Цивилизация как эфилизм

Эфилизм – одно из современных жизнеотрицающих мировоззрений. Его название происходит от английского слова «LIFE» (жизнь), написанного наоборот (EFIL), что отражает основное желание эфилистов – полное упразднение жизни как явления. Жизнь, согласно этому учению, несёт страдания всем живым существам в виде болезней, увечий, несчастных случаев, неблагоприятных условий среды, борьбы за существование, старения и умирания. Она устроена абсурдно, жестоко, несправедливо, её никто не выбирал, и по сути, она является пыточной тюрьмой, откуда, кроме человека никто выбраться по своей воле не может. Если есть что-то хорошее в мире, то оно тонет в океане боли и теряется на фоне довлеющего ужаса и бессмысленности существования. Поэтому лучшее, что можно сделать, – это искоренить жизнь как таковую. Спасать Природу абсурдно, так как она и есть источник наибольшего зла во Вселенной – жизни; вымирание видов – это явление желательное и позитивное, это не трагедия, а прекращение жестокости существования раз и навсегда для исчезнувшего вида (отсюда еще одно название эфилизма – extinctionism, от англ. extinction – вымирание). Всё это обосновывается состраданием – всем, кто способен чувствовать, лучше умереть, чем мучиться в аду Земли.

Большинству людей эти идеи представляются сумасшествием, извращением и экстремизмом в силу того, что для них жизнь является наибольшей ценностью (по крайней мере, на поверхности). Никому не хотелось бы проверить, что будет, если эфилистам предоставить технические возможности по упразднению жизни. И вместе с тем прямо перед глазами всех без исключения людей агрессивно орудует и стремительно зачищает планету от Природы куда более опасный, древний, эфилизм, известный как… цивилизация. Он остаётся «невидимым», потому что его природоненавистническая теория по большей части завуалирована, а смертоносная практика повсеместного истребления Природы – нормализована, и даже хуже того, позитивна для большинства (ведь так выглядит прогресс и экономический рост).
При глубинном анализе причин нынешнего экологического апокалипсиса становится понятно, что эфилизм в широком смысле слова (как мировоззрение и практика) появился отнюдь не в наше время, он родился вместе с цивилизацией как восстание против природного порядка, как радикально враждебная позиция по отношению к естественному, непорабощенному миру, вокруг которой с первых городских стен и до сего дня строилась вся природоборческая культура (как духовная, так и материальная). В основе такого взгляда лежит несогласие с тем, как устроена жизнь, позиция находящегося вне Природы судьи, который на основании якобы существующего у него разума считает, что он – мера всех вещей, что он имеет право выносить любой приговор в отношении «неразумного» мира и руководствоваться в своей деятельности только собственными желаниями и фантазиями, игнорируя принципы существования природного целого. Смысловым ядром этого исходного эфилизма является воинствующий нигилизм и тотальное обесценивание Природы с манией замены всего природного (бесполезного) на рукотворное (полезное). Цивилизация – это культура, превратившая как ментально, так и физически Мать в материал (и уже в вавилонском мифе об убийстве Матери богов и создательнице мира Тиамат богом цивилизации Мардуком это превращение преподносится, как позитивное и героическое).

Ирония заключается в том, что приверженцы современного эфилизма считают себя носителями уникальных взглядов, избранным меньшинством, познавшим скрытую от всех шокирующую истину, крайними нонконформистами, тогда как в реальности их учение – это всего лишь вторичное, беспомощное подобие (еретическая версия) господствующей культуры (цивилизации), к счастью, не занимающееся в отличие от неё на практике превращением LIFE в EFIL, а лишь теоретизирующее об этом. Что делает один вариант эфилизма финальным экстремизмом, толкающим всё живое к пропасти небытия, а другой – всего лишь экзотической субкультурой, становится понятным при сопоставлении этих двух версий жизнеотрицания, но если кратко обобщить – двигателем экоцида рассматриваемые природоборческие убеждения становятся только в сочетании с антропоцентризмом, свойственным цивилизации, в рамках которого мироотрицание применяется только к Природе, а человек считается исключительным существом, стоящим над ней и свободным от её законов.

