О фильме Перегон

Очень редко бывает, когда я с удовольствием сморю детективы, но этот детектив в силу того, что он исторический, я посмотрел с удовольствием. Причем в этом фильме показывают не очень популярный момент истории в СССР. Как-то не любят советские люди вспоминать об американских военных поставках, а тут целый фильм о перегоне американских самолетов в СССР во время Второй Мировой войны. Конечно, есть в фильме и историческая недостоверность. Самолеты советские летчики принимали у американских не на Чукотке, как показано в фильме, а на Аляске, исходя из этого становится очевидным, что весь сюжет фильма является вымыслом. Однако образ коменданта аэродрома очень характерен для того времени - офицер инвалид с посттравматическим синдромом, терроризирующий окружающих, пьющий, мечтающий обратно на фронт, где в отличии от жизни в тылу все понятно, где враги, а где свои. Да, он герой, он заслуживает почестей и уважения, но находиться с ним невыносимо, а иногда и просто опасно, и он в этом фильме выступает, как отрицательный персонаж, как некое зло, которое некто взял и обезвредил, избавив от страданий. И тут выясняется, в процессе расследования убийства, что его смерти хотели все, он всем мешал, и интеллигентной жене, и её поклоннику, и молодому летчику, который ухаживал за американской летчицей, которого этот комендант побил за "дружбу с врагом", и бывшему политзаключенному авиаконструктору, которого отправили на аэродром работать поваром, которого комендант собрался пытать, и поварихе, с которой комендант тоже плохо обращался.

Так же этот фильм ценен из-за противоречивого образа следователя НКВД и его помощника. С одной стороны это еврейский интеллектуал, с манерами, одетый со вкусом, профессионал высокого класса, а с другой стороны он может дать приказ своему неразборчивому в средствах помощнику кого-то пытать или заставить всех работников аэродрома искать гильзу по тундре весь день, хотя эта гильза ему не особенно и нужна, и наконец он может не только найти виновного, но и самостоятельно оправдать его, отправив отбывать наказание вместо него совершенно невиновного человека, просто так из-за минутной прихоти и симпатии к родственной душе. Это поведение следователя вездесущего НКВД дает зрителю понять, насколько всемогущими были люди из этого ведомства. Какой-то следователь мог запросто пожертвовать чьей-то жизнью, а другого взять и помиловать, просто потому что ему так захотелось. Он продемонстрировал, что его воля в СССР превыше всякой правды и справедливости. Да, он тоже может стать жертвой рыбы покрупнее, тоже может на следующий день оказаться под пытками, признаться в том, чего не совершал и оказаться или в лагере или в расстрельном подвале, но его это не пугает. Там работали люди, готовые на все, ради того, чтобы побыть хоть немного вершителями судеб.

Третьей наиболее значимой фигурой в фильме является бывший конструктор, заключенный и потом ссыльный, который начал работать поваром, увлекся своим новым делом, и показал всем, что талантливый человек талантлив во всем, потому что во всем применяет творческий подход и научный метод. Правда, мало кто может оценить те изысканные блюда, что он там готовит, а один из молодых летчиков и вовсе хочет его убить за берлинский штрудель, потому что в этом блюде видит тех немцев, чтоб убили его семью у него на глазах. И тут ему везет, следователь НКВД, гурман остается очень доволен его стряпней, милует повариху, которая убила коменданта, потому что повар за неё заступается, а его самого  повара отправляет работать по специальности в секретное конструкторское бюро. Но глядя на этого интеллигентного воспитанного человека видно, насколько ему и подобным ему было невыносимо жить в СССР, где жизнь зависела не от способностей, а от везения.

Да, если бы создатели фильма погнались за исторической достоверностью, то в фильме не было бы молодого чукчи, который просто вылез из популярных советских анекдотов про его соплеменников. Он знает какую женщину надо выбирать, чтобы больше детей рожала, знает, зачем нужно много детей, в отличии от солдатика, который на американских длинноногих летчиц заглядывается. Он знает для чего дети, потому что не знает что такое пенсия и прочие социальные гарантии. Он захотел прославиться, и добился своего - слетал в Америку в ящике, посмотрел на заграницу в щелочку, а потом вернулся обратно, не вылезая из ящика. Правда, потом долго ходить не мог, после сидения в позе эмбриона, но это ничего. Согласитесь, если бы действие фильма проходило на Аляске, то алеуты или эскимосы не смогли бы так развеселить зрителя, как чукча, репутация которого идет впереди него. Зритель только увидел чукчу, сразу вспомнил все анекдоты про него и засмеялся. Особенно содержательным получился его разговор со следователем, когда он признался, что любит начальство, а следователь ему объяснил, что начальство нужно не любить, а бояться. И ведь добился же своего этот чукча, стал сталинским соколом, благодаря милости этого следователя, и геройски погиб!
 


Рецензии