Дружба во время перестройки

В социальных сетях, да и в грубом физическом мире многие люди часто рассказывают, как им было хорошо в детском саду или школе, или в училище, как они хотели бы туда вернуться, как они рыдали, когда покидали эти заведения. Но есть и те, которым не вполне понятно, как можно хотеть обратно в прошлое, потому что это и невозможно, и в прошлом люди в основном знали и понимали меньше, чем в настоящем, и потому жизнь их была определенно хуже, потому что из-за этого незнания они совершал поступки, которыми в настоящем должны быть не совсем довольны. Для того, чтобы ностальгировать нужно или регрессировать, то есть становиться глупее, или хотя бы остановиться в развитии. Герой этого рассказа вспоминал и детский сад, и школу, и училище не иначе, как с отвращением, и совсем не хотел туда вернуться ни в двадцать лет, когда уже работал, ни в тридцать, ни в сорок пять. Общение с учителями и сверстниками его жутко угнетало и в одиночестве он чувствовал облегчение.

Илью с раннего детства убеждали в том, что ему необходимо общение со сверстниками. И долгое время он заставлял себя общаться с одноклассниками, не смотря, на то, что ему это было совсем не интересно, а иногда и совсем противно. С теми, кто любил играть в разные игры во дворе он вообще контактировать заставить себя не мог, потому выбирал отщепенцев и уговаривал их отправиться куда-то путешествовать, раздвигать, горизонты познания, или строить плоты на реке и озере, землянки в лесу, канатные дороги. За это тихого, смышленого, сообразительного мальчика ненавидели родители тех детей, с которыми он дружил.

Одним из отщепенцев в классе Ильи был пацан с редкой фамилией, из-за которой получил прозвище Пукля. Вел он себя странно, постоянно сосал палец украдкой, грыз ногти, боялся смотреть в глаза. Когда он разговаривал с кем-то или рассказывал стихотворение перед классом, он смотрел куда-то в сторону, а мог и вовсе повернуться спиной или закрыть лицо руками. Учителя ругали его за то, что он слишком неразборчиво пишет. Его нестройные буквы разного размера постоянно съезжали с линий в тетради. Когда он что-то делал, вечно он норовил высунуть язык и достать им до вздернутого носа и выпучить глаза так, что казалось они вот-вот выпрыгнут из орбит. Его дед ходил в море, и иногда Пукля приносил в школу импортные вещи, на которые советские люди смотрели, как на артефакты с другой планеты, и готовы были на все, что угодно, чтобы получить заграничную жвачку или даже обертку от неё. Отец этого Пукли работал на табачной фабрике и в кооперативе, который на той же фабрике производил дефицитные сигареты. С табачными изделиями тогда стало совсем плохо, их продавали по талонам. У Пукли, в отличии от большинства одноклассников, был велосипед, гулять он ходил в модной дорогой одежде, которую его мама покупала у спекулянтов. Если у кого-то что-то появлялось, Пукля подходил, презрительно морщился, и говорил, что у него все это есть или было, но он это выбросил. То и дело он хвастался, что отец дает ему на карманные расходы по десять рублей в день, а на день рождения подарил ему импортный магнитофон. Из-за этого хвастовства ему все завидовали, обзывали буржуем и не хотели с ним общаться.

После ссоры и драки со своим очередным другом одноклассником, Илья решил сесть за парту с Пуклей, начал с ним болтать на перемене. Пукля после уроков предложил ему проводить его до дома. Илья жил на окраине промышленного района, а Пукля в самом центре этого района, в старинном доходном доме середины девятнадцатого века. Школа была между окраиной из пятиэтажных хрущевок, где жил Илья и центром района, им было явно не по пути, но Илья любил шляться, потому и пошел его провожать, выслушивая его хвастовство. Пукля говорил, что в их квартире четыре больших комнаты, правда в одной из них живет соседка, чужая старуха и никак не может умереть, чтобы освободить эту комнату для его семьи. Он говорил, что благодаря знакомствам его деда, моряка, к ним больше никого не подселят. Он знал, что его отец заколачивает правдами и не правдами пятьсот рублей в месяц, а ещё дед всегда, придя из плавания дарит разные подарки, и родители отца из деревни привозят продукты, которых в магазинах тогда не хватало на всех и надо было долго стоять в очереди.

