О философии искусства в Писаниях Бахауллы

Автор: Шахнам ИЗАДПАНА
Перевод: Дарья Корпачева

Возлюбленные друзья, последняя твердыня человечества, последнее прибежище человечества -- Всемирный Дом Справедливости, только что благословил нас очень мощным руководством, и я реально думаю, что это может быть одним из важнейших, если не наиважнейшим руководством Всемирного Дома Справедливости, которое мы получили на протяжении наших жизней, и я думаю, что это вполне приемлемо сегодня, в годовщину Вознесения Абдул-Баха, а также после Дня Завета, который наступил полтора дня назад, было бы хорошо зачитать Послание Всемирного Дома Справедливости в качестве первой части нашей программы. Послание будет показано всем на экране, а Негин и Амин прочтут его нам. Спасибо вам большое.

(далее было зачитано Послание Всемирного Дома Справедливости от 26.11.2020 к бахаи всего мира). Далее Амин продолжает:

“Друзья, сейчас мы воспользуемся возможностью немного поговорить о том, что может означать это Послание в контексте усилий, которые мы прилагаем в нашем творчестве. И Шахнам подготовил некоторые идеи, чтобы мы прослушали их, для более детального углубления, в контексте того Послания, которым мы сейчас поделились”.

ШАХНАМ продолжает: Спасибо большое, друзья, всей группе, которая разделила с нами этот момент, спасибо большое, мы прослушали это удивительное и очень мощное послание Всемирного Дома Справедливости, в которое мы углубимся на наших встречах, более детально.

Сейчас, как упомянул Амин, мы лишь хотим просмотреть это Послание с определенной точки зрения, это значит, что все мы, кто вовлечен в процесс института и старается использовать инструмент искусства, что означает это Послание для нас, вовлеченных в дискурс об искусстве, об использовании искусства в нашем служении тому Плану, который лежит перед нами.

Друзья, прежде всего, если мы попытаемся ознакомиться с концепцией искусства в Писаниях Бахаи, нам нужно учесть, что среди некоторых народов востока в прошлом музыка и подобные вещи, искусство в целом, не дозволялись. Но свет, явленный Его Святостью Бахауллой, Благословенной Красотой в этот славный период, породил множество Скрижалей, рассматривающих музыку как духовную пищу для сердец и душ, и в этом Законоцарствии музыка -- это одно из искусств, которое крайне одобряется и считается средством возвышения человека, может стать средством развеселить грустных и опечаленных сердцем, как говорит Абдул-Баха, и учение бахаи предполагает высокий уровень изысканности, как вы знаете, в сфере нравственности, интеллектуальных занятий и физической чистоты.
Эти три аспекта -- изысканность нравственная, интеллектуальная и физическая, это три главных столпа этики «Китаб-и-Акдас». Если мы будем рассматривать «Китаб-и-Акдас» как целостный фрагмент Откровения. И то же самое справедливо касательно занятий искусством.

Чтобы понять искусство, нам нужно хорошо ознакомиться со всеобъемлющей и далеко идущей целью Откровения Бахауллы, в противном случае это невозможно, невозможно понять лишь одну подсистему искусства без понимания всего широкого видения Его Святости Бахауллы, которое лежит в сфере интеллектуальных занятий, усовершенствования нравственности и физической чистоты.

И это возвращает нас к чему? Поскольку Абдул-Баха и Его Святость Бахаулла определяют природу человека как тройственную. Человек, согласно Бахаулле, эта тайна Божия, имеет физическую конституцию, интеллектуальную, психологическую реальность и нравственные функции.

В этом смысле Абдул-Баха говорит, что религия -- это наделение силой по трем направлениям. Это образование для тела, интеллекта и души, духа, как для нравственной реальности. В этом смысле нам с вами нужно ознакомиться со всеобъемлющей целью Веры Бахаи, чтобы понять предназначение и определение искусства в религии бахаи. Это общее определение из Писаний Бахаи.

Что такое искусство? Как мы занимаемся искусством? Это только для особо одаренных людей, называющих себя людьми искусства? Бахаулла очень строго подходил к вопросу того, чтобы делать что-то уделом лишь исключительных групп людей, например, мистиков, лишь людей, которые вовлечены в мистицизм и живут стилем жизни мистиков, каждый может быть мистиком.

Каждый потенциально может быть ученым, не лишь те, у кого есть различные ученые степени, признаки учености. Каждый может быть лекарем, если он становится причиной чьего-то роста, лекарством от его проблем, препятствий и вызовов в чьей-то жизни, и в том же смысле каждый может быть человеком искусства. Это -- потенциал, сокрытый в каждом человеке.

Сейчас -- о том, что такое занятие искусством? У нас есть так много различных определений тому, что такое культура, цивилизация, иногда некоторые социологи говорят -- а у нас нет никакого определения, например определения искусства, это что-то обо всем и ни о чем.

А писания бахаи очень прямолинейны касательно значений и определений слов, и того, как мы объясняем значение чего-то. Искусства, занятия искусством, в соответствии с Бахауллой, означает быть олицетворением имени Бога “Создатель”. Бог создает. И созидательная сила точно так же является потенциалом и человека. Нигде в мире бытия нельзя найти эту силу, кроме как в человеке.

Конечно, в мире минералов мы можем видеть это на каком-то очень минимальном уровне, в растительном царстве, но в высшей степени вы наблюдаете это лишь в человеческой реальности. Созидательная сила, созидательная мощь -- это нечто, присущее только лишь человеку. И, когда бы человек ни переводил что-то из состояния потенциальности в состояние актуализации, из сферы замысла в область существования, из сущности в форму, там можно говорить об искусстве.

