1. Накануне

Лето… Июнь… Год 1941… Тихий ленинградский дворик, живущий своей обыденной мирной жизнью…Солнце, голубое небо, голуби в нём…Коты вальяжно развалились на ступеньках, карнизах цокольных этажей, скамейках и, сладко придремывая, греются под солнечными лучами…Тишина. Лишь отдаленный гул машин да детский и птичий гомон… А так всё еще пока - тишина!..

"Стук-бряк!" - сказала старая деревянная дверь и распахнулась навстречу новому дню. Из-за нее выглянуло любопытное востроносенькое личико, обрамленное парой коротких торчащих рыжих хвостиков и еще одной парой таких же торчащих ушей. Из подмышки востроносенькой маячило еще одно личико - поменьше, но не менее востроносенькое, к тому же еще конопатое-конопатое и увенчанное коротенькой, точно огрызок занавески, челочкой. Рот этого личика шкодливо расплывался от уха до уха, как у лягушонка. Это были Варька и Мишка - закадычные брат и сестра, вечные друзья-подельники в своих немудреных детских шалостях. Варюхе было на вид лет шесть, а Мишке - годика четыре на вскидку.

Следом за мордашками из-за двери постепенно нарисовались два щупленьких тельца на тоненьких ножках в белых носочках и традиционных красных сандалях. Оба тельца на ножках, подпрыгивая, подвигались в дальний угол двора, где находилась песочница, прикрытая грибком-навесом. Мишка тащил за собой на веревочке пластмассовый грузовик с красной кабиной и синим кузовом - подарок мамы-папы на недавний день рождения. А Варька тянула трехколесный велосипед, постоянно цеплявшийся всеми своими колесами за старую, сохранившуюся еще с давних времен брусчатку. Правда, девочка пока еще не очень понимала, зачем ей в песочнице велосипед и как его совместить с другими намеченными делами, но что делать - взяла, так взяла, не бросать же! Да и домой тащить по лестнице вверх неохота. Вот мама-папа придут - затащат. Да и пригодиться может! Вот как выйдет сейчас из подъезда соседский Витька, так она ему велик покататься даст, за мороженое! За любимое, кругленькое и  в вафельках, за 10 копеек. А пока они с Мишкой на его грузовике песку навозят к старому дереву, что в проломе брусчатки в другом углу двора растет. И под деревом построят крепость - всем крепостям крепость! А, может, замок! Ну, такой, где принцесса в башне, а под окном - рыцарь на коне серенаду поет! Вот тут-то пригодятся и велосипед, и Витька соседский. А она, Варька, принцессой будет. За ствол спрячется так, что только голова будет торчать из-за замка. Ну, вроде, как она в нем сидит, в замке этом.

Время шло. Витька все не выходил. Уже и пообедать сходили. И замок достроили. Конь-велосипед в сторонке валяется - рыцаря дожидается. Скуууучно!..

Солнце к закату покатилось. Пора ужинать. И спать. Варька нехотя подняла загрустивший от безделия велик. Мишка снова взялся за веревочку грузовика. Поехали! Стук-бряк! Захлопнулась дверь.

Теплая белая ночь… Свежий легкий ветер ерошит волосы… Нева катит свои ленивые волны, слегка беспокоя серый гранит… Пушкинские львы застыли на своих постах у дома Лобановых-Ростовских и слегка придерживают могучими лапами шары, готовые вот-вот скатиться по ступеням и нарушить покой реки… Слышен плеск воды, звуки радостно-праздничной гитары и задорные молодые голоса…

Из-за угла дома показалась ватага молодых ребят в белых рубашках и парадных костюмах и девушек в светлых нарядных платьях. Среди ребят особо выделялся балагур и весельчак Андрей. В  руках его была его верная подруга-гитара.

Рядом с Андреем шагал любимец 10А Сашка и, от вдохновения размахивая руками, пел любимую всем их дружным классом Рио-Риту. Рядом шли одноклассники и радостно ему подпевали. Настроение было у всех приподнято-праздничное: сегодня все они получили в руки первый свой, такой долгожданный, документ - аттестат зрелости - считай, путевку во взрослую жизнь!

Из всех десятиклассниц привлекала к себе  взгляды немногочисленных прохожих одна - лёгкая, хрупкая, изящная, со слегка вьющимися волосами цвета золотистой ржи. Она не шла, а словно парила над землей. А вокруг распространялось теплое сияние, в ореол которого попадали ее подруги. Светлое почти невесомое платье струилось вокруг стройных ног. Зеленоватые глаза светились умом и необычайной теплотой. Едва уловимая улыбка не сходила с губ. Это была Иринка - самая, пожалуй, творческая натура из всех одноклассников - выпускников одной из ленинградских школ, по традиции отмечавших свой выход во взрослую жизнь в самом сердце города. Не так давно отшумел выпускной бал. Ребята распрощались с любимыми учителями. И вот теперь уже, совсем взрослые, начинали новый день у Невы…

Вот уже и раннее утро… Занимается заря… 22 июня… А город ещё спит. Спит и не предчувствует надвигающуюся беду…


Рецензии