Первый снег октября в тайге севера Сибирской Югры

­Октябрь 2007 год. Дневник таёжного отшельника.


Завтра… - новый день…

Настроила радио на «Югру». - Как приятно слушать музыку за десятки километров от жилья! - в лесу, где никого нет, - только я и музыка! Хочется сказать ведущим: «Спасибо за уют, хорошее настроение, что дарите сейчас!»

Луна взошла между уснувшими соснами. - Скоро полнолуние!.. - приоткрыла полог входа в палатку. - Красиво! - Голубоватый лунный свет сине-серым отсветом осветил подтаявший первый снег. - Наступит полнолуние, - ещё красивее будет! - Люблю смотреть на Луну! Боготворю ночи, когда осень едва ступила в зиму. - Холодно!- закрываю полог, концы потрёпанной от лет ткани подтыкаю в щель бревна – стойки двери, прижимаю полешком снизу к земле. - Хоть и обветшалый брезент советской ещё эпохи, а тепло удерживает, если нет щелей и дыр.

Присаживаюсь на сосновую чурочку, служащую стулом, возле печи. Открываю дверцу буржуйки. Под нарами, под столом в поленницу сложены дрова на ночь. Они предусмотрительно рассортированы. Выбираю берёзовое полешко и подкладываю в очаг. Огонь лихо подхватился на бересте, осветив пространство возле печи уютным оранжевым светом, мгновенно потеплело.
Не спешу встать. Сижу, глядя на языки пламени, - греюсь. Жаркое тепло от разошедшегося пламени живо согрело колени, лицо, руки. Мне привычно смотреть на огонь. Он завораживает и всегда пробуждает мысли, воспоминания, мечты, порой навевает грусть, иногда извлекает неожиданные слёзы, что скопились глубоко внутри и до сего момента не подавали вестей. Такое случается: слёзы способны внезапно каплями стечь по щеке, или ручьями протечь до подбородка, затуманить взор.- Лишняя вода! – оттого и течёт, - объясняю незапланированное их появление.

Слёзы приносят облегчение. Рождённые от созерцания пламени уютного огня, встряхнув воспоминания, они текут липкой струйкой по шее, затекают за воротник свитера, капают на колени. Приходится согретой ладонью растирать по щекам и на руку. Рука делается липкой и мокрой.Порой пробую на вкус: влага горько-солёная, - как пишут в романах. Излившиеся слезинки приносят разрядку, излечивают от нахлынувшей печали. А причин для грусти неизменно в нашем мире находится, поводов для смеха – куда меньше!..
Закрываю дверцу, закрепляю куском алюминиевой проволоки – импровизированным крючком; цепляю его за алюминиевую петельку. - Печка чересчур стара! - прогорела, проржавела и давно держится на всяких проволочках и кусках жести. Нести новую буржуйку на плечах многие километры топей хлопотно, да и необходимо «достать» подходящую, что непросто.

Дрова жарко разгорелись. Печка загудела, затрещала, зашипела – заговорила о своём. Тепло заполнило пространство лесного жилища. Согревшееся тело потянуло на дремоту.

Встала с чурочки, подошла к нарам, присела на корточки, - погладила пса. Тот, едва проснувшись, лизнул в знак ответной благодарности руку и, вздохнув, свернулся плотнее колечком, положив сырой черный нос на пушистый лаечий хвост. Хвостатый друг не успел толком проснуться и опять заснул. Пёс тоже сильно устал: весь день сегодня мы впустую крутили по болотам; ползали по буеракам, продирались по топям, ручьям в поисках живности. Только всё напрасно! – лес пуст, дичи нет, зверя нет - ни следка! Словно тайга вымерла. Живое боится первого осеннего снега, поэтому прячется, отсиживается, не кормится, - по первотрОпу могут вычислить враги, а молодь, - та впервые видит белизну и не знает, как себя вести, не кормится, не резвится, не тропит.

