Правда жизни. Часть 1

ПРАВДА ЖИЗНИ. Часть 1
 
Сочинение "СУДЬБА МОЛОДОГО УЧЁНОГО В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ" я написала в 2008 году. И оно не осталось лежать в моём столе. Я представила его руководству Казанского университета на рассмотрение и его читали коллеги. Дополнительных репрессий в мой адрес не последовало. Но, и особого результата, если не считать более уважительного ко мне отношения со стороны начальства не получилось добиться.

С тех пор много воды утекло, университет поменялся, люди тоже поменялись. Сейчас это «мемуары», характеризующие период 1-й десятилетки XXI века. Как сейчас обстоят дела в тех сферах деятельности, которые я описывала тогда, я не в курсе. Ведь я всего на-всего занимаю должность старшого лаборанта на моей родной кафедре, причём на 0,25 ставки с окладом 4000 рублей в месяц. И это факт. Дорогой мой читатель, ты знаешь, что правда – это мой конёк. Я поделюсь опытом каким образом я ещё жива, позже. Но то, что я за это лето потеряла 7 кг веса из-за того, что у меня не было средств на покупку минимума продуктов это факт.

Я не жалуюсь на жизнь. Напротив, благодаря такой диете я стала ещё более прекрасной. А жизнь моя по сравнению с той которая есть на фронтах или рядом с ними просто райская. Дома тепло, светло, уютно…

Сейчас смотрю телепрограмму «Большая игра». Правительство США проводит свою внутреннюю политику «Морит людей как тараканов распространяя отраву в виде наркотических средств среди низших слоёв населения». Улицы Филадельфии покрыты постепенно умирающими по большей части молодыми людьми. И ещё другую политику «Кастрирует половозрелых людей и лишает их идентичности по просьбе самих хе жертв».

И ещё Правительство США (или кто там за ним стоит и за нитки каждого члена правительства дёргает благодаря накопленному на каждого компромату?) проводит международную политику на территории Украины «Уничтожает половозрелое мужское население путём насильственной отправки мужчин на линию соприкосновения под огонь Российских войск: превращает людей в смердящую груду человеческих останков». И ещё другую политику «Создаёт банк человеческих органов на основе потрошения тел, раненных на линии соприкосновения бойцов (или загнанных вместо подготовленных бойцов трудяг)».

Вот где ад наяву! А то, что описано в моей повести или те затруднительные обстоятельства жизни, в которых я находилась и продолжаю находиться – это всё дело житейское! В конце концов, если мой организм настолько энергичный и дееспособный, что я в состоянии каждый день пополнять базу моих произведений и произведений моей мамы с молниеносной скоростью, то это значит, что все лишения на пользу!

СУДЬБА МОЛОДОГО УЧЁНОГО В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ, в которой автор показывает целесообразность своего сочинения

ГЛАВА ВТОРАЯ, в которой рассказывается о трудовой деятельности заведующего кафедрой и о положении аспиранта на кафедре

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой рассказывается о том, как молодой учёный сразу после аспирантуры поступает в «лаборантуру» и о том, что из этого получается

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ, в которой рассказывается о том, как студент занимается научно-исследовательской работой и о том, какую роль в этом играет старший лаборант

ГЛАВА ПЯТАЯ, в которой рассказывается о том, как старший лаборант подготовил диссертацию и пытается довести её до защиты 

ГЛАВА ШЕСТАЯ, в которой старший лаборант размышляет о том, что ожидает его после получения диплома кандидата наук, если он останется на своей кафедре 


ГЛАВА СЕДЬМАЯ, в которой старший лаборант описывает реалистическую картину будущего кафедры, факультета и университета

ГЛАВА ВОСЬМАЯ, в которой старший лаборант видит в своём воображении альтернативную картину будущего кафедры, факультета и университета

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, в которой старший лаборант предлагает пути развития кафедры, факультета и университета

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, в которой автор упоминает о своём инновационном предложении, надеется на изменение внутренней политики университета и на помощь в реализации авторской идеи 
 

ГЛАВА ПЕРВАЯ, в которой автор показывает целесообразность своего сочинения

В 1989 году я попала на одну из кафедр Казанского университета в качестве студентки первокурсницы и с тех пор жизнь моя неотрывно связана с этой кафедрой и с университетом.

