Господь поругается им

Канцлер заявил: "Христос еврей?
Нет! Такая вера не годится!
Срочно заменяйте на того,
на Христа, рождённого арийцем!

Чтоб никто распространять не мог
антинаших "папских" измышлений!
Я вам Папа! Мама!
Я -- Ваш Бог!
Все передо мной -- марш на колени!"
________________________

23 марта 1933 года, спустя три месяца после назначения канцлером, Гитлер произнес в Рейхстаге речь. Он назвал христианские церкви "важным элементом сохранения души немецкого народа".

20 июня нацистское правительство заключило с Ватиканом конкордат (соглашение), который гарантировал право Церкви самостоятельно "регулировать свои внутренние дела".

Мир между Рейхом и Святым Престолом продержался недолго. Уже 14 июля 1933 года нацистское правительство приняло "Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями", который предусматривал принудительную стерилизацию целых категорий граждан Германии. Этот акт глубоко оскорбил Католическую Церковь.

К весне 1937 года католические иерархи в Германии утратили все иллюзии. 14 марта 1937 года папа Пий XI издал энциклику (послание по важнейшим религиозным, нравственным и социально-политическим вопросам) под названием "Mit brennender Sorge" ("С огромной обеспокоенностью" или "С глубокой скорбью"). Вопреки традиции оригинал был составлен не на латыни, а на немецком языке. Текст, тайно доставленный в Германию, зачитали во всех католических приходах страны после мессы в Вербное воскресенье.

Авторы энциклики — среди них был и кардинал Пачелли — упрекали нацистское правительство в распространении "плевел подозрительности, раздора, ненависти, клеветы, тайной и открытой враждебности ко Христу и Святой Церкви".

Гитлера не называли по имени, но всем было ясно, кто скрывается за эпитетом "сумасшедший пророк", о котором, по словам Папы, сказано в Писании: "Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им"

Гитлер был в ярости и "обещал отомстить Церкви". Как пишет католический историк Джон Видмар в книге "Католическая Церковь сквозь века", после оглашения энциклики преследование Церкви в Германии стало еще более жестким. Были арестованы тысячи священников, монахов и мирян, причем часто по сфабрикованным обвинениям в "безнравственности" и "контрабанде иностранной валюты". НСДАП стала распускать католические юношеские общества и включать их в состав "гитлерюгенда". Были запрещены десятки католических изданий, под давлением гестаповской агентуры нарушалась даже тайна исповеди.

Ни одна фраза из энциклики не была опубликована в газетах. На следующий день гестапо нанесло визит в епархиальные канцелярии и конфисковало все экземпляры. Журналы католических епархий были запрещены, лимит бумаги на церковные нужды резко ограничен.


Рецензии