в оправдании собственного существования. А оно оправдано лишь нашим действием в помощи ближнему (и себе в том числе). А поразмыслить над собой всегда полезно и душеспасительно.


Сергей Павлович Воробьёв


Рецензии