Постепенно двигаясь от основ познания науки к решению актуальных проблем общества и природы, я получила бесценный опыт, которым поделюсь с читателем на страницах своего сочинения.

Несколько типичных для университета историй, героиней которых я являюсь, будут правдиво рассказаны, и многие герои узнают в них себя.

Было бы нецелесообразным простое описание событий, поэтому я поставила перед собой цель оценить настоящее положение дел в университете через призму своих переживаний и ощущений и представить картину будущего кафедры, факультета и университета.   

Роль Казанского университета в городе, республике, государстве и мировом сообществе настолько велика, что решение ни одной из актуальных проблем науки и общества не обходится без активного участия его специалистов. Поэтому, о будущем университета необходимо задумываться всегда, и время от времени принимать решительные меры, способствующие ускорению процессов развития.

Развитие университета на современном этапе развития общества и природы необходимо. Нет смысла затрачивать огромные деньги на содержание университета в качестве исторического памятника, и тем более в качестве ружья с холостыми патронами, издающими пугающий звук «КГУ!».

Не секрет, что подавляющее большинство выпускников, получивших дипломы университета, аспирантов, получивших или ещё не получивших дипломы кандидатов наук, оказываются на улице, теряют возможность продолжить научные исследования, теряют свою квалификацию, и в лучшем случае пополняют «офисный планктон». Колоссальная невостребованность выпускников - проблема, прежде всего, самого университета, которую необходимо решать, а не вуалировать её списками о «благополучном трудоустройстве».

Не стоит ждать директив сверху. Лучше, и эффективнее самим повлиять на судьбу родного университета, а впоследствии полученным опытом поделиться с другими вузами. Тем более что интеллектуальный потенциал университета пока ещё на 99 процентов не реализован.

ГЛАВА ВТОРАЯ, в которой рассказывается о трудовой деятельности заведующего
кафедрой и о положении аспиранта на кафедре

Роли заведующего кафедрой не позавидуешь. Ведь ему приходится выполнять длинный список обязанностей. Весь список оглашать не будем, а остановлюсь на некоторых наиболее важных пунктах.

1. Следить за сотрудниками, собирать на них компромат, оформлять акты о нарушениях дисциплины и доводить их до отдела кадров;

2. Давать установку на тот или иной исход голосования в случае необходимости принятия кафедрой важного и не очень важного решения: от невозможности рекомендовать доцента с 40-летним стажем на получения грамоты, с целью его дальнейшего признания ветераном труда до отрицательной резолюции на диссертационную работу, сделанную сотрудником кафедры;

3. Шантажировать, запугивать и эксплуатировать сотрудников, студентов, аспирантов с целью подчинить их своей власти;

4. Всеми возможными способами препятствовать любому начинанию сотрудников от проведения хоздоговорных и экспертных работ, до запрета командировок молодым сотрудникам, пожелавшим принять участие в научных и научно-практических конференциях, симпозиумах, совещаниях и съездах различных научных обществ;

5. Задерживать оформление документов, требующих срочного решения.

На все это заведующему требуется большое количество энергии. Но, энергетические затраты с лихвой окупаются моральным удовлетворением, которое наступает в случае положительного для начальника - отрицательного для подчинённого исхода операции. Это случается так часто, что заведующий почти всегда находится в состоянии эйфории. Но всё же перерывы случаются, когда заведующий находится в состоянии кризиса. Но такое состояние быстро проходит. И тогда заведующий кафедрой с новый силой приступает к реализации очередного гадкого плана. И так проходит день за днём.

В качестве хобби он занимается, как ему кажется научной работой. А попросту профанацией, т.к. его «научная деятельность» сводится к переписыванию чужих мыслей, заимствованных из разных книг и компоновке их на ту или иную тему. Выступления заведующего, связанные с докладом о его научной работе, которые приходится выслушивать сотрудникам кафедры из года в год, различаются между собой названиями, но сущность их остается неизменной. Более того, заведующий дошёл до того, что вместо научного доклада на отчетной конференции прочитал аудитории лекцию, подготовленную для студентов, на тему, совершенно противоположную заявленной, невнятно выражаясь в течение 50 минут.

Сотрудники кафедры бес конца занятые отстаиванием своего человеческого достоинства, не могут себе позволить быть раскованными. Они всегда на чеку. Таким образом, ни о какой эффективной научной работе на кафедре не может идти речь. Кстати, любое научное начинание на кафедре сопряжено с необходимостью использования оборудования. Но оно полностью находится под контролем заведующего, а он наложил на него табу.

