За Учителей!!!

                ПРОЛОГ

    Так совпало, что сегодня сразу три знака показали мне, что сегодня – 5-го октября, который в России отмечается, как день  УЧИТЕЛЯ, я должен хотя бы пару строк написать для воспитания молодого поколения на традициях высокой нравственности и здорового образа жизни, как их понимаю я.

    «Дон Хуан знаками показал, что он Хуан» - один из постулатов Карлоса Кастаньеды.

    Немного о знаках: Первый – утром отправил жене, милой Ирине, смс: «Если бы ты знала, как за эти 12 лет борьбы с БАС – болезнью, которую не излечивает современная медицина, хочется тупо послать чувство долга на хрен, лечь и просто лежать, дожидаясь конца… Я просто устал каждый день истязать своё тело. Самое сложное – это отсутствие голоса. Даже в «жилетку поплакаться» не могу, чтобы пожалели». На что мне мудрая жена ответила: «Милый, я живу с тобой только потому, что для всех ты остаёшься по-прежнему Командиром, за которым идут в бой. Я тобой горжусь, видя, как ты не сдаёшься в своей каждодневной борьбе. Ты служишь примером для многих, и если бы это было  не так, я бы давно ушла от тебя… Так что борись и не сдавайся, на тебя вся страна смотрит»...

                ВСПОМНИМ НАШИХ УЧИТЕЛЕЙ

   Как-то в 1983 – 84 годах довелось сначала зимой пробыть в служебной командировке 1,5 месяца, РП при практическом пусках АКР (авиационных крылатых ракет) на полигоне  «Макат», а потом ещё прилететь на неделю летом. Жил костяк моей группы в гостинице «Дон» в городе Ахтубинске, а штурмана, капитана Витю Васильева, впоследствии закончившим 929 Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова (929 ГЛИЦ ВВС имени В. П. Чкалова), я отправил на сам полигон, дабы проконтролировать точность попадания ракет в цель, а если экипаж, не дай Бог, промажет, то, за счёт 30 литров спирта «подтащить» ракету ближе к цели…

   В Ахтубе уже учились в ШЛИ однокашники: Олег Припусков, Костя Припусков, и Михаил Поздняков, а впоследствии пришли Серёга Буров и Валера Михалкин. И вот при мне в Центре 4 человекам пришло звание «полковник», а 3-м – «Лётчик – испытатель 1-го класса». И КАШНИКИ предложили выехать в конце недели выехать вместе с ними в «ресторан Пеньки» - где-то за городом, на берегу реки Ахтубы, притока Волги. Единственное условие – одеть свою морскую форму,   подполковника Морской авиации СССР, со всеми регалиями…

  Короче, приехали, сели, на опушке леса и берегу реки импровизированный  стол, за которым человек 50 мужиков, в основном, в комбезах, но кое-то одет и по «гражданке», лётчиков, техников, штурманов, радистов. Ждём. Но всё уже в тарелках и в стаканах – нолито… Из подъехавшего уазика вышел генерал, (Костя, сидевший рядом, назвал фамилию, но я не запомнил), а вот слова его и тост врезались в память навсегда: «Мужики, тут сидят только свои, поэтому буду говорить всё, как есть, ничего не скрывая… Ребята, спасибо вам, что вы живы…», - тут его взгляд падает на меня, сидящего на галёрке, в конце стола. Он прерывается и задаёт вопрос пилоту слева: «Это что у нас за птица залётная затесалась?» Пилот футболит этот вопрос дальше, сидевшему рядом, тот следующему… через 20 человек вопрос доходит до Константина Припускова. Тот отвечает: «Да, это  Вася Чечель, однокашник по училищу, здесь пролётом с Балтики, я пригласил».

    Ответ идёт через всех обратно, доходит до генерала: «Повторяю – здесь только свои. Ребята, спасибо вам, что вы живы…» И дальше слова о смысле работы лётчиков – испытателей, о тех, кто погиб… «За наш труд и работу, которая не всегда ведёт к долголетию!!!  - прозвучал первый тост. Потом слово взял его зам., полковник, сидевший справа, (фио опять не запомнил, помню только, что он, со слов Кости, заканчивал - Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков (Балашовское ВВАУЛ) — лётное училище в городе Балашов Саратовской области. На протяжении второй половины XX века являлось единственным профильным учебным заведением СССР (а затем России) в сфере подготовки лётчиков для транспортной авиации.

