Биология и школа

БИОЛОГИЯ И ШКОЛА

Я сочинила такой план по развитию пришкольной территории для того, чтобы поспособствовать повышению уровня образования школьников в области биологии, выработке навыков постановки экспериментов с растениями, воспитанию чувства ответственности за мир природы, воспитанию эстетического вкуса по просьбе директора женской гимназии, в которой я работаю.

Но, время показало, что это мои фантазии. Реализовать такое не по плечу общеобразовательному учреждению. Или, я ошибаюсь? Реализация плана в моей гимназии происходит, но не так быстро. Пришкольная территория меняется с каждым годом и радикальным образом. В любом случае это может стать ориентиром, к которому хочется стремится в процессе развития системы образования.

КОМПЛЕКС ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

1. Полевая лаборатория. Одноэтажная деревянная постройка -- летний домик. Размер 6 х 6 кв.м с круговым остеклением. Внутри: лабораторный столы, лавки, полевое оборудование (лупы, бинокулярная лупа, микроскоп, настольные весы, лотки с лабораторными инструментами, гербарные паки и прессы, гербарная бумага, стеклянные банки, лопатки,,, ). Назначение помещения: 1) для сортировки живых объектов фауны и флоры, и почвенных образцов; 2) для определения объектов и проведения контрольных измерений образцов растений и животных; 3) для заполнения полевых дневников, которые необходимы в процессе проведения исследовательской работы школьников по ботанике и зоологии.

2. Оранжерея. Одноэтажная постройка с остекленным потолком и круговым остеклением, с центральным отоплением. Размер 18 х 6 х 6 кв.м. Внутри: гряды, стеллажи, подпорная стенка для растений. Назначение помещения: 1) для выращивания рассады цветочных культур; 2) для перезимовки многолетних растений открытого грунта, которые требуют укрытия на зиму в виду своих биологических особенностей; 3) для выращивания крупномеров; 4) для постановки и проведения обучающимися опытов по выращиванию декоративных комнатных растений; 5) для выращивания редких растений в познавательных и образовательных целях; 6) для выработки у обучающихся навыков по уходу за комнатными и оранжерейными растениями.

3. Опытно-полевой участок. Размер 6 х 18 кв.м. Ровный участок и часть склона. Резервуары, ограниченные бетонными стенками с размером 1 х 1 х 1 кв.м (можно ограничиться мобильными грядами с дюралиевыми или другими бортами). Назначение:1) постановка экспериментов с дикорастущими и декоративными травянистыми растениями необходимые для проведения исследовательской работы по ботанике с участием особо-одарённых детей.

4. Флористический участок. Назначение: 1) для поддержания фрагментов флоры и растительности (луговая, прибрежно-водная, водная) региона с целью ознакомления обучающихся с растениями местной флоры; 2) для выбора растений в качестве объектов в процессе постановки экспериментов с растениями на опытно-полевом участке с участием особо-одарённых детей.

5. Декоративный участок. Назначение: 1) для демонстрации обучающимся разнообразия форм и расцветок ряда сортов у некоторых видов растений, искусственно созданных с помощью генной  инженерии; 2) для сбора декоративных элементов растений с целью составления флористических композиций, которые можно использовать в образовательном процессе и для декорации интерьера; 3) для выработки навыков у обучающихся приёмов составления флористических букетов из живых растений, сухоцветов и составления панно из элементов засушенных прессованных растений.

6. Ландшафтный участок. Два фрагмента: 1. Для многолетних культур; 2. Для однолетних культур. Назначение: 1) для демонстрации приёмов ландшафтного дизайна; 2) для выработки у обучающихся навыков по выращиванию культурных растений (древесных, кустарников, многолетних и однолетних травянистых растений, лиан) и уходу за садом.

7. Дополнительный элементы к территориальному ансамблю школы: лужайка и спортивный газон. Назначение: 1) для активного отдыха; 2) для уроков физической культуры; 3) для демонстрации такого элемента ландшафтного дизайна как устойчивый к вытаптыванию газон.

8. Зимний сад в интерьере. Элементы: опорная стенка для лиан, флорариум (витрина с подсветкой для выращивания растений); декоративные композиции из комнатных растений  в крупных кашпо; декоративные композиции из миниатюрных растений в отдельных кашпо; настенные панно из засушенных прессованных растений. Назначение: 1) для создания зоны релаксации для обучающихся  и сотрудников образовательного учреждения; 2) для демонстрации приёмов по фитодизайну интерьера; 3) для демонстрации разнообразия форм и сортов комнатных растений; 4) для демонстрации географического разнообразия представителей растений, которые используются для озеленения интерьеров.

                Светлана Федорова, Казань, 2023 г.


Рецензии