Выкручиваясь, как только это возможно, обходясь студентами с лопатами, гербарными папками, копалками, руками и своим собственным разумом сотрудники кафедры занимаются научной работой. Конечно, при таких возможностях далеко не уедешь. Приходится проводить экспериментальную работу в окрестностях г. Казани и биологических станций.

Аспиранты, попавшие на кафедру, оказываются ровно в таком же положении, как и все остальные сотрудники. Как правило, они лишены всего, чего только можно лишить молодого учёного. В их распоряжении только старые столы и руководители. Ученые-одиночки, как правило, заканчивают аспирантуру и при этом не добиваются ничего, если конечно не считать, что парни получили возможность не пойти на срочную военную службу в армию. Наверное, это тоже много. Аспирантура - убежище для бессильных парней. В этом смысле университет играет очень важную роль в жизни общества, спасая её наиболее умных представителей от непосильной солдатской участи.

Аспиранты женского пола такой выгоды лишены, они просто теряют время, теряют смысл занятия научной работой, теряют здоровье, теряют терпение от бессмысленного время препровождения, а по прошествии срока уходят в неизвестность и не подают о себе даже весточки. Аспирантура на такой кафедре - трясина для талантов. Таково моё субъективное мнение. В моей жизни аспирантура сыграла определённую роль - была спасительным местом в период перестройки.  В тот период заведующий был другой: более образованный, более человечный и заинтересованный в развитии науки. В этом смысле мне повезло. Но непростая жизнь перестроечного периода сделала своё дело - задержала подготовку диссертации. А впоследствии сменилось руководство кафедрой и это отсрочило защиту на неприлично долгое время. 

Самые главные словосочетания заведующего: «Думаю, что нельзя», «Наверное, нет», «Ни в коем случае», «Вам этого не положено», «Мне этого не надо», «Вы плохо работаете», «Пишите объяснительную записку». Избыток отрицательных слов в речи заведующего свидетельствует о его негативном отношении к жизни вообще и к своим подчиненным в частности.

Заглянем в кабинет заведующего. Столы, обитые зелёным сукном, громоздкие шкафы в стиле 30-х годов ХХ века, телефонный аппарат в том же стиле. Каждая дверца шкафа и стола заперта на ключик. Можно предположить, что там подаренные кафедре в лице заведующего литература и другие не менее нужные вещи, маловероятно, что там содержаться личные вещи, это всё-таки служебное помещение, а не личная квартира.

Как выглядит наш заведующий? Вы узнаете его сразу, представив себе того, с кого он берёт пример.

Остановимся на этом и перейдем к судьбе аспиранта.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой рассказывается о том, как молодой учёный сразу после
аспирантуры поступает в «лаборантуру» и о том, что из этого получается
 
Надо сказать, что сразу же по окончании аспирантуры я попала на биржу труда и занятости и пыталась найти хоть какую-нибудь работу. Сотрудники биржи не знали, что мне можно предложить и боялись моей высокой образованности. Я уже была в подобной ситуации в тот год, когда получила диплом об окончании университета. Через несколько месяцев я внезапно была приглашена на кафедру. Этому предшествовало трагическое событие: смерть доцента после тяжёлой болезни.  Поскольку на кафедре не было кандидатур на должность доцента, её упразднили. Но преподавательское место осталось. Казалось бы, появилась возможность молодому учёному начать преподавательскую деятельность. Но не тут-то было. Кафедра имела пожилого сотрудника, который всю жизнь до этого момента проработал лаборантом, но имел большие связи по линии профсоюзов. Из-за нежелания скандалить с имеющимися сотрудниками кафедры заведующий отдает должность преподавателя старшему лаборанту, а должность старшего лаборанта молодому учёному. Это случилось 9 лет назад. Таким образом, я попала в «лаборантуру».

Обязанности старшего лаборанта и запреты прописаны в уставе кафедры.