Так, к примеру, экспериментальная наука -- это также искусство. Поэзия, написание стихов -- это искусство. Музыка и пение -- это искусство. Всякий раз, когда ты претворяешь нечто, лежащее в сфере идей, в сферу осуществления, мы говорим о созидательной силе и это, в конечном счете, и есть искусство.

А сейчас нам нужно понять следующее, друзья. В том же самом смысле, в котором Бог не является Создателем в случайном смысле, Он не создает вещи в этом мире бытия бессмысленно, да, всегда существует направление, умысел в созидательной силе Бога, есть предпосылка в искусстве.

Музыка -- в целом еще не совсем искусство. Рисунок, живопись -- это не автоматически искусство. Лишь потому, что мы так это называем. Это можно назвать искусством, если оно имеет предпосылку выполнения высшей цели. Поскольку Бог создает, но создает с умыслом, не случайно, вещи, которые создаются человеком лишь в случайном порядке, не считаются в буквальном смысле искусством. Искусство -- это созидательная сила с умыслом. С заключенной там высшей целью. Выполняющая высшую функцию в мире абсолютного равновесия и абсолютного порядка. Который мы наблюдаем в космологии.

Сейчас, друзья. Бог создал реальность как обладающую порядком. В этом порядке всё играет собственную роль. Созидающая сила находится не вне рамок этого порядка.

Что должен делать человек, когда занимается искусством? Принимать во внимание концепцию порядка, упорядоченности этого мира, или того, каким он должен быть, идеалистически говоря, и как он может применить своё искусство с целью провозглашения этого порядка, поддержания этого порядка, прославления всего в рамках этого порядка, и так далее и так далее.

Это, друзья, предпосылки искусства. Если занимаетесь искусством, то должна быть предпосылка -- то, что должно быть предназначение, цель, умысел. В этом смысле, друзья, нам нужно принимать во внимание музыку или что угодно еще, что искусством можно назвать то, когда та же музыка, к примеру, превосходит свою собственную систему, которой она определяется.

Если музыка превосходит ноты, тексты, ударные, звуки, инструменты, голоса, если она превосходит это, превосходит вещи, которые определяют музыку, возвышая слушателя до состояния, когда он вдохновляется, или углубляется в раздумья, или просто веселится, поднимается над состоянием печали, или в состояние, когда он как-то мотивирован, воодушевлен менять свою жизнь к лучшему, тогда мы говорим об истинном искусстве.

Что за разница между музыкантом и человеком искусства музыки? Не каждый музыкант -- артист, друзья. Человек искусства -- этот тот, кто использует музыку, но то, что он делает, превосходит музыку, становится большим, чем музыка. Она становится инструментом для того, к кому обращена, чтобы тот поднялся до иного состояния.

Живопись -- чтобы тот, кто смотрит на произведение, смотрел на него не только потому, что это живопись, но потому, что для него это служит напоминанием о том, каким он должен стать, как человек, или каким должен быть мир, окружающая среда. Когда передаются ценности. Тогда это истинное искусство.

Такова разница между музыкантом, использующим свой инструмент для того, чтобы извлекать из него музыку -- музыка это подсистема искусства, -- а искусство это когда инструмент, который ты используешь в своем искусстве, преодолевает систему твоего искусства и становится чем-то большим, становится инструментом для того, к кому обращается такая музыка, такая живопись, такая поэзия, чтобы он стал лучшей версией себя или был приведен в новое, более высокое состояние, чтобы настроиться на определенный лад.

Вот почему Абдул-Баха рекомендовал, к примеру, перед молитвенной встречей исполнять мелодичную музыку, чтобы отрешиться от здесь и сейчас и обратиться к своей внутренней реальности. Уйти от внешнего выражения и искать выражения своей внутренней реальности. Это то, что мы зовем искусством. В противном случае это лишь музыка, живопись как самоцель.

Если люди, которые создают музыку только потому, что хотят быть музыкантами. Они в буквальном смысле не являются артистами, людьми искусства, их искусство не создает ничего такого, что превзошло бы само себя, что превзошло бы определение того, чем они занимаются.

К примеру, в инструментальной музыке, в поэзии, в живописи, что он делает посредством этого -- живописи, инструментальной музыки, поэзии, всякого такого, пения, он выходит за границы определенной подсистемы, которой он занимается. Нам нужно это понять. Такова истинная цель человека искусства. И это там, где мы можем начать называть его человеком искусства, артистом. Итак, друзья. Кстати, о гениях, да?

А сейчас, друзья, то, что такое эстетика в писаниях бахаи. Много раз мы сталкиваемся с таким понятием. Мы думаем, что эстетика связана лишь с индивидуальным вкусом, так? Некоторым нравится то, некоторым это, и это не то, что ты можешь на самом деле контролировать. Что бессмысленно вести обсуждения об искусстве, совещаться на эту тему, что любит он, что люблю я. В конце концов это дело вкуса. Писания бахаи, на самом деле, отвергают такое понятие.

Писания Бахаи ясно утверждают, что эстетика имеет объективное, далеко простирающееся определение, а вот твой вкус -- это субъективная проекция этой объективной эстетики. Это значит, что истина абсолютна, объективна, а твое восприятие истины относительно, субъективно, это лишь фрагмент, проблеск.

В 1846 году в одном из Своих Писаний даже Баб касался вопроса искусства и музыки. Мы подойдем к этому через минуту. Что такое эстетика, красота для тебя? Это не так, что вот у одного свое понятие красоты, а у другого -- совсем иное. Ты можешь или думать, что ты под контролем незнакомца и это что-то бессознательное, тогда ты говоришь -- ну хорошо, это дело вкуса. Я ничего не могу поделать. Мне это просто нравится. У этого плохой посыл -- но я им наслаждаюсь. Или ты можешь сказать, что неподконтролен своему собственному сознанию.

