Битва богов

БИТВА БОГОВ
(или «АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ " И «ДИОНИСИЧЕСКОЕ» В КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ)
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900)
для различения типов культур использовал
 мифологические образы богов греческого
Олимпийского пантеона, выделяя два начала бытия
 и художественного творчества:
«аполлоническое " и «дионисическое».
Чтобы показать, в чем состоят различия
этих начал культуры, он обратился не
к понятиям и принципам,
а образным выражениям или тексту,
в котором выступят боги
Аполлон и Дионис.

Как-то в греческом пантеоне, на горе Олимп, встретились два бога: Аполлон и Дионис. Слишком разные они были, чтобы разойтись, не зацепив друг друга. И схлестнулись они в поединке словесном.
— Я — Аполлон —небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; —источник света, носитель божественного откровения: -вещал прекрасный юноша.
— Я -Дионис Великий — олицетворение всего земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия; — бог веселья, радости, буйства. — не уступал другой ему.
— Великий Аполлон есть бог всех сил, вещающий истину, возвещающий грядущее. — разве с этим похвастаться кто-то сможет
-А под моими чарами не только смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном — человеком.
-Я — покой и порядок
— Я — хаос-раздор
Они столкнулись лбами не на шутку, разнять их не могли не существа, ни боги.
— Мои принцип — индивидуализм, великолепный божественный образ!
— Мой — символ ужаса и восторга, охватывающий человека из его недр души и даже природы
Что было делить богам, величию которых могли бы позавидовать любые существа, но, видимо, сегодня хотелось поразмять свои божественные чресла и потрясти достоинством своим.
Взгляни на Аполлона! Он прекрасен! Спокоен, рационален, и мера, золотая середина, ведь при нем.
Иль Дионис? Безмерное пленяет буйство, он беспокоен, вечно не удовлетворён, мистичен, иррационален, и все же –все при нем.
Ах, бесполезно! Не решить конфликт словами! Придется потягаться не на шутку! Решили боги воодушевить людей, что только «подражатели идей», пусть порождают образы различного порядка.
Вот Аполлон взмахнул перстами и образ мира возник в культуре подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах.

— Античное искусство (литературное наследие, созданное в Древней Греции с VIII века до н.э. до IV века н.э.)я создал.
Взгляни на точность образов, героев и сюжетов.
Древнегреческая литература является одной из самых важных и влиятельных литературных традиций в мировой истории, она в себя включает различные жанры и формы, такие как эпосы, драмы, лирику, философские трактаты и исторические сочинения и отражает разные аспекты культуры, включая мифологию, религию, политику, философию и этику. И засияли два алмаза античной литературы: «Илиада» и «Одиссея» Гомера — эпические поэмы, рассказывающие о подвигах героев во время Троянской войны и их путешествиях после нее, которые основой стали для многих других произведений и огромное влияние имели на культуру в целом.
Иль древнегреческая драма развивалась в Афинах в V веке до н.э. и включала в себя трагедии (высокое искусство) и комедии (для низших развлечение слоев). Трагедии, такие как «Антигона» Софокла и «Орестея» Эсхила, исследовали сложные моральные и этические вопросы, а комедии, такие как «Лисистрата» Аристофана, были сатирическими и юмористическими произведениями. А маски, что носили на подмостках прекрасные актеры (все мужчины), пленяли точностью подмеченных характеров и черт, в которых мы без промедления узнаем иль героя, иль врага, или прекрасную девицу на рассвете.
Античность до сих пор имеет важное значение для культуры и науки современной. Ее произведения до сих пор читаются и изучаются, все продолжая вдохновлять, влиять на тонкие умы писателей, мыслителей вселенной.
Дионис потряс демоническими силами, вызванным состоянием опьянения, потом приник губами к чаше и вскричал:
— Возникни мир иррациональных образов, смыслов, понятий Средневековой литературы
Средневековая литература — это литература, созданная в период средневековья, который простирается примерно с V до XV века. Это время, когда христианство играло важную роль в европейской культуре, и большинство литературных произведений были написаны с религиозной тематикой либо не написаны совсем. Где магия тягается с искусством, религия и вера ни при чем, где на костре сжигают сатанистов, и радуются трапезе на гробовой доске. А христианство молодое еще таится с символах любви, где виноград, как Бог прекрасен, а козочки как люди — паства у ноги.
Одной из наиболее известных форм средневековой литературы являются рыцарские романы. Эти произведения рассказывают о подвигах и приключениях рыцарей, их поисках чести и любви. Одним из самых известных рыцарских романов является «Рыцарь с львом» Хретьена де Труа.
Еще одной важной формой средневековой литературы являются баллады. Баллады — это короткие поэтические произведения, которые рассказывают о героических поступках и романтических историях. Они часто исполнялись народными певцами и передавались устным народным творчеством.
Средневековая литература также включает в себя религиозные произведения, такие как «Библия» и «Христианская легенда». Эти произведения рассказывают о библейских событиях, жизни святых и моральных уроках.
