Герцен, Чернышевский, Бакунин

Александр Иванович Герцен (1812—1870) — русский мыслитель, автор теории «крестьянского социализма» («русского социализма»). Он родился в Москве и был внебрачным сыном богатого русского помещика Ивана Алексеевича Яковлева и немки Генриетты Луизы Гааг. Фамилию отца Александр не имел права носить, поэтому ему дали фамилию, производную от немецкого слова Herz — сердце. Хотя официально Александр считался лишь «воспитанником» в доме Яковлевых, отец сделал все, чтобы обеспечить ему хорошее образование и карьеру.
В 1826 году во время коронации Николая I юный Герцен вместе со своим другом Н. Огаревым дал на Воробьевых горах клятву всю жизнь бороться с царским режимом и отомстить за казненных декабристов. Эту клятву Александр Иванович помнил всю жизнь.
В 1830 году А.И. Герцен поступил в Московский Университет и окончил его три года спустя. С 1831 года юношу увлекают теории западноевропейского утопического социализма, — учения Сен-Симона, Фурье, Ламенне. Постепенно вокруг него складывается небольшой дружеский кружок, в который входят Н. Огарев, Н. Сатин, Н. Сазонов, Н. Кетчер и др. От других существовавших в то время многочисленных дружеских объединений кружок отличался выраженным преобладанием политических интересов у большинства его членов. Просуществовал он, однако, недолго. В 1834 году был разгромлен полицией. Его участники сосланы. В ссылке надолго оказались и Герцен с Огаревым.
Проведя более 5 лет в русских провинциальных городах, — Перми, Вятке и Владимире, — Александр Иванович в 1839 году возвращается в Москву. Там он примыкает к западникам. В первой половине 40-х гг. А.И. Герцен активно сотрудничает в печати, публикуя научные статьи и литературные произведения. Однако постепенно он начинает отходить от кружка Т.Н. Грановского. Его взгляды становятся все более радикальными.
В 1847 году А.И. Герцен уезжает за границу. Следующие два года становятся переломными в его судьбе. Разочарование в революционном потенциале Европы, тоска по Родине, личные неурядицы вызывают у него в этот период жесточайший душевный кризис, окончившийся радикальным изменением мировоззренческих позиций. Александр Иванович приходит к мысли об особом месте и роли России в процессе исторического развития – в направлении создания социалистического общества.
На пути осуществления социалистического идеала стояли, однако, два серьезных препятствия. Это, во-первых, «немецкая» монархия в России и, во-вторых, патриархальный строй самой общины. А.И. Герцен понимал, что для преодоления этих препятствий необходима социальная революция. И он начинает бороться за ее осуществление.
В начале 50-х гг. Александр Иванович создает «Вольную русскую типографию» в Лондоне и выступает с жесткой критикой николаевского режима. В конце июня 1853 года вышла первая прокламация «Юрьев день! Юрьев день!» Затем была отдельной брошюрой опубликована «Крещеная собственность». А.И. Герцен занимается налаживанием каналов переброски литературы в Россию. Постепенно у него начинают появляться сотрудники, присылающие в Лондон материалы и помогающие в написании прокламаций. Одновременно Александр Иванович активно публикуется в западноевропейской прессе. В конце 40-х — начале 50-х гг появляются его крупнейшие работы посвященные обоснованию теории «крестьянского социализма»: «Россия» (1849 г.), «О развитии революционных идей в России», «Русский народ и социализм» (1851 г.), «Старый мир и Россия» (1854 г.). В начале 50-х гг. А.И. Герцен становится крупной, значимой идейной силой, способной оказывать существенное влияние не только на все более увеличивающийся круг русских эмигрантов за границей, но и общественное мнение в самой России. Вместе с ростом авторитета Герцена усиливается влияние проповедуемых им идей социализма.
Пик популярности А.И. Герцена приходится на вторую половину 50-х гг. XIX века. В годы подготовки крестьянской реформы в России основанный им за границей журнал «Колокол» читает не только демократическая интеллигенция, но и крупные государственные чиновники. Его критики боятся, как огня. Экземпляры «Колокола» появляются даже на рабочем столе императора Александра II.
Однако в начале 60-х гг. популярность Герцена резко падает. Александр Иванович поддержал польское восстание 1863 — 1864 гг. и русское общество ему этого не простило. Свое влияние Герцен постепенно утрачивает и в кругах русской эмиграции. Во второй половине 60-х гг. XIX века он сближается с деятелями I Интернационала, его публицистика адресуется в основном западноевропейскому читателю.
Умер А.И. Герцен 21 января 1870 года в Париже. В последний путь его провожали тысячи людей. Дань уважения русскому мыслителю была отдана многими представителями европейского демократического и социалистического движения. Похоронен А.И. Герцен был в Ницце рядом с могилой его первой жены Наталии Александровны. В 1875 году на его могиле по проекту скульптора Забелло была поставлена статуя. В настоящее время и в нашей стране, и в Западной Европе сохраняется уважительное отношение к А.И. Герцену , как к одному из оригинальных и самобытных русских мыслителей XIX века.
Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/vo-chto-veril-gercen/
Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.
Детские годы
Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.
До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени.
Формирование взглядов
В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.
В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологического факультета в университет Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.
Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.
В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.
Петербургский период
В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.
Ссылка и смерть
У Чернышевского биография изобилует тяжелыми моментами жизни.  В 1864 году за свою социально-революционную деятельность и причастность к «Народной воле» Николай Гаврилович направлялся в 14-летнюю ссылку для работы на каторге. Спустя время срок приговора был в два раза уменьшен благодаря указу императора. После каторги Чернышевскому предписывалось пожизненно остаться в Сибири. Отбыв каторгу, в 1871 году ему предписывают местом жительства город Вилюйск.
В 1874 году ему предложили свободу и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое прошение о помиловании.
Его младший сын многое сделал для возвращения отца в родной Саратов и лишь через 15 лет Чернышевский все-таки переезжает жить на свою малую родину. Не прожив в Саратове и полугода, философ заболевает малярией. Смерть Чернышевского произошла от кровоизлияния в мозг. "Великий" философ был похоронен на Воскресенском кладбище.