То, что говорит Абдул-Баха в «Скрижали Чистоты», которая касается курения и других зависимостей и привычек, Он говорит, что бахаи, или духовный человек, это тот, кто контролирует свое сознание, он может размышлять над ним, даже если вдруг почувствовал, что его привлекает что-то специфическое, он может себя настроить, спросить себя, действительно ли это то, что должно меня привлекать? Он может контролировать свое притяжение к красоте!

Конечно, это трудно, вкусы -- это эмпирические данные, которые мы набираем в ходе нашей жизни. Воспитание… Разные моменты нашей жизни. Когда случалось что-то хорошее или плохое, и потом песня, картина, что-то из какого-то стихотворения, текста песни напоминает нам об определенном моменте нашей жизни, и вот почему нам что-то нравится, не нравится, это такой самоавтоматизм. Что-то, что живет своей жизнью, и ты теряешь контроль над этим, то, что называется эмпирический вкус.

Мы верим, что посредством размышления над собой ты можешь воспитать себя и взращивать в себе отношение, посредством которого тебе нравится то, что должно в нравственном смысле нравиться. И посредством которого тебя не привлекают вещи, которые в нравственном смысле нравиться не должны. Но, в скобочках нужно подметить, без демонизации чего-либо в этом мире, на конструктивное и деструктивное. Это важно помнить.

Сейчас, если вы поняли это относительно эстетики, нужно понять, что эстетика имеет четкое определение в писаниях бахаи. Прежде, чем мы перейдем к этому, лишь краткий экскурс в историю Веры Бахаи.

Бахауллу, Его Святость, называли Джамал-и-Мубарак. Благословенная Красота. Видите? Среди стольких имен, которыми Он наделяет Себя в Писаниях, чаще всего, когда Он говорит о Себе, то ссылается именно на этот атрибут -- красота. Прежде всего это говорит нам о том, что в эту эпоху красота и эстетика имеют очень высокий ранг. Это что-то важное.

Другой аспект. Бахаулла вырос в доме, где эстетика и красота были очень важны. К примеру, отец Его Святости Бахауллы был назначен министром при дворе шаха лишь потому, что он смог воспроизвести художественное произведение очень прославленного художника в истории Персии -- Мир Эмада, очень известного каллиграфа. Недостижимый, несравненный в истории востока. И Мирза Бузург-и-Нури был способен воспроизвести то, что Мир Эмад, такой прославленный каллиграф, мог делать. И Фатали-шах сказал про это произведение Мир Эмада, что никто в мире не сможет его повторить вновь.

И вот отец Бахауллы, поскольку он был знаменитым каллиграфом, был представлен шаху, и его попросили повторить то, что сделал Мир Эмад, он сделал это, и создал свое произведение, и преподнес как дар шаху, и посредством этого шах был так впечатлен, впечатлен гениальностью этого человека, отца Бахауллы, что назначил его министром.

Друзья, красота была очень важна в доме Его Святости Бахауллы. Если вы примете во внимание Его собственный стиль письма, вы увидите, что не только лишь Его слова несравненны по красоте, но даже Его почерк, пример которого вы можете увидеть в Архивах на Святой Земле, искусство Его письма абсолютно прекрасно, это не только слова Бахауллы и их содержание, концепции прекрасны, даже их внешнее выражение абсолютно прекрасно. Метафоричность, поэзия слов, аллюзии, а также способ, которым Его чернила запечатлелись на бумаге Его собственной божественной и благословенной дланью, Его пером. Очень важно это помнить, друзья. Это имеет особую ценность.

Очень известный немецкий поэт и философ ШИЛЛЕР. Он писал о том, как взаимосвязаны религиозность и чувство прекрасного. И он пришел к очень интересному заключению, философски обосновал, что мы также находим и в Писаниях Абдул-Баха. Он написал -- почему для нас, людей, так важна красота? Почему красота -- настолько важная концепция? Почему нас так тянет к красоте? Не только потому, что нечто красиво, вы видите розу, она красива. Но почему? Что определяет, что вот она -- красива? Почему обложка одной книги для вас красива, а обложка другой -- нет? Почему концепция красоты настолько привлекательна для нас?

Проще говоря, потому, что красота -- это проявление совершенства. Это то, как совершенство, которое является для нас недостижимой концепцией, для нас, лишь относительно приближающихся к нему, внезапно посредством красоты совершенство знакомится с вами.

Совершенство, очень высокая концепция, которую вы даже не можете себе представить и охватить своим разумом, который ограничен пространством и временем. Трансцендентное совершенство. Концепция совершенства.

Совершенство, таким образом, во-первых -- это сумма всех достижимых атрибутов, но, во-вторых, оно являет вам себя посредством красоты. Красоты, которая является для нас выражением особого, порой труднообъяснимого, порядка. Это равновесие. Мы говорили об этом в «Скрижали Медицины».

Его Святость Бахаулла говорит в «Скрижали Медицины», что исцеление, на самом деле, когда концепции физической, психологической, интеллектуальной реальности человека и его нравственной составляющей находятся во взаимном равновесии. Этот баланс заключается не в том, что всё должно быть развито в равной степени. Но равновесие -- это всеобъемлющая концепция во Вселенной, посредством которой Бог создал всё сущее. Всё сущее и мир сущностей. В этом смысле, равновесие -- это выражение или один из аспектов, определяющих красоту. И мы должны стремиться приучить себя увлекаться истинной красотой, которая в конечном счете выражается в равновесии, а равновесие всегда связано с нравственными, конструктивными, созидающими ценностями.

Дорогие друзья. Существует хадис в исламе, который гласит, что Бог красив и любит красоту. Почему Бахаулла называет себя Благословенной Красотой? Для этого есть две причины.