Чтобы произвести на Илью впечатление, Пукля вытащил из кармана десть рублей и сказал, что может купить ему лимонад и шоколадку. Илья сказал, что сладкое не любит, попросил квашеной капусты или соленых огурцов. Пукля по-дружески сказал ему, что такую гадость едят только дураки, а крутые парни едят шоколад и жуют жвачки. И пришлось Илье съесть шоколадку, выпить лимонад, и жевать жвачку, пытаясь надуть пузырь, правда жвачка у него была советская из Эстонии, и надуть пузырь не получалось.

Потом Пукля спросил Илью, не живет ли он в общежитии, спросил есть ли в его квартире все удобства. Потом он сказал, что от тех, кто живет в общежитии воняет, как и от тех их одноклассников, которые живут в деревянных двухэтажках с печным отоплением и сухими туалетами. Пукля был удивлен тем, что Илья не знал, какая зарплата у его родителей, спрашивал, откуда у него иногда появляются импортные вещи. Илья сказал, что один его дальний родственник ходит в море, и иногда что-то привозит ему. Пуклю очень разочаровало, что отец Ильи работал фотографом, а мама оператором ЭВМ, сказал, что много там не платят. Илью сильно удивило, что он разбирался в таких вещах, в том, что это его вообще интересовало. Потом Пукля наговорил гадостей на каждого из одноклассников, многих назвал ублюдками из-за того, что у них не было отцов. Около своего дома он обещал  угощать Илью, если тот будет его провожать до дома и сидеть с ним за одной партой. С одной стороны он был противен Илье, с другой стороны интересен, потому что никто из его знакомых сверстников не говорил на такие темы. Было Илье и жаль Пуклю, из-за того, что никто не хотел с ним общаться, ему казалось, что он такой отвратительный именно из-за того, что все его игнорируют, а если с ним начать общаться, объяснить, что хвастаться не хорошо, как и упрекать одноклассников в том, что их родители развелись, то он со временем изменится. Наконец Илье захотелось вдоволь напиться лимонада и он согласился "отрабатывать подарки", как это называл его новый приятель.

Так Илья начал дружить с Пуклей. Сначала они путешествовали по городу, покупая всякую дребедень в магазинах, а иногда и что-то строили, что Пукле не очень нравилось, но и остаться в одиночестве он не хотел, потому терпел. Со временем к ним начали присоединяться другие одноклассники, которым надоели игры во дворе и их потянуло на приключения. Вскоре в их компании, начались споры о том, что делать - сидеть и слушать Пуклю на скамейке во дворе и ходить с ним по магазинам, попивая его лимонад, поедая шоколадки и прочие сласти, или шляться с Ильей по заводам, лесу или центру города и что-то строить. Так у Ильи начался с Пуклей конфликт. Одноклассники начали заискивать перед буржуем и прогонять Илью из компании, ведь он не мог им предложить не импортных вещей, ни жвачек, ни лимонада. Родители принципиально не давали ему денег на карманные расходы, и чтобы купить модели автомобилей, которые он коллекционировал, он собирал и сдавал стеклотару, и Пукля это начал высмеивать.

Самым верным другом Пукли стал гордый Алексеев, который, не смотря, на то, что его сильно пьющая мать жила очень бедно, был независим от мнения окружающих, слыл тем, что суждения его были справедливы. Он вступался за слабых и держал данное слово, никогда не боялся конфликтовать с учителями и со старшими школьниками, если считал, что они не правы. Всегда он был аккуратно причесан, форма его была старательно выглажена и выстирана, причем стирал и гладил он себе все сам, сам он покупал себе одежду с обувью на выделенные матерью с получки деньги. Умел он и есть себе готовить. Все учителя его очень хвалили, ни сколько за успехи в учебе, сколько за его принципиальность и чувство справедливости. Это был единственный одноклассник, которого Илья уважал, с которым ему было интересно общаться. И тут этот Алексеев начал заискивать перед Пуклей после того, как тот купил ему резиновый брелок за два рубля и отдал десяток фантиков от импортных жвачек.