Лаборант обязан выполнять:

1. Обслуживать учебный процесс и научно-исследовательскую работу студентов;

2.  Присутствовать 40 часов в неделю на рабочем месте;

3. Беспрекословно выполнять все поручения, данные сотрудниками боле зрелого возраста и сотрудниками, занимающими более высокие должности (ниже должности старшего лаборанта только должность лаборанта, но такой тогда не было);

4. Выполнять всю трудоёмкую и грязную работу на кафедре;

5. Проводить летную полевую практику студентов, не требуя компенсации за преподавательскую работу;

6. Работать за двоих в случае отсутствия по какой-либо причине другого лаборанта, даже если срок отсутствия последнего составляет 5 недель;

7. Писать объяснительную даже на случай своего отказа от слова, данного на заседание кафедры;

8. Заправлять печатающий картридж кафедрального компьютера за собственный счет;

9. Приобретать канцелярские товары, необходимые для выполнения кафедральных работ за собственный счет.

Лаборанту строго запрещается:

1. Заниматься собственными научными исследованиями;

2. Принимать участия в научных и научно-практических конференциях, совещаниях, симпозиумах и пр.;

3. Заниматься экспертными и хоздоговорными работами;

4. Отстаивать собственное мнение;

5. Требовать компенсацию за переработанные часы;

6. Пользоваться кафедральным оборудованием, кроме того, которое доступно любому студенту первокурснику;

7. Эксплуатировать мебель, полученную кафедрой в период работы лаборанта;

8. Запрещается иметь ключи от лаборатории с вытяжными шкафами и раковиной;

9. Запрещается обращаться к заведующему с просьбой о просмотре литературы, которая заперта в шкафу у заведующего:

10. Иметь доступ к современному компьютеру и компьютеру выход в Internet;

Любое нарушение этого устава строго карается вплоть до оформления выговоров.

Соблюдение этого устава привело к тому, что я оказалась в непростых обстоятельствах.

Далее опустим собственное местоимение, и будем вести речь от третьего лица.

Итак, лаборант наш имеет ограниченный доступ (а чаще его вообще не имеет) к библиотечным фондам кафедры, фондам готовых препаратов, гербарным фондам и к техническому оборудованию кафедры (микротомам, микроскопам, отличающихся от тех, которые доступны любому студенту, современным компьютерам с доступом к Internet и выходом к современным носителям...). А также он имеет ограниченный доступ к помещениям кафедры (в моём случае в единственную лабораторию, оснащённую вытяжными шкафами и раковиной). Его рабочее место находится в комнате для дипломников и аспирантов, которая лишена водопровода и раковины, имеет компьютер с Windows-95, с портом только для дискеты, не имеющий выхода в Internet. Дипломная комната заполнена ободранной деревянной мебелью 70-х годов прошлого века. Эксплуатация такой мебели приводит к регулярной порче одежды (колготки, брюки, кофты, платья), которая цепляется за ободранные края стульев, столов, шкафов и рвется.

Назначение этой комнаты служить местом проведения научной работы студентов и аспирантов, которая связана с выполнением лабораторных работ. Это предполагает то, что здесь должны находиться специализированные шкафы для хранения рабочего материала, зафиксированного в спиртовых растворах и в растворах, содержащих формалин, щелочных и кислых растворов реактивов, а также лабораторные столы. Но ничего подобного здесь не имеет место. Вопреки всем требованиям безопасности труда химические растворы стоят в не запирающихся деревянных шкафах вместе с микроскопами, а студенты работают на деревянных лакированных столах. Банки с формалин содержащими растворами, закрытые почему-то железными крышками, источают ядовитые пары и постепенно по мере продырявливания крышек и невостребованности материала выбрасываются в мусорное ведро, предварительно завязанные в полиэтиленовые пакетики. Каким образом необходимо поступать с формалин содержащими жидкостями, реактивами и другими химическими веществами даже лаборанту со стажем неизвестно, потому, как на кафедре не имеется разработанных инструкций по технике безопасности. Никто не обязан этим заниматься, а по собственной инициативе никто не хочет утруждаться, ведь надо смотреть ГОСТ и специальную литературу, а это отнимает свободное время.

Лаборант находится в рабской зависимости от всех сотрудников, потому как не хочет быть уволенным. Ведь в таком случае ему придётся попрощаться со своей специальностью.