Итак, сравним важнейшие черты исходного и современного эфилизма, обращая внимание на то, насколько первый лишён всех снижающих градус деструктивности ограничений второго и насколько это делает его более опасным и действенным в деле превращения LIFE в EFIL. Оба этих варианта жизнеотрицания исповедуют антинатализм (убеждение в том, что размножаться не надо): эфилизм-учение считает, что продолжать род не надо ни людям, ни животным, тогда как эфилистическая культура (цивилизация) утверждает (и прежде всего, делом), что размножаться необходимо только людям и одомашненным видам, все остальные земляне не имеют разума и самоценности и ничего, кроме борьбы за существование и мешающей человеку жизнедеятельности у них нет, так что никакого смысла в их воспроизводстве нет. Обе версии эфилизма придерживаются промортализма (веры в то, что смерть предпочтительнее жизни), и здесь аналогично предыдущему: эфилисты считают, что смерть лучше жизни и для животных, и для людей, тогда как  эфилиcтическая культура агрессивно продвигает промортализм (опять же, прежде всего  делом) для всех обитателей планеты, кроме человека и «полезных» видов (и делает она это крайне успешно – на данный момент 96% биомассы всех млекопитающих составляют человек и его скот, и только 4% – это дикие млекопитающие).

Эфилисты обосновывают свои взгляды состраданием ко всем чувствующим существам, тогда как цивилизация совершенно безразлична к страданиям всех остальных видов, считая, что высшее (человек) имеет полное право распоряжаться низшим (остальные виды) как ему заблагорассудится, пусть даже и массово истреблять их и лишать места на Земле. Понятно, что планетарный экоцид в итоге уничтожит и человека, но цивилизация – это культура скольжения по поверхности, её не интересует суть того, что она творит. 

Далее, эфилизм-учение тотально пессимистичен как в отношении мира, так и человека – всё устроено отвратительно, в корне неправильно и ничего исправить нельзя. Цивилизация также исходит из той аксиомы, что дикий, непокорённый мир (тот, что за городскими стенами) враждебен и отвратителен и не служит её интересам, но исправлять это можно и нужно, заменяя его собой. То есть, она оптимистична относительно возможностей человека по переустройству мира на фоне нигилистического пессимизма по отношению к исходной реальности (что лежит в основе любой утопии – «то, что есть – неприемлемо, но мы, знающие, как надо, всё переделаем»), и это является одним из мировоззренческих драйверов активной смертедеятельности цивилизации – деятельности по замене Природы техносферой. 

Затем, эфилисты честны и откровенны относительно своей ненависти к жизни, они представляют свою философию окружающему миру тем, чем она и является, цивилизация же не заявляет так же откровенно и прямо о своем природоненавистничестве, скрываясь за фасадом служения человеческим интересам, при этом, жизнеотрицанием насквозь пропитана вся эта культура, начиная с Шумера (см. Эпос о Гильгамеше) и заканчивая нынешней глобальной индустриальной цивилизацией.
И конечно же эфилизм-учение является сугубо теорией, и у его приверженцев нет технических возможностей устранения жизни как явления, тогда как цивилизация – это узаконенная, активная и повсеместная практика эфилизма, эфилизм в своём практическом воплощении. У современной цивилизации есть разнообразные реальные средства разрушения жизни, и больное эфилизмом общество использует их по максимуму. И это ключевой момент: цивилизация – это эфилизм, реализуемый на практике и не собирающийся останавливаться. Вот уже 6 тысяч лет общество этого типа ведет войну с Природой, а в последние столетия оно делает это в масштабах всей планеты.

Объединяют эти две версии природоненавистничества сами мировоззренческие основы цивилизации, которые сводятся в конечном счёте к видовому нарциссизму и к крайней враждебности по отношению к миру на основании его предполагаемой радикальной дефектности. Природе должно быть сказано «нет», LIFE нужно превратить в EFIL. Это смысловое ядро и того, и другого эфилизма.