Илья не хотел разочаровываться в Алексееве, ему хотелось, чтобы этот одноклассник так и остался благородным и неподкупным. Сначала он пытался убедить рыцаря конца двадцатого века в том, что не стоит связываться со злобными подлым Пуклей только из-за того, что родители дают ему много денег на карманные расходы, что репутация дороже Пепси-колы и жвачек. Но Алексеев только молчал и снисходительно улыбался. Илья полез в драку с Пуклей, а Алексеев смеялся над его порывом. Вскоре Илью начали поддерживать во вражде с Пуклей те, кого он обделил подарками и класс поделился на две группировки, враждовавшие между собой.

После восстановления независимости Латвии Пукля начал говорить, что его мама латышка, что её предки были богатыми владельцами пароходов, и скоро все это богатство к ним вернется, и он станет наследником и будет жить, как король, а одноклассники будут ему служить. Многие дома и земли действительно потом вернули тем, кто ими владел до сорокового года двадцатого века, но от пароходов, которыми владели предки матери Пукли, ничего не осталось, потому богатыми они не стали. А эти его речи настроили против него уже всех, кроме Алексеева. Несколько раз Пуклю побили. Все начали его дразнить, издеваться над его особенностями. Алексеев не заступался за него, но и общаться с ним не прекращал, от его авторитета ничего не осталось. С ним, так же, как и с Пуклей уже никто не хотел общаться.

А потом у Ильи в доме появился компьютер, и все начали напрашиваться к нему в гости, чтобы поиграть в видеоигры хоть пять минут или посмотреть, как играют другие, сидя в очереди. Илья пригласил Алексеева, хотя другие одноклассники были против. Алексеев сходил лишь пару раз, сказал, что игры играми, а надо думать о будущем, заранее жизнь как-то устраивать, и продолжил ходить хвостом за Пуклей, у которого родители развелись. Его мать переехала на другую квартиру своих родителей с младшей дочкой, а Пукля остался с отцом, который начал изрядно выпивать.

Русско-латышскую школу решили сделать сугубо латышской, и те, кто хотел продолжить обучение на русском, должны были перейти в другую школу. В какую школу перешли Алексеев и Пукля, Илья не знал, даже не слышал о них ничего долгое время. И только четыре года спустя, когда уже пошел работать, он услышал от одноклассника, который все про всех знал и со всеми номинально дружил, что Алексеев с мамой уехал в деревню к родственникам и в восьмой класс уже даже не ходил. А Пукля начал сильно пить, причем вместе со своим отцом и загремел на пару лет в места лишения свободы за кражу цветного металла.

Спустя ещё пару лет, Илья случайно встретил Алексеева который вернулся в Ригу, снимал дыру без удобств, работал на обувной фабрике и пил, как сапожник. Илья согласился выпить с ним разведенного спирта с точки, в честь встречи, но через четверть часа понял, что говорить ему с одноклассником совсем не о чем, да и спирт пить как-то совсем не хотелось, он тогда собирался вообще перестать употреблять алкоголь. А где-то через год спустя пошел слух о том, что Алексеев напился до такой степени, что убил и мать, и жену, и сел очень надолго. Пуклю он тоже пару раз видел пьяного и оборванного на скамейке с бомжами. Пукля не узнал Илью, когда тот проходил мимо него, и Илья был этому очень рад. Потом одноклассники рассказывали, что сидит Пукля регулярно, и этим очень гордиться. Он говорил, что на зоне не так уж и плохо, регулярное питание и крыша над головой, а на воле ради этого нудно шустрить.

Вскоре, Илья, как и те одноклассники, которые не стали уголовниками и наркоманами и не сгинули от передозировки и в кровавых разборках, уехал на Запад Европы. Когда он переехал, он осознал, что друзья ему в принципе не нужны, что нужную информацию можно получить в интернете, как и высказаться по какому-то поводу, деньги лучше одалживать у банка, а алкоголь не употреблять и не курить.


Рецензии