сцены ада

                Сцены ада

    (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е. Дроздова)

   От переводчика: подросткам до 16 лет, беременным и слабонервным эта статья НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.

                Adrienne Braun

   Беда, если костлявая постучится к вам в дверь. Поэтому, когда человек находится в цветущем возрасте, он всеми силами старается не говорить и не думать о смерти. Но странный феномен: если в жизни люди стараются не думать о смерти, то в искусстве тема смерти любима. Страх и ужас актуальны. После работы, уютно расположившись перед телевизором, вы охотно смотрите фильм ужасов. Другие любят металл и рок, где воспеваются смерть и черт. Дети визжат от ужаса и восторга от какого-нибудь страшного атракциона. Охотно делаются татуировки черепа и мерзких рож на теле, и ничто так жадно не читается в газетах, как сообщения о катастрофах.

   В Дюссельдорфе открыта выставка "Смерть и черт", рассказывающая о разных ужасах, и на всякий случай там дежурят санитары, которые при необходимости могут оказать вам квалифицированную медицинскую помощь.

   Людей не оставляют безразличными акты насилия. Психологи свидетельствуют: при всем страхе перед ДТП, ранением или катастрофой картины ужаса вызывают у человека сладкую щекотку (в животе) и привлекают своим (если хотите) очарованием. Ужас и страх заставляют держаться подальше от опасности, особенно от смертельной опасности. На эту тему в нашем обществе наложено решительное табу.

   В ранние века было совершенно иначе. Смерть была не только реальностью жизни, но и символически повсюду сопровождала человека. "Memento mori" - не забывай, что и ты однажды должен будешь покинуть этот мир, попадешь ли ты на небо или в ад. Зло воспринималось как порок, и изображения смерти и черта на картинах или предметах быта должны были побуждать к безгреховной жизни.

   Но постепенно разум и наука начали объяснять многие явления. Однако человек инстинктивно сопротивлялся новому, даже возникло движение сопротивления. В 1774 г. вышел роман Гёте (1749-1832) "Страдания юного Вертера", в котором герой больше полагается на чувство чем на разум. Начиная с1800г. получили распространение разные страшные истории, которые легли в основу многих произведений искусства. Даже сатана как воплощение зла, который раньше вызывал только отвращение и страх, теперь стал симпатичнее и красивее. Черт изображался в виде мускулистого красивого парня.

   Сегодня каждое поколение имеет свое представление об аде. Кому-то нравился фильм режиссера Stanley Kubrick "Shining", в 90-ые годы охотно смотрели триллер "Молчание ягнят" ("Das Schweigen der Laеmmer"), в котором с помощью психиатора - каннибала должны были поймать серийного убийцу. Классикой остается фильм Альфреда Хичкока "Psycho" (1960). До сих пор ничто так часто не вспоминают, как сцену, в которой убийца душит свою жертву.

   Выставка в Дюссельдорфе показывает, что ужас и ад, зомби и монстры, черепа и скелеты стали естественной составляющей нашей жизни. Невозможно не упомянуть фильм режиссера Georges Melies "Замок дьявола" ("Das Schloss des Teufels", 1896). Он снимался в готическом замке, где бесчинствовали ведьмы, демоны и дьявол. Отсюда черпают свои мотивы современные компьютерные игры или металл-музыка, чье восхищение перед смертью выражается в текстах и картинках.

   Давно уже поп и мода оседлали тему ада и смерти. В 1999г. был представлен костюм, в котором человек выглядел как скелет.

   Безвкусно или смешно? В любом случае это кокетливое заигрывание с адом. И молодцеватый вызов смерти должен, якобы, свидетельствовать, что нам все нипочем и мы может безбоязненно встретить угрозу. Ужас как испытание перед действительностью. Прошедший его должен почувствовать радость и облегчение.


Рецензии