Прежде всего, Он заявляет, что является Явлением Той реальности Бога, известной еще в теологии прошлого, а в христианской теологии мы говорим “Явился во Славе Отца Своего”... Прежде всего, если Бог красив и любит красоту, Бахаулла заявляет что Он -- проявление этой красивой реальности, которую мы называем Богом.

Во-вторых, друзья, очень важно, что нам говорит Бахаулла. Он пишет, в объяснении, почему мы, люди, были сотворены, что Бог известен нам как совершенство. Совершенство создало несовершенство из любви, чтобы несовершенство стремилось стать как совершенство.

В этом смысле красота -- это то, что приближает тебя к твоей конечной цели, напоминая тебе, что ты был создан, чтобы стремиться к совершенству. Когда бы ты ни видел красоту, вещи, которые красивы, никогда не забывай, что эта красота -- напоминание, что тебе не жить в этом мире, в котором ты сейчас живешь, ты здесь транзитом, это путешествие к совершенству. Совершай свое путешествие к совершенству!

Вот почему красота -- такая важная этическая концепция в вере Бахаи. Бахаулла упоминает музыку, конкретно музыку среди всех человеческих искусств как лестницу для души. Я уже говорил, что в религиях прошлого искусство и музыка были запрещены, не одобрялись, демонизировались, Бахаулла говорит -- нет, совершенно наоборот, музыка -- лестница для души, как сказано в абзаце 51 «Китаб-и-Акдас», по которой человек может подняться в царствие в вышних, и далее Он предостерегает, в том же абзаце, что она не должна использоваться для себялюбия и страсти, не должна преступать границ дозволенности и достоинства. Вот что важно, друзья.

Абдул-Баха объясняет, искусство -- это когда что-то рождается от созидательной силы, исходящей от тебя. Ты имеешь в себе эту пульсирующую силу создавать вещи, подобно явлению созидательной силы Бога. Но то, что рождается, рождено от любви к Богу. И в духе служения человечеству. Как неотъемлемых элементов цивилизованной жизни. И стимуляторов духовного и социального прогресса. Такова музыка, приемлемая у Порога Божиего.

Баб в Скрижали, явленной в 1846, пожалуйста, друзья, это очень недооцененная Скрижаль, об этике в целом. Очень важная скрижаль. Его Святость Баба в Исфахане в 1846 году один из верующих-мусульман спросил  по поводу музыки, музыка была запрещена, держать музыкальный инструмент в руках было запрещено, так вот, он спросил Баба, сейчас возникло новое духовное движение, действительно ли в нём музыка от шайтана или же она всё же выражение Бога? От Бога ли она или от чего-то, что нам нужно демонизировать?

Его Святость Баб дает ответ, который очень-очень-очень невероятный! Невероятно глубокий. Очень интересный. Баб ответил -- вместо того, чтобы говорить, что музыка -- это хорошо, или музыка -- это плохо, Он ответил, что это зависит от мотивов… Если целью музыки является самовосхваление, или вред другим, или опечалить чье-то сердце, для тебя лучше было бы родиться без языка, чтобы не создавать такую музыку или без ушей, чтобы не слышать такой музыки. Поскольку она уводит тебя вдаль от твоего истинного предназначения. Но если музыка служит для тебя инструментом, соединяющим тебя с тайнами, сокрытыми в мире бытия, то музыка -- это свет превыше света. Видите?

Баб не говорит, что она в целом хорошая или в целом плохая, как и Бахаулла тоже не говорит ничего такого в «Послании к Сыну Волка», многие мусульмане задавали вопрос -- почему Бахаулла являет на персидском языке? Сейчас многие персы спрашивают -- почему Бахаулла явил так много на арабском? Бахаулла не говорит, что язык в целом хорош или плох, Он говорит, это зависит от того, как ты его используешь.

Баб говорит то же самое о музыке и искусствах. Искусство не хорошее и не плохое. Оно является тем, во что ты его превращаешь… В конечном счете, если оно -- инструмент для того, чтобы ты становился ближе к Богу, то оно -- свет всякого света… Если оно делает тебя деструктивным, делает других людей грустными, сбивает кого-то с толку, если оно передает ложные ценности, то, разумеется, оно не одобряется Богоявлением.

Сейчас, друзья, другой очень важный пункт. Абдул-Баха говорит, что музыкальный, мелодичный голос привлекает чистых душой, но возбуждает страсть в душах, обуреваемых желаниями. То есть, Абдул-Баха здесь говорит то же, что я сказал о Бабе. Он говорит -- музыка может сбить некоторых людей с пути, а некоторых -- вести к цели, с которой они были сотворены. Может стать полезным инструментом, который поможет им заново родиться.

Возлюбленные друзья, другой аспект, о котором нам необходимо помнить, одаренность в плане музыки и искусств, которая потенциально заложена в каждом из нас, сила созидания, творческая сила в человеке, которая выражается в цивилизациях, институтах, памятниках, множестве разных вещей, духовна по своей сути, а не исходит от самого человека.

Абдул-Баха говорит, что искусство -- это лишь выражение имени Бога -- Создатель. Что бы ты ни создавал, это вдохновлено божественным царством.

Бахаулла пишет в одном абзаце, а еще есть одна скрижаль у Абдул-Баха, где говорится, что души, которые вознеслись в следующий мир, если это чистые души и Бог принял их служение, то они станут источником вдохновения для других людей, чтобы те продвигали искусство. Мы всегда лишь получатели…

Абдул-Баха очень четко заявляет -- никогда не теряй себя в своих творческих способностях… Если ты хорошо поешь -- помни, что этот дар Бог одолжил тебе, он исходит из божественного царства. Если ты хороший поэт -- помни, что этот дар, это вдохновение исходит откуда-то свыше, а не от тебя самого, от твоего жизненного опыта, только лишь оттуда. Это инструменты, которые ты используешь, но вдохновение исходит откуда-то еще.

