Октябрь октябрю рознь

     Каким он был октябрь 1948-го года в Калужской области? Теперь трудно установить. Но, в московской нашла. А, они рядом. Максимальная, дневная температура - 7,8 градусов.

  Но, он точно отличался от нашего октября 2023-го года. Сейчас в Калуге днем - плюс 15 5 октября . И с первого октября не ниже.
  Наш октябрь - теплый. Только, только закончилось бабье лето, такое щедрое на солнце и цветы. Но, полное тревоги за завтрашний день. Как будто природа хотела утешить, добавить тепла в наши исстрадавшиеся, осиротелые души.
  Тот октябрь был холоднее, но атмосфера приподнятости, уверенности в заботе партии, правительства витала в воздухе.
  Эти представления о том времени черпаю из маминого дневника, который не врет, и из фотографий, и хроник того времени.
  Фото в основном о дружбе. Папины однополчане, мамины однокурсницы. Лица просто светятся. А ведь время было полуголодное. Мерзли, недоедали. Но строили с энтузиазмом новую жизнь. Это уже к хронике относится. А, вот, что относится к дневнику.

    " Весна 1948 года. В Черновицах особенно красиво. Цветут фруктовые деревья. У нас подъем( в слове "подъем" у мамы вместо ъ запятая вверху), что мы скоро закончим учебу, но за три года так привыкли к своей группе, что жалко расставаться. Галя Толкунова должна выходить замуж здесь же. Две девушки уезжали в Израиль. Остальные получали назначение на работу: в Белоруссию и Смоленскую область."
    Мама поехала в Украину учиться в текстильный техникум. Поэтому такое распределение. В те районы, где растет лен.
    Украина была рядом. Курская область граничила с ней. Когда-то и эта область была в составе Украины. Об этом многое напоминает: беленые хатки под соломой как на иллюстрациях книг Гоголя. Льняные рушники, вышитые таким мелким крестиком , что не разглядишь, с украинским орнаментом. Певучесть края. Все наши дяди, тети и старшее поколение пело так на 2,3 голоса, что свечи гасли. Я еще застала это безумие и наслаждение в одном флаконе. Курские соловьи гремели на всю деревню как целый краснознаменный хор. Соловьев с их тонкими, деликатными переливами они мало напоминали. "Там вдали за рекой", " Ой,то не вечер", "Черный ворон",  "Летят утки и два гуся".  Причем, на свой лад: ЛетятЬ утки и два гуся. Ой, кого люблю, не дождусЯ. Естественно и букву "Г" проговаривали особым образом: звук был где-то между этой самой Г и Х. Так же,как в украинском языке. Меня городскую, задразнивали. Мое Г было звонким, четким, за что мне и доставалось.
         Гуси гогочут, город горит.
         Каждая гадость на "Г" говорит.
    Прекрасно знали украинские песни. " Ридна маты моя", "Ты ж мене пидманула" сопровождали застолье.
    Борщи, вареники с вишней, что медом заправляются, различные клецки, галушки, кулеш. Бабушка умела и колбасу делать свиную и гуся правильно запекать, сало с чесночком и выпечка на уровне. Все , как у всех в тех краях. Чего не скажешь о смоленской области, куда маме довелось поехать. То ли климат не позволял, то ли Украина далеко. Но, они не держали ни гусей, ни уток, не выращивали поросят, чем существенно обеднили свой стол.
                Продолжение следует.


   


Рецензии