Эфилистическая культура – цивилизация вся стоит на идее, что естественный мир не подходит человеку, потому что не предоставил ему эксклюзивного места в системе жизни и соответствующих благ (например, всемогущества, неуязвимого тела, вечной молодости, бессмертия и т.п.) и ограничивает его в осуществлении всевозможных нарциссических фантазий. Но ведь человек – исключительный вид: только у него есть разум, только он обладает способностью к творчеству собственного, более совершенного мира, так что раз Природа не способна соответствовать его законным желаниям, цивилизация заменит её на себя, сначала став второй «природой», (по факту, антиприродой), а когда-нибудь и единственной, тогда как исходная послужит материалом для строительства нового мира. Эта рукотворная, самозванная «природа» будет достойным исключительного существа миром – без опасных и вредных видов, без неприятных экосистем вроде болот и труднопроходимых чащ, а когда-нибудь, в отдалённом будущем, – без болезней, ограничений, старения и в конце концов – смерти. Но это в будущем, в настоящем же всем надлежит работать над построением такого мира, а планете быть алтарём жертвоприношения всего природного человеку-властителю. По сути, цивилизация – это непрекращающийся Исход из якобы несовершенной Природы в якобы совершенный мир - машину обслуживания нарциссических фантазий. Но так как реального, физического переселения с Земли на более подходящую «венцу творения» планету нет, этот Исход осуществляется символически, ритуально, в виде уничтожения всего природного, устранения самой первоначальной действительности с заменой её на свой собственный искусственный мир – биосферы на техносферу, реальности на виртуальность. «Да, мы не можем пока переселиться в достойный нас мир, но зато можем полностью присвоить и переделать Землю и чувствовать себя Богом и единственным Творцом», – заявляет всей своей эфилистической деятельностью цивилизация.    

Именно этот процесс построения фейкового мира, мира-мистификации из обесцененной и повсюду истребляемой Природы точно отражен в слове EFIL. С Природой во всех её проявлениях нужно вести войну до победного конца, её необходимо переделывать, устранять всё вредное и неприятное человеку (а это практически всё существующее), утверждать свою собственную, вывернутую задом наперед версию «жизни», ломая принципы организации подлинной Жизни и всячески противодействуя им. Жизнь, как она создана Природой, должна быть упразднена, а воздвигнутый на её руинах псевдомир будет творить и поддерживать себя сам, согласно желаниям человека. Это и есть единственный действующий в реальном мире, практический эфилизм и extinctionism.

Понятно, что такое видение себя и планеты, такое бездумное и агрессивное обращение с ней может закончиться только мировой катастрофой, глобальным экоцидом (что мы сейчас и наблюдаем), хотя бы потому что помимо Природы никто не владеет технологиями порождения и поддержания жизни. Каждый квадратный метр биосферы участвует в производстве жизни, и принесение животворящих экосистем в жертву психотическим фантазиям имеет страшную цену. Но цивилизация вся стоит на отрицании этой базовой истины, путая умение присваивать и перерабатывать природное с умением самостоятельно творить жизнь.

Культура, которая исходит из глубочайшего презрения к первичной реальности, ограждает себя от неё ментальными и физическими стенами, воюет с ней, считая, что она сама – более совершенная реальность, сразу же теряет то, без чего жить на планете невозможно ни отдельному человеку, ни обществу – способность к тестированию реальности и адекватному взаимодействию с ней. Такая патологическая культура действительно совершает Исход, но только не в сказку исполнения нарциссических желаний, а в планетарный Некрополь, переполненный людьми и искусственными объектами, но лишённый Природы и Жизни. И в этом плане эфилистам незачем унывать – старший брат по вере, обладающий всеми возможностями истребления биосферы, уже заканчивает тысячелетний процесс превращения LIFE в EFIL.


Рецензии
Для информации -

http://proza.ru/2014/11/11/1790

Жить, чтобы человечество тоже могло выйти в просторы Вселенной!

Аникеев Александр Борисович   03.10.2023 05:10     Заявить о нарушении