Что это значит? Что истинный человек искусства всегда смиренный! Более смиренный, чем те, кто это искусство потребляют! Потому что, в конечном счете, это не от него. Он -- получатель, канал для вдохновения. Это интересно.

И другой аспект этой темы. Эта тема обширна. И друзья в этой группе могут сказать “Шахнам, не переоценивай время, которое у нас есть” и все такое. Но мы должны упомянуть эти пункты хотя бы кратко.

Следующий аспект касается мотивов -- мотивов создания музыки и мотивов потребления музыки, Абдул-Баха говорит следующее -- “Все Искусство есть дар Святого Духа. Когда свет сей озаряет разум музыканта, он проявляется в прекрасных мелодиях. Также, озарив разум поэта, он получает видимое воплощение в чудной поэзии и поэтической прозе. Когда Свет Солнца Истины вдохновляет разум живописца, тот пишет великолепные картины. Дары сии, когда возносят они хвалу Господу, выполняют свое величайшее предназначение”.

Сейчас нам нужно помнить вот что, друзья. Если мы говорим “искусство должно прославлять Бога”, значит ли это, что оно всегда должно буквально прославлять Бога? Не буквально. А посредством предназначения, стоящего за созидательной силой. Это так интересно.

Шоги Эффенди бросает вызов нашему пониманию, когда говорит о «Скрижали Медицины» -- мы говорили о ней два дня назад с персидскими друзьями, -- он сказал, что мы не верим в стандартизированный медицинский метод, медицинскую школу бахаи. Что, мол, то, что сказал Бахаулла, это абсолютная истина, а другие не правы. Мы не верим, что существует лишь одна медицинская школа, которая лучше, чем другие. Относительно -- конечно, ты можешь сравнить, которая более эффективна для данного конкретного случая, но если медицинская школа выполняет свое предназначение как минимум для одного человека  в этом мире разнообразия, то это является приемлемым и законным подходом.

В том же самом смысле Шоги Эффенди говорит о чем-то еще, слушайте внимательно -- он говорит, мы не верим в концепцию “музыки бахаи”! Нет никакой “музыки бахаи”, вот, он славит Бога, значит, это музыка бахаи. Другие люди славили Бога тысячу лет назад -- это не была музыка бахаи, это была музыка ислама или что-то еще. Нет! Ничего подобного не существует, друзья! Даже если люди не бахаи, даже если не говорят о Боге напрямую, но если текст и музыка вдохновляют других людей, это считается частью Откровения бахаи.

Бахаулла прямо заявляет -- ты не должен читать только лишь Его Писания. Он говорит -- всякое чтиво, которое способствует твоему интеллектуальному развитию посредством наделения тебя инструментами для служения человечеству, является частью Писания бахаи… Также книга о, например, физике, астрономии, философии, даже романы, если они тебя вдохновляют, Бахаулла ясно заявляет в «Скрижали к Шейху Салману», считаются частью Его Скрижали. Это очень важно. Он показывает нам, что нам нужно обладать универсальной восприимчивостью к истине, не нужно вешать ярлыки на истину, что может вести к фанатизму -- мол, другие не могут, это не те ценности и вещи, которые создаем мы, нет! Да Винчи для нас -- поразительный гений искусства! Авиценна как врачеватель! Моцарт, Бетховен, хоть они и не бахаи…

Все они были вдохновенными, и нам нужно ценить это как часть процесса взращивания человечества. В этом смысле музыка бахаи -- это не когда есть какие-то бахаи, и они пишут музыку, или когда бахаи говорит “я читаю молитву”. Когда бы кто-либо ни делал что-то с целью, упомянутой выше, это является частью универсального Откровения Бахауллы. Универсальное Откровение Бахауллы настолько широко и необъятно, что будет ошибкой говорить, вот -- это музыка бахаи, это -- искусство бахаи. И это -- не что-то исключительное, мы все -- сотрудники в этом процессе вдохновения наших братьев и сестер, людей.

Если мы это поняли, позвольте мне немного продолжить. Музыка бахаи, как говорит Шоги Эффенди… Поскольку, знаете, есть столько направлений в искусстве, которые появились с того времени, вы не можете сказать, что вот, Бахаулла появился в 19 веке, когда ислам запрещал музыку, было лишь несколько каких-то пьес в Европе, и всё, и больше некуда развиваться, музыка на этом закончилась. Друзья, не будьте так нетерпимы в отношении рэп-музыки. И то же самое -- молодым людям нужно избавиться от предубеждения по отношению к классической музыке. У вас должна быть универсальная восприимчивость к искусствам и истине, универсальная мера того, кто такой гений, что такое выражение совершенства, у нас должна быть универсальная мера.

Вот что, по моему мнению, Шоги Эффенди хочет нам сказать этой цитатой. Не говорите, что вот, искусство, оно исключительно. У кого-то может не быть подходящего голоса, к примеру, но он может писать стихи, и читать их, читать ритмично, и мы называем это рэп, и это тоже искусство. Кто-то вообще не использует голос, но какой-то инструмент, это тоже искусство. Если мы рассматриваем это так, как нам советует Шоги Эффенди, искусство -- это не что-то исключительное, доступное лишь элите общества. Каждый может этим заниматься.

Это важно помнить, друзья. И никогда не демонизируйте ни один вид музыки и искусства. Каждый вид музыки и искусства, если выполняет эту цель, является выражением Воли Бахауллы и Его видения. И даже если не можете найти этой нравственной составляющей -- всё равно не демонизируйте. Оставьте ее в покое. Люди Баха никогда не видят зла или уродства в вещах, с которыми сталкиваются в этом мире. Это важно. Они не борются со злом. Они возвышают его до состояния добра.

