Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом

Венера перед зеркалом. 1615 г.

  Может ли живопись соперничать с природой , даже символически ? И в чём сила живописи против самой природы? И то и другое , безусловно, созидает, но как ? Природное мимолётно в движении, - молодости, обстановке, освещении, течении воды или перемещении воздуха . День сменяется ночью, каждая утренняя и вечерняя заря неповторимы, как и времена года - всё в вечном изменчивом состоянии.

  Но вот кисть художника дерзко посягает на мгновение и запечетлевает его , на века. Венера молода, пышнотела, горяча и совершенно спокойно-уверена в собственной красоте и неотразимости. Алая ткань, наброшенная на скамью,
на которой Венера восседает, блекнет в красочной горячности по сравнению с молодой кровью, которая питает нежную кожу, румянит лицо, сглаживает все облазнительные складки тела, которое открывается нескромному взору зрителя, когда блестящая , восхитительная ширма длинных, волнистых волос откинута рабыней Венеры, любующейся божественной красотой своей светлокожей госпожи.

 Она прислуживает самой Венере! Скромные украшения способны только отвлечь внимание, - они совершенно излишни - перед нами богиня,- и детали интерьера, и затемнённые углы, и её прислуга , всё вторично, необязательно, а зеркало -  безусловно необходимо - оно так же прислуживает Венере, да, неодушевлённое стекло старательно отражает все прелести своей владелицы, фацетом, как бриллиантовой  огранкой, окаймляет божественный лик , который сам - высшая драгоценность.
 
  Кисть самого Рубенса остановила мгновение, переспорив могущественную природу в её неостановимом движении.


Рецензии