Мысли на заметку. 20 декабря 2017 года

       [...].

       Встал и писал. Собирается всё воедино. И мне самому интересно. Это не то, что я излагаю свои мысли, а логика сюжета водит меня своими путями и открывает новые виды.
       _________________

       Толстой говорит, что выдающиеся умы сделали человечество тем, что оно есть, но для меня теперь очень сомнителен этот тезис. Мне представляется, выдающиеся умы сами по себе, а человечество само по себе. Во всяком случае, изучать их нужно по отдельности.
       _________________

       Тут удивительно совпало мнение Познера и Погребинского о «Русском мире». Оба высказались в том ключе, что раз русские легко ассимилируются, то и нет никакого «Русского мира», и всё это миф. Мол, государство и есть «Русский мир», а нет государства — и всё исчезнет. И я задумался. Для многих древнерусских авторов «Русский мир» был. Они, в отличие от государства, называли его «Русская земля». И это была всё-таки смысловая категория, а не пространственная. И за этим смыслом что-то стояло. И это отлилось и в русской литературе. «Француз» Пушкин — это воплощение «Русского мира». Не правы они, «Русский мир» есть. Во всяком случае, был. А будет ли дальше — время покажет. Я, по крайней мере, являюсь частью «Русского мира».
       _________________

       Читал Фейхтвангера «Бытие и время». По отношению к Канту это движение назад. Это абсолютизация времени и попытка выразить бытийность через время, то есть абсолютное выразить через относительное. Что само по себе даст относительный результат. Онтологическая проблема решается довольно просто: все, что существует, существует всегда и перестать существовать не может; все, что не существует, не существует всегда и начать существовать не может. Все возникновения и исчезновения — иллюзия восприятия. Тут вопрос совсем в другом, всё реально: и луна, и смысл в моей голове, который я выражаю понятием «луна», но и то, и другое я связываю с другим смыслом, со смыслом «реальность». Я могу сказать, луна реальна, а смысл «луна» не реален. А могу сказать, смысл «луна» реален, а сама луна — видимость. Смысл «луна» существует всегда, а материальная луна сегодня есть, а завтра её нет, а послезавтра появилась новая луна. «Я» — это смысл, и он всегда и везде, а «Я» конкретный — только здесь и очень ненадолго.

       Возникает и исчезает иллюзорное, но за ним есть что-то реальное, что вне времени и пространства. (Надо додумать это.)
       _________________

       [...].


Рецензии