Смоленское кладбище

Во времена моего детства, в 50-ые годы, я помню, как мы с отцом посещали Смоленское кладбище. После войны отец не без помощи местных старожилов разыскал могилу бабушки, восстановил разрушенную раковину, оградил деревянной оградой и установил самодельный деревянный крест с табличкой: «Воробьёва Анна Осиповна 1895-1937 г». Штакетник для ограды он заготавливал дома, простругивал его и, погрузив на велосипед, пешим ходом вёз на Смоленское кладбище километров за пять. Для подмоги брал с собой моего брата. Могила бабушки оказалась недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской. 
Каждую весну ограда красилась в фиолетово-синеватый или голубой цвет, а мама сажала на могиле ирисы и маргаритки. Смоленское кладбище в те годы представляло собой довольно живописное место, похожее на тенистый запущенный парк с многочисленными старинными склепами и прекрасными надгробными памятниками, часто в виде ангела с крестом. Памятники и склепы были очень разные, и представляли своего рода предмет искусства. Между склепами разбросаны могилы небогатого люда, они включали в себя раковину и крест. Ограды на этих могилах были редки.
Также встречались отдельные, довольно богатые памятники с эпитафиями, написанными "высоким слогом" и высеченными золотыми буквами дореформенного русского алфавита. Особенно мне запомнился памятник какому-то адмиралу в виде скалы, на которой расстилалось большое полотно Андреевского флага. Вся атмосфера кладбища была какой-то поэтически умиротворенной и навевала спокойствие и душевную тишину. На разные голоса щебетали многочисленные птицы, прилетавшие на могилы клевать рассыпанные для них зерна. Всё это вместе создавало некое благоговение перед великой тайной смерти. После нашего переезда в новую квартиру на ул. Зайцева в Кировском районе отец ещё изредка посещал могилу бабушки, но с годами родители старели, уставали, нам с братом было вечно некогда, и никто уже не ездил на Васильевский остров к могиле бабушки. Большой город отнимает много сил и времени на всякую суету, и люди всё реже и реже посещают могилы своих умерших родственников. 
Ещё в 1830 году Александр Сергеевич Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пУстыня
И как алтарь без божества.

В 1997 году я несколько раз бывала на Смоленском кладбище после восстановления часовни на месте захоронения Святой Ксении Петербургской. Ездила к ней на поклонение просить случая найти работу. В 90-е годы горбачевско-ельцинской перестройки царила жуткая безработица, а инженерно-технические работники были вообще никому не нужны. Большинство из них перебивались случайными заработками, а также торговали на городских рынках, нанимаясь к торговцам с Кавказа, нередко превращались в настоящих бомжей, спивались, быстро уходили из жизни. Найти работу по специальности было невозможно. Почти вся "оборонка", где и работала основная часть инженеров, была уничтожена. Найти просто работу представляло большую проблему, а хорошую работу – равнялось чуду. И чудо произошло – я устроилась на завод электромедицинского оборудования контрольным мастером с хорошим по тем временам окладом. Когда я рассказываю об этом моим знакомым они тоже воспринимают это почти как чудо. И я уверена, что без Святой Ксении Петербургской здесь не обошлось: по её молитве о мне ко Господу случилось это чудо.
Смоленское кладбище в 90-е представляло из себя, если можно так сказать про кладбище, жалкий "остаток прежней роскоши". Многие склепы были разрушены, великолепные мраморные ангелы исчезли, а поломанные металлические ажурные ограды представляли из себя груду ржавого металлолома. Оставались лишь немногочисленные одиночные старинные могилы. Высокие старые деревья большей частью были вырублены. На вырубленных участках появились новые скучные могилы со стандартными памятниками. В одно из таких посещений часовни я решила разыскать могилу бабушки. Это было летом, часов в пять вечера, но ещё по-июньски светло. Адрес захоронения я знала из сохранившихся документов. Найдя нужную аллею, повернула по памяти в верном направлении. На могилах, многие из которых разорены и заброшены, пожухлая трава и бурьян.
В те времена кладбище сделалось местом сборища секты сатанистов. Об этом даже упоминалось в петербургских новостях. На кладбище сатанисты устраивали свои шабаши и оргии, оскверняли могилы. В светлое время я особенно не боялась, хотя вокруг – ни души. Место могилы бабушки я узнала по высокой березе. В 50-е годы это было маленькое тоненькое деревце, почти прутик, росший прямо из могильной раковины. Сейчас же осколки этой раковины были разбросаны в разные стороны. Немного постояв, я услышала за спиной какой-то шорох, обернулась и с ужасом увидела в десяти шагах от меня высокого мужчину в чёрном балахоне, с лицом, выкрашенным белой краской и яркими кроваво-красными губами. На мгновение я окаменела от ужаса, но быстро придя в себя, бросилась бежать в направлении центральной аллеи, перескакивая через плоские холмы бывших могил. Выбежав на людную аллею, я еле отдышалась и быстро покинула кладбище.
Восстановить захоронение по имеющимся документам было возможно, но стоило это для меня слишком дорого, да и не до этого было в столь трудные времена. Больше место захоронения бабушки я не посещала.


Рецензии