Другой момент, друзья. Нам всем нужно иметь, независимо от возраста, от происхождения, от того, кто мы, универсальный подход к музыке. Рэп -- это не только для молодежи, классика -- не только для тех, кто постарше. Персидская музыка -- не только для персов, западная музыка -- не только для людей с Запада. Имейте универсальное восприятие гения музыки и искусств в целом. Это то, чему нас пробуют научить Абдул-Баха и Шоги Эффенди.

Это возвращает нас к нашему ограниченному пониманию того, почему и как нас должна привлекать красота. Да, что-то нам нравится больше, что-то меньше. Поскольку, как я уже сказал, эстетика объективна, наш вкус субъективен, мы пытаемся приблизиться к тому, что является универсальными ценностями эстетики, и конечно есть разнообразие, мы говорим о единстве в разнообразии, где разнообразие -- это наш субъективный подход, но всё ещё, никогда не возводите препятствия в своем разуме, чтобы перестать наслаждаться тем, что другие люди всё ещё находят радость в чем-то. Это важно.

Если молодежи в общине бахаи что-то нравится, никогда не говорите “это не моё” или “почему они это делают”. Находите радость в том, что им это нравится. И то же самое касательно молодых людей -- находите радость в том, в чем ее находит наше старшее поколение. Это очень важно, друзья, если говорить о музыке и контексте Писаний Бахаи в целом.

Другой аспект. Каждый тип музыки в конечном счете является духовным, у нас нет особенной “музыки бахаи”. Вера бахаи -- это выражение духовной истины. А музыка -- это что-то духовное.

Искусство -- это что-то духовное. Музыка всегда духовна, Абдул-Баха объясняет это следующим образом. Он говорит, что музыка духовна, поскольку это лишь колебание воздуха. Что такое музыка? Она в материальном плане как бы и не существует, инструменты не звучат сами по себе, да, нам кажется, что звучит сам инструмент, но в реальности это лишь волны, движение беззвучных, бесцветных волн, но, как и всякая неуловимая истина, они могут быть восприняты нашими органами чувств.

Абдул-Баха говорит, что мы слышим, на самом деле, не нашим ухом, ухо -- это только часть нашего тела, наделенная функциями, которая функционирует лишь потому, что разум, часть нашего духа (наделенная разумом душа, да?), это ваш человеческий разум интерпретирует, посредством инструмента вашего уха, движение волн в мире бытия. Это то, что мы называем музыкой. Музыка -- это что-то духовное. Ухо и музыкальный инструмент -- это средства, с помощью которых дух воспринимает и интерпретирует что-то. И это то, почему музыка в целом духовна, друзья. Это что-то духовное. По сути.

А сейчас, Абдул-Баха говорит, что все эти звуки -- это лишь колебания воздуха, которые воздействуют на барабанную перепонку, колебания перепонки зависят от воздуха. Подумайте только, какая симфония многообразных звуков воздействует на дух посредством этой интерпретации. То, на что воздействует музыка -- это, собственно, дух. То есть, это дух оказывает влияние, не сама музыка, не ритм.

Подходя к завершению, последняя концепция, которой я хочу поделиться, чтобы уложиться в наше время, это то, что мы упомянули, что каждый -- это человек искусства, каждый может этим заниматься. Это не значит, что истина относительна. Что каждый может делать, что хочет. И, что бы мы ни делали, нужно сказать -- о, замечательно, продолжай в том же духе, давай еще, и никогда, так сказать, не стремись к совершенству, будь таким, как есть, делай то, что делаешь, нет. Мы не верим в такую культуру, друзья. Это звучит как вызов, но это не концепция совершенства, стремления к совершенству у бахаи, искусства и развития гениальности.

Это не значит что истина относительна. Истина абсолютна. А восприятие истины относительно. У нас всех есть восприятие истины, которое относительно. Объективная, всеобъемлющая концепция истины абсолютна. Но что такое истина в писаниях бахаи?

Истина определена Бахауллой как набор фактов, правд, малых истин, утверждений. Вот эта сумма правд в реальности и есть истина. Целую истину мы не можем понять, не можем ее достичь, поскольку наше понимание ограничено пространством и временем, то, что мы можем понять, это некие утверждения, справедливые касательно этого мира, ограниченного пространством и временем.
В этом мире существует мера -- достигнуто ли равновесие и порядок или не достигнуто.

Мы не должны говорить “делай то, что ты делаешь, это замечательно”. Шоги Эффенди говорит что-то еще, культура бахаи -- это культура экспертов. Он говорит, эксперты должны становиться бахаи, или бахаи должны становиться экспертами. И он крайне подчеркивал, что не нужно считать себя более знающим лишь потому, что ты подписал эту декларационную карточку, тебе нужно учитывать всё, что дано человечеству экспертами во всех областях. Изучай это и делай выводы на основе Писаний бахаи.

Но для тебя невозможно понимание Писаний бахаи только лишь посредством их изучения, ты можешь понять Откровение бахаи только если ты занимаешься всеми сферами знания! А сейчас -- это интересно. Это своего рода взаимодействие. Ты приходишь к пониманию Откровения Бахауллы посредством изучения того, что дано человечеству философией, социологией и всем этим, искусством, и ты понимаешь искусства, социологию и философию вновь, глубже, посредством Откровения Бахауллы. Идем дальше.