Рабское положение лаборанта на кафедре не гипербола. Это реальность. Возьмём, например, случай с эксплуатацией труда человека, занимающего должность лаборанта, которому поручили проведение летней полевой практики. Через эту практику обязаны пройти все студенты факультета 1 курса и часть студентов 2 курса (более 250 человек). Штат преподавателей кафедры, задействованный для проведения практики небольшой - 6 человек (включая заведующего кафедрой, который не может себе позволить более одного месяца вести практику, пуская всё на самотёк). Естественно, что преподавательский состав не способен решить стоящую перед ним задачу. Находчивость руководителей практики подсказала, что из этого затруднительного положения можно выйти с прибылью. Надо только с помощью заведующего поручить свою преподавательскую нагрузку лаборантам тем более, что они имеют достаточную для этого квалификацию.

СПРАВКА. Согласно одной из статей трудового кодекса РФ лицо, занимающее должность лаборанта, не имеет право преподавать. Лицо, имеющее достаточную квалификацию, но не имеющее преподавательской должности может быть привлечено к преподаванию, но только после оформления его в качестве почасовика.

Как правило, лаборанту не известны такие тонкости трудового кодекса, и он даже не догадывается о том, что его эксплуатируют.

Пример. Автор летом 1999, 2004, 2007 гг. занимался без оформления соответствующих документов проведением летне-полевой практики.
 
Летне-полевая практика проводится ежегодно, но она бывает различной. Есть особенная практика - на Беломорской биологической станции Эта практика предполагает месячную командировку со сложной дорогой, непрерывным пребыванием на рабочем месте, ответственностью за жизнь и здоровье студентов, напряжённым 9-часовым рабочим днём, отсутствием выходных дней. Такой режим оправдан, т.к. непростая дорога и большие материальные расходы должны компенсироваться уникальной возможностью познать природу северного края во всём её многообразии. Белые ночи позволяют продлить рабочий день до полуночи. В период зачёта студенты этим пользуются, но преподавателям, один из которых лаборант, приходится нелегко. По возвращении из командировки лаборант отважился нарушить один из пунктов устава кафедры и поинтересовался у заведующего: «Нельзя ли получить компенсацию за переработанные часы в виде отгулов?». Ответ был следующего содержания: «9-часовой рабочий день это только у студентов, а у преподавателей 6-часовой, причём один день в неделю является выходным. Т.е. выходит вы работали 40 часов в неделю по обязанности, а остальные по собственной инициативе. В Таком случае никакой компенсации вам не полагается».

Другой аспект жизнедеятельности кафедры, связанный с эксплуатацией труда старшего лаборанта - поручение ему обязанностей отсутствующего лаборанта на неограниченный период.

СПРАВКА. В соответствии с трудовым кодексом РФ передача обязанностей отсутствующего не работающего члена трудового коллектива необходимо оформить приказ за подписью руководителя подразделения и передать его в отдел кадров. В этом случае труд работника будет оплачен.

Опять-таки наш лаборант находится в неведении своих прав и подвергается в очередной раз эксплуатации своего труда.

Пример. Автор осенью 2007 г. выполнял обязанности двух лаборантов в течение 5 недель без оформления соответствующих документов. Более того, ему передали слова заведующего: «Плохо работали. В ваш выходной день преподаватель остался без вывешенных таблиц, вы даже благодарности не заслужили, ни то, что отгулов или денежной компенсации».

Попытка, предпринята лаборантом, хоть как-то компенсировать переработанные часы, хотя бы в зимние каникулы в виде укорочения рабочего дня в зимние каникулы окончилась замечанием от руководства университета. 

Несмотря на все перипетии, связанные конечно не столько с личностными особенностями руководителей, сколько с особенностями организации работы в университете, лаборант всё-таки умудряется заочно участвовать в конференциях. Однажды вырвавшись на конференцию, по приезде он получает выговор от заведующего и пожизненный запрет на поездки. Причина весома: заведующему пришлось поставить самостоятельно аудиторию на сигнализацию.

ГЛАВА  ЧЕТВЁРТАЯ, в которой рассказывается о том, как студент занимается научно-исследовательской работой и о том, какую роль в этом играет старший лаборант

В обязанность каждого из студентов кафедры входит проведение научно-исследовательской работы с последовательным оформлением малой и большой курсовых работ и дипломной работы. В обязанность каждого из преподавателей кафедры входит научное руководство студентами курсовиками и дипломниками. Тандем преподавателя и студента направлен на передачу навыков и знаний от старшего поколения к младшему и на передачу, собранных студентом данных преподавателям в их безраздельную собственность. Редко, когда студенту предоставляется право воспользоваться результатами исследований по своему усмотрению. Но иногда случается, что руководитель оформляет материалы для совместного опубликования в соавторстве со студентом.

