Этимология слова Ягве

Рассматриваю соответствие в качестве сильной теории.

Иудаизм и христианство основаны на идеи жертвоприношения. В ветхом завете существенная часть служения совершалась через жертвоприношение животных в храме. Новый завет открывает перед нами жертву Христа, посланного Богом, чтобы тот пострадал на кресте и тем самым явил миру спасение. Сама идея приношения чего-либо или кого-либо на алтарь божества в библейской традиции существовала сначала творения. Так Каин и Авель приносили жертву Богу земными плодами и животными. Как мы знаем имя библейского Бога – Яхве или Ягве. Об этимологии слова до сих пор ничего неизвестно. Думая об идеи жертвоприношения и имени библейского Бога, я подумал о возможной связи одного с другим. В индуизме жертвоприношение на санскрите называется «ягья». Ягья одно из имен Вишну; Вишну поклоняются ягьей. Вполне возможно что имя иудейского Бога «Ягве» происходит от имени «Ягья». Заимствование объясняется тем, что санскрит в данном случае понимает себя, а древнееврейский нет. Прочтение имени отражает идею жертвенности. Общая связь прослеживается и в текстах.

«Когда боги предприняли жертвоприношение с Пурушей как с жертвенным даром,
Весна была его жертвенным маслом, лето - дровами, осень - жертвенным даром.
Его как жертву кропили на жертвенной соломе, Пурушу, рожденного в начале.
Его принесли себе в жертву боги, и (те,) что садхья и риши».
«...Когда боги, совершая жертвоприношение, привязали Пурушу как (жертвенное) животное».
«Жертвою боги пожертвовали жертве. Таковы были первые формы (жертвоприношения)».
Пуруша-сукта, Ригведа 10.90

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».
Евангелие от Иоанна 6.53-58

В индуизме Пуруша-сукта так и осталась непонятой. Куда ее только ни приспосабливали, не подходила. Евангелие дает герменевтический ключ к древнему гимну.

Картина Жертвоприношение Авраама, Рембрандт


Рецензии