Одним из наиболее известных авторов средневековой литературы является Данте Алигьери, автор «Божественной комедии». Эпическое произведение Данте описывает его путешествие по аду, чистилищу и раю, и является одним из величайших литературных достижений средневековья.
Средневековая литература отражает ценности и верования того времени, а также представляет собой важный источник информации о культуре и обществе средневековой Европы.
— А мне принадлежит эпоха КЛАССИЦИЗМА-вскричал, не выдержав, герой наш Аполлон.
Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу.
 В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений. Время возникновения данного направления в Европе — XVII век.
Место рождения классицизма — Франция.
 История возникновения Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами.
 Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными — кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек.
 Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность. Особенности классицизма Правило триединства: 1. Единство действия — сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второстепенных сюжетных линий должно быть как можно меньше.
 2. Единство места — всё действие происходит в одном конкретном месте, не выходя за его пределы.
 3. Единство времени — ограничитель по времени действия — сутки. — Иерархия жанров: Высокие жанры: ода, трагедия, эпопея; Низкие жанры: комедия, басня, сатира. Смешивать жанры не разрешалось. — Античное искусство — это основа, источник вдохновения для классицизма, поэтому все античные идеалы воплощаются в этом новом направлении.
 — Главная цель классицизма — воспитание нравственных чувств долга и ответственности.
 — Главный конфликт в произведениях классицизма — борьба между чувствами и разумом.
 — Преобладание государственных интересов над личными: воспитание гражданских чувств, патриотизма.
 — Возвышение разума и рациональности.
— Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, часто каждый персонаж являлся воплощением какого-либо определённого качества: порока либо добродетели (мужества, жадности и т.д.).
Таким образом, характер не получал развития, а герои не были наделены какими-либо индивидуальными чертами. Они воплощали конкретные образы, которые служили бы ориентиром для читателей. — Жанр определяет форму и тему. — Гармония, логичность, чистота языка, строгость, конкретика. Представители классицизма в мировой литературе Ж.-Б. Мольер — «Мещанин по дворянстве», «Мизантроп», «Скупой» (Франция) Ж. Расин — «Андромаха», «Митридат» (Франция) И.В. Гёте — «Эгмонт» (Германия) П. Корнель — «Гораций», «Сид» Дж. Аддисон — трагедия «Катон» (Англия)
Классицизм в русской литературе В России данное направление появилось лишь спустя 100 лет после его возникновения в Европе. Это было связано в первую очередь с преобразованиями Петра 1, с тем, что он «прорубил окно в Европу», привнеся огромный вклад не только в промышленность, экономику и политику, но и в культуру
— Как много вижу я с Античностью подвязок, и говорящие фамилии, что маски у актеров древнегреческих театров, деление на высшие и низшие жанры, и даже… Но Аполлон прервал поток словесный ударом незначительным, но метким в челюсть друга.
— Так ты попробуй, поколдуй.
 Ногой толкнув соперника напрасно, тут Дионис родил …
— Эпоха Романтизма, не напрасно так названа таинственно прекрасно.
Главная особенность романтизма — это многоликость и разноплановость направления, связанное с национальными чертами. Цель у романтиков была одна (разрушение культа разума, раскрепощение личности в искусстве, томление по идеалу), но способы достижения разные. У каждого был свой идеал и определённая политическая позиция по отношению к общественным проблемам. Несмотря на многоликость направления, общие признаки и характеристики остаются неизменными:
; ; В центре внимания человек и его внутренний мир;
; Образ благородного дикаря в исключительных обстоятельствах;
; Идея единения человека и природы — основная черта многих книг и картин;
; Поклонение идеальному порядку, тяга к мечтательности и оторванности от реальности;
; Демократизация: появляются герои из бедных слоев;
; Баланс на грани фантастики: мистика становится модной специей к творчеству и разбавляет даже серьезные произведения;
; Своеобразие символики: иносказание в тексте или на полотне — хороший тон, а прямота вульгарна;
; Активный интерес к национальным мотивам.
В эпоху романтизма античные мотивы начали постепенно заменяться новыми «фишками», хотя общие черты, безусловно, сохранялись.
Революции, бурное развитие капитализма и перевороты кардинально изменили мировоззрение людей. Толпа стала воспринимать жизнь как игру, где нет места никому, кроме победителей и побежденных. В этой позиции уже ощущался дух романтизма, главной идеей которого была именно борьба человека с обществом, бесконечная игра одиночки с окружением, которое его не принимает. В романтических произведениях очень часто изображались такие герои-бунтари, ведущие свою игру против рока и судьбы. Это обреченная на провал драка против всех, но в этом можно увидеть трагический героизм непримиримого духа, мечту и ее победу над реальностью.
Суть романтизма основывалась на признании ценностей духовно-творческой жизни каждого человека и естественных прав личности, вне зависимости от ее статуса и богатства. Это было частью демократического движения в Европе, которая теряла королей и приобретала новых героев: авантюристов без рода и племени, которые добились своего ценой противостояния.