Работая над темой курсовой и дипломной работ, студент по сути дела превращается в бесплатную рабочую силу по сбору и обработке материалов, а это самая трудоёмкая часть исследований, которыми в последствии воспользуется руководитель для личных целей.

Самый интересный момент в этой истории происходит в то время, когда студент должен защищать свою работу, а она ещё не оформлена. Зачастую за месяц до защиты работа не имеет чёткого содержания, сформулированных цели и задач, не обоснована актуальность темы, не написан литературный обзор. А ведь с этого начинается любая исследовательская работа. Зато студент имеет статистически обработанный материал, но не знает как с ним поступить и, что означают цифры.

Иногда это происходит по вине нерадивого студента, но чаще из-за нечёткого представления руководителем будущих работ студентов.

Пустив всё на самотёк, руководитель надеется, что студент что-нибудь соберёт, и что из этого можно будет слепить работу.

Самостоятельные действия по сбору данных, подготовки материалов к анализу не часто происходят так, как в своём воображении видел руководитель. Надежды руководителя на то, что студент самостоятельно осуществит ряд действий, которые должны будут привести студента к финишу, заканчиваются за месяц, а чаще недели за две до защиты. С этого момента руководитель, чувствуя свою ответственность, начинает искать выход из создавшейся ситуации. Ладно, если у него курсовиков и дипломников 1-2 человека, а когда их больше трёх человек и все они находятся в одном и том же положении? Руководитель теряет самообладание, начинает нервничать, срывается на студентах. Те в ответ, также впадают в истерику и не понимают, что от них хотят. Взяв себя в руки, руководитель спешно ищет хоть какой-то выход из создавшегося положения. Находит его и пытается навязать студентам. Замороченные студенты, перестают соображать. Ситуация заходит в тупик.

Что делать?

Мне кажется, вы уже догадываетесь....

Да. Интуиция вас не подвела.

На помощь руководителю и студентам приходит молодой отзывчивый, чуткий учёный, занимающий должность старшего лаборанта. Молодой тренированный мозг шаг за шагом решает накопившиеся за весь период исследовательской работы студентов проблемы. Быстро выявляет недостатки работы, определяет достоинства, исправляет ошибки и конструирует канву курсовой или дипломной работы - её содержание. Формулирует цель, задачи, редактирует написанную методику, интерпретирует результаты, формулирует выводы, придумывает название таблицам и рисункам.

Чувствуя своё бессилие, руководитель без конца контролирует этот процесс, объясняет студентом: «Лаборант этот - «нуль без палочки», и не надо его слушать». Студенты, раздираемые противоречивыми чувствами: с одной стороны им идёт помощь, с другой стороны скандал по этому поводу с руководителем.

В зависимости от характера и ощущений студента «чаша весов» склоняется то в одну, что в другую сторону.

Лаборант в очередной раз делает невозможное. В добавок к курсовым и дипломным, успокаивает студентов, вселяет в них веру в свои силы и ощущение полезности, проведённой работы. Финиш, как правило, достигается. Работы курсовые и дипломные успешно защищаются.   

Но, последствия этого для лаборанта не всегда приятны. Некоторые студенты начинают испытывать ненависть к лаборанту. После защиты перестают с ним здороваться, смотрят свысока и разговаривают с пренебрежением. Откуда это? Быть может, их руководитель в панике вселил им это чувство? Об этом можно только делать предположение.

ГЛАВА ПЯТАЯ, в которой рассказывается о том, как старший лаборант подготовил
диссертацию и пытается довести её до защиты
 
Вопреки всему по прошествии N-количества времени наш лаборант каким-то удивительным образом сумел оформить диссертационную работу, имея 33 научные публикации и длинный список конференций, совещаний, симпозиумов и пр., участником которых он являлся. Диссертацию готовую к защите с токи зрения научного руководителя и профессора кафедры, лаборант обязан передать на рассмотрение заведующему для получения рекомендации. Но на пути от подачи диссертации до получения рекомендательного документа нашего лаборанта ждала полоса препятствий…

                Светлана Федорова, Казань, 4 октября 2023 г.


Рецензии