      Училище существовало с 1930 года, в 2002 году было реорганизовано в Балашовский учебный авиационный центр (785-й УАЦ) — 4 авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института).

   Я помню, что меня этот факт поначалу удивил своим, якобы, «противоречием», ведь ГЛИЦ, в основном, специализировался на войсковых испытаниях боевой авиационной техники и оружия, которое оно могло брать себе на борт. И вроде, транспортное училище тут не катит. Но потом, когда вник в подготовку, которую давали в ШЛИ, понял, что никакого противоречия нет. Теория и практика, даваемая слушателям Школы испытателей, была  настолько универсальной, на  разных типах ЛА, что впоследствии позволяла проводить все виды испытаний АТ. Главное, чтобы твои лётные качества соответствовали должному уровню, а это уже во многом зависело от Учителей и  Инструкторов, кто учил…

   Вот о них и начал свой второй тост полковник, зам. НЦ: «Я предлагаю вспомнить всех, кто нас так или иначе учил. Вот мы пошли в 1-ый класс, и, наверняка, помнят многие свою ПЕРВУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ в школе, которая нам дала начальное образование. С пятого класса и дальше Учителей прибавилось. Добавились предметы:  физика, математика, химия, иностранные языки, литература, история, физкультура стала отдельной дисциплиной со своим персональным преподавателем, уроки труда – аналогично и т.д. И все преподаватели старались в нас вложить знания – вкладывая в нас частичку своей души, готовили к взрослой жизни…

   Следующий этап – поступили в авиационное училище. Сначала теория – опять много новых предметов и учителей. Наконец полёты, «курсанты помнят первого Инструктора ещё сильней, чем первую любовь!!!» Освоили самолёты, вертолёты первоначального обучения: ЯК-18, Л-29, Л-39, МИ-2, АН-26. Далее, третий курс, переход на боевые машины – соответственно, опять НОВЫЕ Инструктора… Приход в боевой полк, процесс обучения заново… Получили 1-ый класс, поступили в ШЛИ, НОВЫЕ преподаватели и Инструктора учат Методике лётных испытаний и всему тому, без чего невозможно испытывать новые ЛА, на благо нашей  Отчизны и Родины…

   Т.е. впереди нас всегда кто-то был, учил, вёл за руку. Но время неумолимо: кто-то закончил лётную работу по возрасту, кто-то ушёл по болезни, а кто-то не вернулся из полёта… Теперь мы первые, впереди – никого. Теперь мы учим молодых, как летать, как воевать, как выживать, при этом проявляя лучшие человеческие качества… И от того, насколько качественно мы это сделаем, зависит будущее нашей Авиации, да и страны в целом!!!

   Я предлагаю тост за УЧИТЕЛЕЙ, за всех, кто когда-то нас учил. Пожелаем им Здоровья и Удачи!!!

   А потом был ещё «Третий тост»,  и все последующие… Закончилось всё песнями и импровизированным концертом под баян и две гитары. Честно скажу, редко после доводилось видеть такое безудержное веселье, в коллективе, где сидят одни мужики. Помню, ещё тогда у меня мелькнула мысль: «Так веселиться от души могут только мужчины, в профессии которых, риск – это норма жизни, и дай Бог им всем, чтобы количество взлётов совпадало с количеством нормальных посадок!!!»
               
                http://proza.ru/2011/11/11/177

   На фото - памятник "Крыло" в Ахтубе - лётчикам - испытателям, ушедшим на Небеса...


Рецензии
Принимая поздравления как учитель, я даже не задумывалась о том, насколько широко можно трактовать само понятие Учитель.

Все те, кто ведут нас по жизни, кто помогает советом и подсказкой, кто рядом, когда трудно, все они - наставники, наши учителя.
Василий Васильевич, спасибо, что об этом напомнили. И как же славно, что Вы остаетесь в строю! Пусть у Ваших учеников количество взлётов всегда совпадает с количеством нормальных посадок!

Здоровья и удачи всем, кто впереди!
С уважением,

Нина Апенько   07.10.2023 15:07     Заявить о нарушении
Нина, спасибо за отзыв, с теплом, ВВЧ.

Полковник Чечель   07.10.2023 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.