Суворов. Повелевать счастьем

Среди афоризмов, авторство которых приписывается Суворову, есть и такой, весьма примечательный: «Я был счастлив, потому что повелевал счастьем».   

На копии с картины неизвестного художника, выполненной в 1899 году В. Домашевым, погрудное изображение Варвары Ивановы Суворовой (Прозоровской) — жены Александра Суворова: корпус женщины немного развернут влево, голова чуть вправо, в больших карих глазах не то — вопрос, не то — вызов, высокие темные брови выгнуты дугой, ярким пятном выделяются щеки, нарумяненные по моде XVIII века, русые волосы, собранные в высокую прическу с локонами. Героиня в шелковом платье с декольте, красным лифом, белыми пышными рукавами, украшенными голубыми бантами, а по краям — кружевом; концы голубой накидки на груди скреплены застежкой с пряжкой.
Кем же была в судьбе Суворова эта незаурядная женщина? 

Как известно, активные боевые действия в XVIII веке в зимние месяцы прекращались и русские войска занимали до весны «зимние квартиры».  Зимой 1773-1774 годов Суворов был назначен командиром 4 резервной дивизии и получил возможность съездить в Москву к отцу.
Василий Иванович Суворов, как известно, начинал службу в Преображенском полку, где был пожалован прапорщиком и продолжал служить до капитанского звания. В тот же полк был зачислен солдатом в 1728 году князь Иван Андреевич Прозоровский, который стремительно продвигаясь по карьерной лестнице (сержант, капрал), уже в 1729 году пожалован указом Петра II в штаб генерал-фельдмаршала князя В. В. Долгорукова в генерал-штаб-квартермейстеры капитанского ранга, а в 1730 году стал флигель-адъютантом.
Князья Прозоровские, несмотря на некоторую захудалость в поместном и имущественном отношении, принадлежали к высшим кругам московской знати и имели в ней обширные и прочные связи, а дочь Ивана Андреевича — Варвара — по московским меркам того времени слыла красавицей на выданье, хотя и в летах (24 года). В Гербовнике 1890 года, составленном графом Александром Бобринским род Прозоровских, ведущий свое начало от потомства Рюрика в 17 колене, записан одним из первых в Российской Империи под 862 годом за №30.
Между тем как Суворовы были худородны, а запись фамилии среди прочих датируется началом XVI века, а жалованная грамота на дворянство от Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича получена только в 1686 году.    
Василий Иванович Суворов в отпуске настойчиво советовал сыну остепениться: к 1774 году Суворов имел за плечами 43 года от роду, значительные военные заслуги, носил чин генерал-майора, был георгиевским кавалером, однако был холост, а как жених по московским меркам, не мог считаться особенно завидной партией.
Василий Иванович ранее подыскал партии двум своим дочерям и по его настоянию 18 декабря 1773 года Александр Васильевич Суворов, воспитанный в духе почитания родителей и беспрекословного подчинения отцу, был помолвлен с Варварой Ивановной Прозоровской, четыре дня спустя состоялось их обручение, а 16 января 1774 года — свадьба в Москве.
Несколько лет супруги жили в относительном согласии. Варвара Ивановна сопровождала мужа в передвижениях по воинским гарнизонам, находилась с ним в Таганроге, Астрахани, Полтаве и Крыму. В 1775 году у Суворовых родилась дочь Наталья, но следующие две беременности Варвары Ивановны из-за походной жизни закончились несчастьем.
Со второй половины 1777 года между супругами начался закономерный разлад: избалованная с детства повышенным вниманием и привыкшая к роскоши Варвара Ивановна любила шумное общество, балы и имела склонность к расточительству. Александр Васильевич всецело был поглощён военной службой, отличался бережливостью и тяготился светской жизнью. При таких условиях и вспыльчивости, доходящей до нетерпимости каждого из супругов, им трудно было ужиться, тем более, что Варвара Ивановна не чужда была и любовных увлечений; «отлучаясь своевольно, употребляла развратные и соблазнительные обхождения, неприличные чести её», — писал о ней Суворов со свойственной ему резкой прямотой.
Кроме того, Суворов подозревал супругу в неверности и в 1779 году возбудил в Сенате бракоразводный процесс. Однако вскоре приостановил его под давлением родственников жены и других влиятельных лиц, дошедших в жалобах на Суворова до императрицы. В 1784 году, за несколько месяцев до рождения сына Аркадия, которого Александр Васильевич счёл плодом супружеской измены, полностью разорвал отношения с женой. При этом его дочь Наталья (известная по письма отца как Суворочка) была помещена на воспитание в Смольный институт, а сын Аркадий, остался с матерью в Москве — Суворов долгое время не признавал своим этого ребёнка и не интересовался его судьбой.
В феврале 1795 года Суворов по настоянию графа Платона Александровича Зубова, последнего фаворита Екатерины II, выдал дочь замуж за его брата графа Николая. В конце того же года императрица вызвала ко двору и пожаловала в камер-юнкеры великому князю Константину Павловичу одиннадцатилетнего сына полководца — Аркадия. Суворов, находящийся постоянно в дали от столицы в войсках, по-родственному поселил мальчика в столичном доме молодожёнов Зубовых. С июля по октябрь 1797 года брат и сестра навещали отца, попавшего в опалу при Павле I и сосланного в село Кончанское, для чего им потребовалось выхлопотать у императора специальное разрешение.
Тогда же в октябре в ссылку пришло письмо от их матери с просьбой уплатить за неё крупные долги, выделить дом для проживания и увеличить содержание, в чём граф Суворов ей отказал. Однако, когда Павел I узнал об этой истории, то распорядился: «сообщить графине Суворовой, что она может требовать с мужа по законам». Тот, не смея перечить воле государя, в начале января 1798 года поручил зятю графу Зубову отдать графине Варваре Ивановне свой московский дом и ежегодно отпускать ей по 8000 рублей, но приписал в конце: «Я ведаю, что г. В. много должна, мне сие постороннее» (тем самым отказавшись оплачивать прежние долги жены).
До осени 1798 года Аркадий проживал в доме сестры, когда из-за опалы, павшей и на Зубовых, она со своим семейством была вынуждена покинуть Санкт-Петербург. Несколько следующих месяцев мальчик жил в столице у своего воспитателя Карла Осиповича Оде-де-Сиона, пока в конце 1798 года Александр Васильевич не узнал о том, что зять граф Зубов, при помощи Оде-де-Сиона, тайно присваивал его доходы в счёт не выплаченного приданого дочери и других задолженностей. Суворов порвал отношения с обоими, сохранив переписку лишь с дочерью, а сына поселил в Санкт-Петербурге у родственника — графа Дмитрия Ивановича Хвостова.
В 1799 году пятнадцатилетним юношей Суворов взял Аркадия с собой в Итальянский и Швейцарский походы, где между отцом и сыном наконец произошло сближение. По возвращении из походов Аркадий Суворов получил от Павла I звание генерал-адъютанта. Овдовевшая в мае 1800 года, княгиня Варвара Ивановна Суворова в день коронации нового императора Александра I была пожалована, в качестве «признательности» за заслуги покойного мужа, в статс-дамы и орденом св. Екатерины первого класса. Дочь Суворова Наталья Александровна (1775—1844) родила в браке с графом Зубовым шестерых детей. Её брат Аркадий (1784—1811) в 25 лет получил чин генерал-лейтенанта и командовал пехотной дивизией. Через год в ходе очередной русско-турецкой войны он утонул при переправе через реку Рымник близ места, где его великий отец в сентябре 1789 года одержал блестящую победу. 


Рецензии