Шоги Эффенди писал об экспертах. Применительно к искусству -- в музыке есть люди, которые на самом деле изучали музыку. Которые изучали творчество гениев прошлого. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Мы считаем их гениями, поскольку есть мера того, почему она были такими великими. Если мы углубимся в этот вопрос, мы поймем, что недостаточно заниматься лишь чем-то, чтобы люди сказали “о, как здорово”. Нам нужно понять, что существует мера совершенства, тебе нужно учиться у экспертов, становиться лучше и лучше, и приблизиться максимально возможно к этой мере, данной нам.

Почему я говорю об этом? Конечно, каждому нужно заниматься музыкой и так далее, но нужно помнить о том, что Абдул-Баха говорил о детях, каждому ребенку надлежит знать что-то о музыке, с детства, он не говорит, что ты попадаешь в мир и уже все знаешь, он говорит, что с детства нужно изучать музыку, изучать, с помощью людей, которые ведут тебя, и Он говорит далее -- без знания об этом искусстве -- без знания! То есть, тебе нужно иметь знание о нем, -- мелодии, инструменты, голос не могут быть достаточно приятными. Он не говорит -- делай то, что делаешь, поскольку ты бахаи, это должно всем нравиться. Он говорит, что нужно иметь стандарт совершенства, которого ты стремишься достичь.

ВДС не пишет -- выращивай сад как хочешь. Был стандарт того, как Шоги Эффенди делал это. И не может быть компромисса, ВДС говорит, делайте это так, как делал Шоги Эффенди. И то же самое с врачами. Бахаулла ясно говорит -- он не говорит, у вас есть 28 врачей, каждый из них говорит вам, что есть, что пить, чтобы вылечиться, Он говорит -- найдите эксперта, компетентного врача.

Это не вопрос осуждения, мол, то не хочу, это не хочу. Есть установленная мера, которая изучалась, подтверждалась, и тебе нужно ценить людей, от которых можно научиться чему-то, чтобы вдохновляться и процветать. Почему я упоминаю это, друзья?

Прежде всего, чтобы показать, что стандарт бахаи очень высок. Это не означает, что никто из нас его никогда не достигнет. И это нормально, если мы пока недостаточно зрелые в том, что делаем. Но это означает, что нам нужно реально стремиться к совершенству. Это нечто, что важно в любом аспекте нашей жизни. Во-вторых -- это последний пункт, которым я реально хочу поделиться с друзьями, простите, -- я делюсь этим, потому что современное постмодернистское общество приучило нас к культуре фастфуда. Что это значит?

Она означает, что всё, что мы потребляем, должно производиться быстро, быть очень простым, ну абсолютно примитивным, не обладать глубиной, и быть тем, что может легко потребляться. Вы можете это видеть, когда пробуете начать содержательную беседу со сверстниками в обществе. Это не всегда так, но большую часть времени мы видим, что нет глубины, разговоры вроде “привет, как дела?” - “я в порядке, а ты?” “я тоже. Пока” -- “пока”.

Это очень просто, легко, ничего интересного в такой беседе, то, как мы выражаемся, слова, грамматика, даже у Баба была скрижаль о грамматике, скрижаль о святости грамматики. Где Он пишет, что язык так свят. В языке, в поэзии вы видите, также и то, как мы используем знания. Никогда еще в истории человечества знание не было так легко доступно для масс. Но именно сейчас, сегодня мы так мало его используем, так мало находим ему применение.

И другой аспект -- то, как мы размышляем о новостях. Когда многие новости клеймятся как фейковые, откуда это идет? А оттуда, что мы не понимаем, что этот мир -- крайне сложен. Мир колоссально сложен. А мы довольствуемся упрощенными ответами.
Ага, всё на свете это заговор. Что это значит? Упрощение.

Ты не используешь свой разум, чтобы проникнуть вглубь в сложность этого мира и его проблем и довольствуешься простыми, быстрыми, примитивными ответами. Иногда и музыка такой же становится. Как сейчас производится музыка? Очень быстро, массово, тексты очень простые, интонации, инструментал и все такое, можно легко ее понять, если вы прислушаетесь к тому, что звучит вокруг нас каждый день, оно призвано удовлетворить простейшие, примитивные нужды в отношении искусства у современных людей, людей, которые отвергают духовную сущность самих себя!

Никоим образом это не критика артистов. Каждый, кто создает конструктивную музыку, или не такую уж и конструктивную, мы должны ценить его. У нас много талантливых людей сейчас, в том числе и в поп-музыке. По их талантам. Но проблема в том, что общество, общество дает тебе понятие о том, как ты должен творить, чтобы получить одобрение толпы, что мы, с точки зрения социологии, пытаемся просто подстроиться под ожидания общества, создавая простейшие формы, про которые скажут, что они окей. Проблема не в артистах. А в искаженном наборе ценностей, данному человечеству.

И если мы говорим, что бахаи нужно развивать искусство, это не только об искусстве, это не так, что вот, певец бахаи изменит мир одним лишь своим голосом, если хотите развивать искусства, моё последнее утверждение на сегодня, друзья, пожалуйста, послушайте внимательно, если мы, как бахаи, хотим продвигать искусства, нам необходимо преобразовать общество, взрастить эмпатию в каждом сердце, чтобы артисты были движимы не мотивом соревнования друг с другом, но ценили универсальную ценность всего, что исходит от всех и каждого артиста в обществе.

И музыка не должна использоваться, чтобы удручать других людей и разбивать их сердца. В этом смысле, друзья, если мы хотим развивать музыку, то правильный подход, обозначенный в Послании ВДС, это стремиться следовать примеру Абдул-Баха, менять общество своими поступками и ежедневными беседами, обсуждениями с людьми. И развиваться духовно, день за днем, в свете Писаний Его Святости Бахауллы.

