Усвяты

Как древний мудрый старец, который может бесконечно делиться своим житейским опытом или просто рассказывать байки для увеселения из своей богатой жизни, история Усвятов может поведать много познавательного и увлекательного.

Можете себе представить, что в 9-10 веках на Руси было всего 25 городов ( Тогда как сейчас, например, только в Московской области — 52), и Усвяты — один из них уже в 1021 году упоминается в летописных источниках как город: «призвал к себе полоцкого князя Брячеслава и дал ему два града: Въсвячь (Свячь) и Вибдеск (Витебск)».

Я никогда не преследовал цель, чтобы в своих повествованиях изложить всю историю мест, в которых побывал, а в случае Усвят это просто невозможно. Я поделюсь эмоциями и личными заметками, которые могут и не совпадать с мнением других, а иногда и нормами права и морали.

Наибольшим интересом для меня, при выборе маршрута по Усвятскому району, была зАмковая гора. Да, я знал и про «Северную Венецию» (археологический свайный городок на Юрьевых горах в двух километрах от настоящего центра Усвят, откуда и начинался этот город), и про природные красоты (находится между двух озёр Узмень и Усвят, соединённых широкой протокой (озеро Городечное)), и про географический казус (Усвяты находятся ближе к Смоленску или Витебску, чем к своему областному центру Пскову). Но! Я ждал встречи именно с замковой горой и памятником архитектуры XIX века — загородной усадьбой В. П. Родзянко , в которой расположен историко-краеведческий музей (закрыт).

Конечно же, приписочку (закрыт) при подготовке маршрута я пропустил мимо ушей и, прибыв к Белому Дому, только лишь постучался в огромные двери. Ну как постучался… и не то чтобы закрыт… потянул за дверь — а она и открылась. Меня это очень смутило, ведь я понимал, что стою перед серьёзным выбором, ведь музей не работает, а замок на дверях был явно закрыт, просто сломан кем-то до меня. Кого я обманываю?! Не было никакого выбора. Любопытство сразу взяло верх и я заглянул внутрь.

Разумеется, никакого убранства и предметов интерьера там давно не было. Но и мусора, загаженности тоже. Здание явно законсервировано. Я не стал заходить и срочно покинул крыльцо, по возможности прочнее закрыв за собой дверь. Нечего делать там, где тебя явно не ждут!

С другой стороны усадьбы открывается умопомрачительный вид с горы на бесконечные просторы, с голубыми зеркалами озёр и бархатной зеленью лесов. Этот вид, гипнотически — залипательный в своем исполнении, возбуждает мысль о том, что эту панораму наблюдали жители Въсвячь в далеком 1021 году. И это явно и непостижимо одновременно!

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии