Нейтральная полоса 10

О культуре отрицания говорят много и по-разному. Видимо, тема стала модной и заковыристой.
По этому поводу парочка соображений:
1. Надо каким-то образом классифицировать это явление, чтобы придать ему наукообразие. В противном случае общественность культуру отрицания не примет. Ввести в эту самую культуру единицу отсчета, которой может стать одна экзистенция. Ибо без личного самобичевания никакого отрицания быть не может. А отрицание, как хорошо известно, первая ступень преследования. Ну а вторая очередь – конечно, наказание. Органы не ошибаются! Кто-то будет спорить? От себя лично я бы обратил внимание на давнюю реплику Андрона Кончаловского про индивидуальную ответственность. Он обращает внимание на важную особенность – индивидуальная ответственность должна быть анонимной! Иначе субьект, на свою голову огласивший граду и миру о вселившейся в него экзистенции, выпорет самого себя. Такого рода случаи в литературе уже описаны.
2. В самом понятии, мне кажется, главное выдержать «культуру» процесса, хоть он и заведомо отрицательный. Отрицание в конечном счете сменится утверждением, потом снова появится и снова изменит цвет. К этому мы привыкли, а вот культуру надо хранить.

На днях читал давнее интервью Зиновия Высоковского, прекрасного артиста московского театра Сатиры. Запомнилась автобиографическая реплика: «Детство мне испортила война, старость - перестройка». Сам я родился после войны; как говорили дворовые друзья - «войны и в дырочку не видел». Хотя каждый из них имел в тайничке минимум ржавый трехгранный штык и круглую немецкую коробку из-под парашюта. А может и что-нибудь серьезнее. Стало быть, от войны мы не пострадали, но вот перестройка не пощадила, пожалуй, никого из нас. Совсем не случайно те аналитики, которые пытаются видеть ближайшее будущее в лучшем свете, настаивают на том, что прошедшее тридцатилетие было временем больших ошибок. Причём – это весьма существенно – ошибок, которые можно было не совершать. Но избежать их не получилось.
Читая о сегодняшних событиях в Нагорном Карабахе вспоминаю известную реплику М.С.Горбачева о том, что в перестроечное время удалось избежать гражданской войны. А что же это? А военный конфликт России и Украины – это опять не гражданская война? 
А в остальных регионах – всё спокойно, как на Шипке?
Второй месяц осени начался с перемены погоды – романтическое бабье лето закончилось и ушло, унеся с собой солнечную погоду. Пришла проза подлинной осени, с капризами погоды, дождями и ветром, с опавшей желто-красной листвой во дворах. Не спокойно – отсутствуют ожидания благих перемен. И если с упомянутой культурой отрицания все же можно мириться – это явление не всеобщее, обывателей оно вообще мало волнует – то при отсутствии хороших ожиданий жить куда скучнее. Нынешний образ ожидания навевает смуту. Модно нынче цитировать любые тексты, хоть и собственные, если приписать их Ремарку либо Оруэллу. От меня вам подлинный Фирдоуси – проверьте по «Шахнаме»:
"Я здесь и не здесь,
Я везде, и нигде,
В сыпучем песке, и прозрачной воде..
Я в воздухе, что между пальцев течет,
Я - птица, чей вам не доступен полет..
Я - разум, что вам до сих пор непонятен,
Я мал и в то время, я так не объятен..
Я - демон, что души у вас искушает,
Я - бог, что вас раем затем награждает..
Я - алая кровь и я - белый цветок,
Я - горькая правда, я - лжи сладкий сок..
Я - образ прекрасный, что видели в дыме,
Я - вечный никто, пустота - мое имя.. "

Но это я так, к слову – не подумайте чего! Или все-таки подумайте…    


Рецензии