Подробнее: сайт образовалка https://obrazovaka.ru/chernyshevskiy-nikolay.html
Михаил Александрович Бакунин.

19 век в русской истории богат на различных политических деятелей, от либералов до монархистов. Это было время, когда под влиянием европейских идей, а также русских реалий, общественные деятели пытались найти свой «рецепт счастья» для России. Одной из идеологий, возникших в 19 веке, был анархизм. Его идеологом был Михаил Александрович Бакунин.



Детство и юность
Михаил родился 18 мая 1814 года в Тверской губернии, в дворянской семье, потомок рода Рюриковичей. Его родственники по материнской линии в 1825 году стали организаторами декабристского восстания: Никита и Сергей Муравьевы. Отец Михаила хотел, чтобы сын стал офицером. Так в 1829 году Михаил Бакунин стал студентом военного училища в Петербурге. Вначале военная карьера складывалась хорошо: он получил звание прапорщика и был отправлен на службу в Минскую губернию. Но позже был отчислен с офицерских курсов из-за конфликта с директором училища. В этот период проявляется бунтарский характер Михаила: он уходит в отставку, переезжает в Москву и собирается стать ученым и увлекается немецкой философией. Это приводит к серьезному конфликту с отцом.



Начало общественной активности
Во второй половине 1830-х годов Михаил Бакунин становится постоянным участником кружка Станкевича, гостями на котором были Пушкин, Герцен, Белинский и другие видные фигуры того времени. В 1839 году он решает покинуть Родину и отправляется на учебу в Берлин. Там он слушает лекции немецких философов, печатается в различных газетах и знакомится с местными революционерами. После того, как за ним начала следить местная полиция, решил переехать в Цюрих (Швейцария). В 1844 году в России принято решение о лишении Бакунина дворянских привилегий и ссылки «в случае возвращения в Россию».

В 1844 году Бакунин переезжает в Париж, где знакомится с участниками польского восстания 1830-1831 годов. На одном из банкетов он произносит речь против российского самодержавия. Французское правительство, опасаясь конфликта с Россией, принимает указ о запрете на проживания Бакунина в стране. Он переезжает в Австрийскую империю.

Участие в европейских революциях
В 1848 году по всей Европе проносится революция «Весна народов». В Праге Бакунин участвует в съезде славян. Уже в 1849 году Михаил Александрович один из организаторов восстания в Дрездене. Вскоре немецкая полиция его арестовывает. По решению суда Бакунина должны были казнить, но вскоре он был помилован: казнь заменили на пожизненное заключение. В 1851 году Австрия предложила Германии отдать преступника «в руки русского монарха». Бакунина отправили в Россию.



Возвращение в Россию и вторая эмиграция
С 1851 по 1857 годы он находился в различных тюрьмах Петербурга. Из-за ухудшения состояния здоровья Александр II подписывает указ о замене тюремного заключения на «вечную ссылку в Сибирь». До 1861 года он находился в Томске (где женился), а затем в Иркутске. В 1861 года совершил побег, попал в Японию, откуда отправился в Англию транзитом через США. В Англии Герцен дал ему денег, а также взял в редакцию газеты «Колокол».

В 1862-1864 годах активно поддерживал польских повстанцев, организовывал сбор средств для них. Позже знакомится с Карлом Марксом. В 1869 году в Россию подпольно попадает перевод «Манифеста коммунистической партии», сделанный Бакуниным. С 1870-х годов проживает в Швейцарии, где и публикует работу, которая считает главным итогом всех политических размышлений Михаила Бакунина: «Государственность и анархия». Сам по себе Бакунин был коммунистом, сторонником левых взглядов, но в отличие от своих соратников пошел дальше в отрицании необходимости существования какого-либо государства.

В 1876 году Бакунин переехал в Берн, где спустя пару недель умер в местном госпитале. В этом швейцарском городе и был похоронен. 


Рецензии