4 октября. Последний император

4 октября 1987 года в рамках внеконкурсного показа на международном кинофестивале в Токио состоялась премьера эпического байопика Бернардо Бертолуччи "Последний император".

«Последний император»  стал первым западным художественным фильмом о Китайской Народной Республике, снятым в Китае после прихода к власти коммунистов в 1949 году. Чтобы понять, как и почему он появился, нужно внимательнее посмотреть на творческую биографию Бернардо Бертолуччи. С начала 70-х годов эта биография развивалась, что называется, "от победы к победе". 1970 год - "Конформист", 1972 год - "Последнее танго в Париже", 1976 год - "Двадцатый век". А затем начался спад. В 1979 году как зрителями, так и кинокритиками был плохо воспринят фильм Бертолуччи "Луна", а затем ещё хуже фильм 1981 года "Трагедия смешного человека". Возложив часть ответственности за эти провалы на европейскую публику и европейских кинокритиков, Бернардо Бертолуччи решил продолжить свою творческую карьеру в Америке.

К этому моменту у него были некоторые наработки для работы в Голливуде. Ещё в начале 1970-х годов он задумал осуществить экранизацию первого романа Дэшила Хэммета "Кровавая жатва" (1929). С этой целью им был написан первый набросок сценария, в который он включил ряд характерных для его творчества политических тем. Он даже начал вести переговоры об участии в его проекте с такими звездами американского кино, как Роберт Редфорд, Джек Николсон, Клинт Иствуд, Уоррен Битти. В 1982 году Бертолуччи переехал в Лос-Анджелес, чтобы начать производство, но... Но голливудские продюсеры, что называется, "замотали" проект. Возможно, включение в чисто криминальную историю Дэшила Хэммета политических тем, волновавших режиссёра с коммунистическими убеждениями, не вдохновило голливудских продюсеров на сотрудничество. И тогда Бертолуччи обратил свой взор на восток, на Китай.

Интерес к судьбе последнего китайского императора появился у Бернардо Бертолуччи после того, как кто-то из друзей дал ему почитать двухтомную биографию Пу И. Эта биография была написана младшим братом последнего императора Пу Цзе. Первое издание этой биографии охватывало период жизни Пу И до 1957 года и было опубликовано в 1960 году. Существуют два варианта перевода китайского названия этой книги: "От императора к гражданину" и "Первая половина моей жизни". В 1964 году вышло второе издание биографии Пу И, дополненное информацией о годах после 1957 года, на зато существенно сокращённое цензурой из-за проходившей в КНР в 60-х годах т.н. "культурной революции".

Бернардо Бертолуччи отправился в Китай, где предложил властям два варианта будущего фильма о революционных событиях: 1) роман «Судьба человека (La Condition Humaine)» Андре Мальро о неудавшемся коммунистическом восстании 1927 года в Шанхае, 2) биографическая книга "От императора к гражданину". Китайские власти сделали выбор в пользу историю Пу И. И это понятно: роман Мальро ведь не был отцензурирован.

Власти Китая поставили условие, что сценарий будущего фильма будет утвержден ими. На этих условиях Бернардо Бертолуччи будет предоставлена вся необходимая поддержка. И эти условия были выполнены: к услугам Бертолуччи были предоставлены все студийные помещения, 19 тысяч статистов, значительную часть которых составляли военнослужащие Народной Армии Китая. Более того, когда понадобились две тысячи человек с выбритой передней частью головы, которые могли бы изображать знаменосцев династии Цин, китайские офицеры уговорили своих солдат сделать это. Правда, всем этим солдатам заплатили за эту операцию по 3,5 доллара.

О том, какое значение придавали китайские власти фильму Бертолуччи, говорит такой факт. Время съёмок фильма в Китае совпало с государственным визитом королевы Великобритании Елизаветы II. Она хотела посетить Запретный город, но китайские власти отдали приоритет съёмочной группе, и королева не смогла попасть в Запретный город.

Мнения кинокритиков по выходу фильма "Последний император" разделились. Если гуру американской кинокритики, обладавший благодаря своему статусу лауреата Пулитцеровской премии относительной независимостью, Роджер Эберт, поставил фильму высшую в его системе оценку - 4 звезды, то обозреватели из официальных и влиятельных изданий фактически подвергли картину обструкции. Например, Рита Кемпли из The Washington Post в своей рецензии писала: "Личная трагедия Пу И превратилась в трехчасовую трагедию Бертолуччи....Это документальная драма, которая ослепляет, но в основном скучна... Бертолуччи, чувственный марксист, рисует сцену жуткой похоти и испорченной невинности... Но нам нужно нечто большее, чем элегантные параллели и роскошные производственные ценности. Нам нужно напряжение, характеристика, драма. Тщательно составленный «Последний император» не является драмой. Это трактат о том, как ... как золото может иссушить душу." (1)

Колумнист другого влиятельного издания, The New York Times, Винсент Канби также наполнил свой отзыв о фильме высокомерно-снисходительными эпитетами и охарактеризовал фильм как "элегантную туристическую брошюру. которая способна возбудить любопытство и позвать в поход. Который в конце концов, обернется разочарованием." (2)

Однако, кинематографическое сообщество, выразившее свою оценку фильма Бертолуччи в настоящем дожде фестивальных наград, фактически опровергло мнения обозревателей влиятельнейших американских изданий. В начале 1988 года "Последний император" получил 5 номинаций на премию Золотой Глобус, из которых победил в 4-х, включая важнейшие: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. Чуть позже Американская киноакадемия номинировала фильм Бертолуччи в 9 категориях и во всех присудила свою премию Оскар, в том числе, в важнейших: Лучший фильм и Лучший режиссёр.

В том же 1988 году Французская киноакадемия присудила фильму Бертолуччи свою премию Сезар как Лучшему иностранному фильму, хотя среди претендентов на эту премию были "Неприкасаемые" Брайана де Пальмы, "Небо над Берлином" Вима Вендерса, "Интервью" Федерико Феллини, "Очи чёрные" Никиты Михалкова. Итальянская киноакадемия ожидаемо номинировала фильм Бертолуччи по 10 категориям и в 9 из них, включая важнейшие, присудила свою премию Давид ди Донателло. Европейская киноакадемия наградила "Последнего императора" Специальным призом жюри (главная премия тогда досталась "Короткому фильму об убийстве" Кшиштофа Кесьлёвского).

В 1989 году фильм Бернардо Бертолуччи "Последний император" получил премию БАФТА Британской киноакадемии как Лучший фильм и премию Японской киноакадемии как Лучший иностранный фильм. На премию Японской киноакадемии, кстати, претендовал также фильм Стэнли Кубрика "Цельнометаллическая оболочка".

Современные кинозрители оценили фильм Бернардо Бертолуччи "Последний император" весьма высоко. 64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильм Бернардо Бертолуччи "Последний император" (см. Предисловие) составил 10,754, благодаря чему он занял 17-е место в Золотой Тысяче.
____________________________________________


Рецензии