Спасибо большое, друзья, за ваше терпение, и спасибо, что разделяете этот значимый для нас момент с нами, я надеюсь, что вам пригодятся некоторые из упомянутых концепций, надеюсь, они помогли вам понять вещи, которым порой трудно дать определение, музыку, искусство, но вы видите, что в Писаниях Бахаи у нас есть так много подходов к их пониманию, к проникновению в суть. Много любви каждому из вас.

Сейчас у нас есть шанс прослушать одну из песен проекта «Лойчфойер», это, на самом деле, песня, которая называется “Несправедливость”. Она -- о расовых предрассудках, о социальной несправедливости, о том вреде, который мы приносим друг другу, а иногда не мы, а институты общества, систематически, давая некоторым людям в обществе преимущества и превосходство над другими.

Особенно эта песня вдохновлена движением «Blacklivesmatter» и примером Абдул-Баха, который, как было также упомянуто в этом послании ВДС, сделал одной из целей своего путешествия на Запад пробуждение в людях сознания, не видящего цвета кожи, и вы знаете историю о Нем и Луисе Грегори, куда бы Он ни шел, Он брал с Собой Луиса Грегори, чтобы показать людям и институтам, что нет разницы между черными и белыми.

Вот чем мы вдохновились при создании песни “Несправедливость” (Injustice), которую нам сейчас покажет Амин, он продемонстрирует видео, куплеты на немецком, припев на английском, мы живем в Германии и пытаемся писать музыку для широких масс, у нас есть фрагменты на английском, фрагменты на немецком, некоторые песни лишь на немецком, некоторые целиком на английском, у нас есть песни и с персидскими аспектами, но да, немецкий аспект касается того, что все члены группы живут в Германии.

Дорогие друзья, я надеюсь, что вам понравится эта композиция и видео, это песня из нашего последнего альбома, который вышел в этом году полтора месяца назад, он называется “Банкай”, это японское слово, означает “Полное высвобождение духа”, или “усилие по одухотворению себя”, в этом альбоме у нас есть песня, которая называются “Несправедливость”, мы покажем вам видео.

Амин продолжает: “Спасибо большое, Шахнам, за все мысли, которыми ты поделился, и у меня есть тут также комментарии в чате, и я хочу поделиться одним удивительным -- о том, что искусство это для всех, и каждый в глубине души художник, человек искусства. Спасибо за это замечание. Тут есть еще вопрос, и я думаю, что на следующем звонке мы поднимем этот вопрос вновь, но я зачитаю его сейчас “Можешь рассказать о внутренней красоте? И почему важно развивать внутреннюю красоту?”. Я думаю, это прекрасный вопрос, и я думаю, что в следующий раз мы им займемся…”

Шахнам перебивает: “Прости, Амин, перед тем, как включить песню “Несправедливость”, можешь ли ты сначала зачитать вдохновляющую цитату Абдул-Баха о музыке и искусстве?”

Амин: “Да, конечно, мы сделаем. Другое замечание, которое я хочу зачитать “Многие музыканты ищут совершенства, в своей музыке, в своем посыле”. Да. Спасибо большое, спасибо за комментарии, спасибо за такой активный чат, за участие. И что я сейчас сделаю, так это снова поделюсь своим экраном, мы быстро посмотрим на некоторые цитаты из Писаний. Да. Я начинаю.

«102.2.  А потому, о возлюбленные Господа! Трудитесь, дабы влиться вам в сей движущийся поток и обрести благословение сие, дабы стать вместилищем милостей Божьих, зарницами света Его единства, явителями даров и благ жизни новой. Будьте в сем краю пионерами на стезе совершенств человеческих; развивайте науки, будьте неутомимы и деятельны на поприще изобретательства и искусств. Радейте о том, чтобы улучшались нравы, возвысьтесь над миром в чистоте и праведности». (ИЗБРАННОЕ ИЗ ПИСАНИЙ АБДУЛ-БАХА)

«О досточтимый! Слава Богу, что ты обучен музыке и мелодии, и воспеваешь приятным голосом прославление и хвалу Вечного, Живого. Я молю Бога, чтобы ты применял этот талант в молитвах и воззваниях, чтобы души оживлялись, сердца привлекались и все воспылали огнем любви к Богу!» (СКРИЖАЛИ АБДУЛ-БАХА, индивидуальный перевод)

«О ты привлеченный Царствием! Заверши изучение музыкального искусства и принеси себя тем самым в жертву Господу Царствия».
(СКРИЖАЛИ АБДУЛ-БАХА, индивидуальный перевод)

«В силу этого, поразмысли, сколь восхваляемо и ценимо музыкальное искусство. Если можешь, постарайся использовать духовные мелодии, песни и напевы и привести земную музыку в гармонию с мелодией небесной. Тогда ты заметишь, какое огромное влияние оказывает музыка и какую небесную радость и жизнь она приносит. Используй такую мелодию и лад, чтобы соловьи божественных тайн наполнились радостью и экстазом. (Из Скрижали, переведенной с персидского, индивидуальный перевод)

«Музыкальное искусство оказывает на нас божественное возвышенное влияние. Оно дает нам пищу для ума и сердца. Волшебная сила и очарование музыки пробуждают в душе человеческой возвышенные чувства… Скрытые таланты, которыми наделены детские сердца, могут раскрыться, благодаря влиянию музыки. Поэтому вы должны стремиться дать им хорошее музыкальное образование; учите их красиво и правильно петь. («ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО МИРА», АБДУЛ-БАХА)

С этими мыслями мы предлагаем вам прослушать песню “Injustice” проекта Leuchtfeuer. Надеюсь, вам всем понравится.

YouTube канал музыки, которую создает Шахнам с друзьями –- ProjektLeuchtfeuer:

https://www.youtube.com/channel/UCKw7KcKWdUysEZqOGAMEPDw


Рецензии