Союз творческих педагогов в действии

     В 1988 году мне посчастливилось побывать в командировке на слёте клубов творческой педагогики «Эврика», он состоялся с 5 по 9 ноября в Краснодарском крае в курортном городке Анапа.
   
    Организационные вопросы занимали на слёте большую часть времени, поэтому обмен педагогическими идеями и находками начинался после ужина и заканчивался ежедневно примерно в 3-4  часа ночи. Но спать в это время не хотелось. Новые педагогические идеи волновали и радовали.
 
    Итак, первая педагогическая находка – «ИДЕЯ  ТРЁХ  УРОВНЕЙ». Её автор Дайнеко Владимир Иванович. В чём суть идеи?

   Испокон веков школа ориентировалась на среднего ученика.  Это  крайне безнравственно. Ведь, не учитывалось, что все дети разные и запоминают один и тот же материал по-разному. А значит, ребятишки усваивают информацию урывками, кто сколько сможет, без логических связей между изученными понятиями.
 
   Нам же необходимо, чтобы человек получил целостное миропонимание. Факты – не самоцель, а, ведь, именно они наполняют и поныне наши школьные учебники. Всё вперемежку и важное, и неважное!

   «Нынешние учебники, - говорил в своём выступлении В.И. Дайнеко,- как каша с гвоздями, её не съешь полностью, потому что мешают гвозди, которые хочет – не хочет, может - не может, а ученик должен пережёвывать».

   «Главное , - подчеркнул Владимир Иванович,- это ЦЕЛОСТНОСТЬ  КУРСА. Но как её достичь?» Вот, что  он предложил:

   Содержание учебника должно быть разделено на три уровня.
   Самое основное, что нужно знать каждому. Это основное и относится к 1 уровню.
   2-й и 3-й  уровни –  дополнение к основному.

    «Рассмотрим,- предложил Владимир Иванович,- на конкретном  примере:  среди нынешних учеников кто-то станет гуманитарным деятелем, кто-то естественником, кто-то учёным химиком…

   Но сейчас они все вместе изучают один и тот же предмет, н/р  химию…
 
   На 1-м уровне изучается то, что даёт возможность понимать мир в целостности. Т.е. СУПЕР- МИНИМУМ, который позволяет представить цельную картинку.

   Те, кто не интересуется химией, читает только то, что касается 1 уровня. В учебнике этот уровень отмечен определённым цветом. Например, красной линией или звёздочкой. Только за этот уровень он получает отметку.

   Если прочитать материал только 1 уровня по всему учебнику , не читая то, что относится ко 2-му и 3-му  - логика науки химии не нарушится».

   Слушая новатора, мы убедились, что
1)«ИДЕЯ  ТРЁХ  УРОВНЕЙ» основана на уважении к личности каждого человека.
«Ведь, мы,- говорил Дайнеко,- признаём за человеком право выбирать и тем самым РЕЗКО СНИМАЕМ ПЕРЕНАГРУЗКУ».

2)Кроме того, общество удовлетворяет, что те, кто учит 1-й уровень , имеет полную, целостную систему знаний о мире.  Ведь, 1 уровень- это тот СУПЕР-МИНИМУМ, не знать который нельзя.  Учебник трёх уровней даёт возможность изучить и запомнить в первую очередь САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ!

3)И ещё ценность учебника трёх уровней в том, что 2-й уровень является как бы ВЫТЯЖНЫМ ПАРАШЮТИКОМ. Установка: кто хочет, тот читает 2 уровень ведёт обычно к желанию всё-таки познакомиться с тем, что дано в нём. И тогда может оказаться, что дополнительная информация интересная и понятная. Появляется стимул читать не программный материал. А это же, просто, здорово!

    Как же создать СУПЕР-МИНИМУМ по каждому предмету, не включая, конечно, литературу?

    Дайнеко предложил рассмотреть все темы программы по данному предмету. Продумать: какие из них войдут в СУПЕР- МИНИМУМ. Какие убрать, но так, чтобы не была нарушена логика данной науки.

    Закон «ЛОГИКА  НАУКИ  СТРУКТУРИРУЕТ  МАТЕРИАЛ 1 УРОВНЯ» - должен быть основным.

    В  Ижевске, в Асаново многие учителя заинтересовались учебниками трёх уровней. А учитель русского языка из самого Ижевска Блинова Елена Рудольфовна создала такой учебник по своему предмету.       

    Владимир Иванович Дайнеко  напечатал   учебники трёх уровней по неорганике и  по неорганической химии.
 
    А нам очень хочется, чтобы учебники трёх уровней как можно скорее появились в наших школах.

    На слёте опять-таки вечером нам удалось посмотреть уроки- панорамы приемников Лысенковой, Давыдова, Шаталова, элементы  урока-панорамы  Рафа.

    Учительница из Оренбурга рассказала, как использует с успехом на занятиях сценические игры, упражнения на развитие речи и внимания.

    Можно рассказывать бесконечно и всё равно не передашь всего, что мы узнали на слёте творческих педагогов нашей страны. Из творческой командировки мы вернулись с огромным желанием работать творчески!

    Благодаря этой замечательной командировке педагогическое вдохновение меня переполняет до сих пор.



   


Рецензии
Очень всё интересно, Ольга Алексеевна!
Важно, что учителя собираются вместе и обсуждают проблемы.
А как теперь?
Прижилась ли идея с разными уровнями освоения учебников?

С самыми добрыми пожеланиями

Светлана Данилина   07.12.2024 19:51     Заявить о нарушении
К сожалению, после 90-х эта идея заморозилась. Хотя многие авторы учебников начальной школы её используют. И это радует.
- С уважением и признательностью, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   07.12.2024 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.