Подтаявший первый снег добавил воды в болота и ручьи; прикрытые тонким ледком, они стали почти непролазными. Топи застыли сверху, подёрнувшись тонюсенькой корочкой ледка. Снежок присыпал их сверху, превратив в коварные ловушки для охотника и лайки.Обледеневшие скользкие кочки с намороженным слоями льда не держат моего веса. Ноги проваливаются при ходьбе, а суставы выворачиваются во всяческих направлениях, сухожилия, мышцы болезненно растягиваются до предела терпимости на разрыв.

Кажется, ничего особенного не встретила сегодня, - разве, что лиственницу, расщепленную этим летом в щепу ударом молнии!.. Ствол живого дерева, высотою почти пятнадцать метров, расколот на длинные полоски – щепки, в шесть –семь метров! Произошло это от удара молнии в дерево, как от взрыва!

Многометровые щепы раскидало взрывной волной в стороны от ствола, а куски - ошмётья коры, развесило на ближайших соснах, елях, берёзах на высоте семи- восьми метров. – Столь могуч удар природной стихии! - Ствол столетней лиственницы, толщиной в тридцать-сорок сантиметров и длинной в пятнадцать метров разнесло полностью до комля, будто спичку! Разорвало в мгновение на сотни ровных игл. Словно отточенным лезвием, древесину остругало с краёв, превратив в идеальные реечки длинною до пяти- шести метров и толщиною от сантиметра до пяти- семи. Они, словно срезаныострым ножом,- сверху вниз и донизу – до самой земли, сохранив при том ветки, но лишившись коры.

Верхушка лиственницы отломалась в двух местах. Удар молнии зашёл точно в макушку, прошёлся по спирали метра два вниз, отрубил вершину, одолел еще метра три - отрубил другой кусок сверху (с ветками, с хвоей, с шишками); остальную часть дерева расщепил на сотни острых «зубочисток» до поверхности земной - на сотни острых ровных щеп.Лиственница весила около тонны, а в мгновение полностью превратилась в набор спичечных щепок! – Невероятная сила стихии! Долго удивлялась. Нашла ещё несколько аналогичных свидетельств грозового буйства.Порадовалась, что рассматриваю, как постфактум.



Рассказ написан изначально в тайге, в октябре 2007 года. Редактирован: 6, 7 октября 2021 г.. Опубликован в первичном варианте, Заблокирован 9 марта 2022 вместе сотнями иных. Восстанавлен по черновикам 17 -18 декабря 2022 г. для переопубликации в интернет.


Фото автора. На фото: Северная тайга. 21 сентября 2010 год, пожелтевшая макушка лиственницы, порушенная природной стихией.
8 июля 2009 год. Удар молнии в таёжном селе. Хорошо видно на фотоснимке вхождение электрического разряда в грозовое облако и его выход в виде точек свечения контакта.
15 октября 2011 год. Лиственница, расщеплённая молнией, спровоцировавшей лесной пожар вековой давности.
15 октября 2016 года. Первый осенний снег. Таёжник – охотник у вечернего костра.


Анонс: Октябрь в тайге крайнего севера Западной Сибири. Первый снег. Лиственница, поверженная молнией.

Ключевые слова:Западная Сибирь, ХМАО-Югра, Зауралье, тайга, лес, в тайге, осень 2007 года, октябрь, радио Югра, молния, лиственница, лайка, пёс, первый снег, природа, палатка, печь, огонь, балаган, слёзы, грусть, Луна, удар молнии, стихия, гроза.

Первый снег октября в тайге севера Сибирской Югры
­


Рецензии
Интересный рассказик. А можно где-то посмотреть фото лиственницы, расщепленной молнией?

Виктор Томилов   05.10.2023 12:35     Заявить о нарушении
Виктор! На этом сайте фото до ста КБ. У меня на сайтах изба читальня, Литпричал есть этот же рассказ, там фотоснимков больше, рассказов до четырехсот, позволяет сайт до двух мб. Там есть ещё фотоснимки лиственницы этой и другой. Там страница Тулпар Емшан. Ссылка тут не отражается.
Спасибо!
С уважением!

Татьяна Немшанова   05.10.2023 16:39   Заявить о нарушении
СПАСИБО, ПОНЯЛ.

Виктор Томилов   05.10.2023 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.