Период романтизма оставил богатое наследство потомкам, в нем до сих пор разбираются искусствоведы, а коллекционеры редкостей еще не раз найдут новое, доселе неизвестное творение родом из этой эпохи.
Сейчас же самое время разобрать, что можем найти мы, простые смертные, чтобы попробовать на вкус очередной культурный пласт и закусить его постмодернистской вишенкой на торте.
Романтизм нашёл очень яркое выражение в искусстве. Например, эпоха новой философии ознаменовалась расцветом гражданской литературы, где прослеживаются остросоциальные проблемы. Герой-романтик — это вечный борец за собственные идеалы и права. По обыкновению, он одиночка, не принятый и отвергнутый окружающим миром.
В европейской литературе можно найти множество произведений, написанных в духе романтизма. В числе знаменитых представителей новой философии литературы стоят такие знаменитые писатели, как Гофман (сборник «Ночные рассказы», сказки «Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» и романы «Повелитель блох», «Житейские воззрения кота Мурра»), Шатобриан (трактат «Гений христианства»), В. Гюго (роман «Собор Парижской Богоматери»), Дюма («Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго») и многие другие. Это ярчайшие примеры романтических книг.
В эпоху романтизма музыка играла ведущую роль в искусстве. Музыкальный романтизм отличался наиболее полным и красочным отражением человеческой души, для которого использовались всевозможные средства выразительности.
— Стоп. Замолчи, несчастный. Аполлон вернулся, — вылезая из канавы, вскричал прекрасный бог, столкнув с помоста Диониса вниз:
— Мой Реализм!
Реализм (от лат. «realis» — «вещественный», «действительный») появился в 1830-е гг. Основным отличием от предыдущих направлений стало изображение действительности такой, какой она была на самом деле, без преувеличений и приукрашений. Исключено было изображение мистических элементов и идеальных персонажей. Писатели-реалисты пытались изобразить реальную жизнь с помощью образов и характеров, известных читателям.
Признаки, которые помогают выделить произведение эпохи реализма:
1. В основе художественного изображения действительности лежит подробное историческое описание.
2. Цель произведений — максимально объективное и правдивое изображение действительности.
3. Авторы стремились изменить жизнь людей к лучшему, изображая нравственные и социальные проблемы современного им общества. Так произведения обличали пороки и оказывали воспитательную функцию.
4. В произведениях изображены типичные герои в типичных обстоятельствах.
5. Герои — общечеловеческие типы, а не просто порождение своего времени.
6. Характеры персонажей не статичны. Они многоплановые и сложные, показаны в развитии. Прослеживается социальная и психологическая мотивация героев.
7. Писатели использовали живой язык, разговорную лексику.
8. Реализму свойственна жизнеутверждающая идея, которая есть в каждом произведении.
9. Авторы рассказывали в произведениях о новых социальных явлениях.
Вскарабкавшись на сцену, Дионис несчастный, вновь своему полету придал форму и появился…
Модернизм
Модернизм (от лат. «modernus» — «современный», «недавний») — направление начала XX века, которое характеризуется отрицанием классических методов, поиском новых форм и созданием уникального стиля. Во главу угла модернисты ставили творческую индивидуальность художника, который мог создать художественный мир любым способом.
В рамках направления существовало большое количество ответвлений, которые объединялись:
• противопоставлением классицизму и реализму;
• поиском альтернативных способов изображения действительности;
• отказом авторов от жестких причинно-следственных связей в изображении характеров, поступков и обстоятельств;
• самоценностью и самодостаточностью личности во главе творчества писателей.
Основными литературными направлениями, возникновение которых произошло в русле модернизма, считаются:
Символизм (от греч. «symbolon» — «условный знак») начал формироваться в 1870-е гг. во Франции. Направление характеризуется пессимизмом, описанием тонких душевных чувств, мимолетных впечатлений. В произведениях часто встречаются образы-символы, которые связывают искусство и обычный мир. Для символизма свойственны:
1. Восприятие символа как главного средства передачи тайного смысла.
2. Господствующая философская идея — идеалистическая философия и мистицизм.
3. Тяготение к лирике и стихотворному жанру.
4. Изысканный, легкий и ритмичный стиль.
5. Ориентация на классические произведения античности и Средневековья.
6. Взгляд на искусство как способ интуитивного познания мира.
7. Создание собственных мифов.
Акмеизм (с греческого — «острие», «высшая точка») — направление, возникшее в 1910-е годы как реакция на недостатки символизма. Оно провозгласило материальность и четкость художественных образов, «искусство взвешенных слов». Для акмеизма свойственны:
1. Провозглашение культуры высшей ценностью.
2. Принятие жизни во всем ее многообразии, провозглашение каждой вещи и явления в жизни самоценными.
3. Мнение, что цель искусства — в облагораживании человека.
4. Ясность и конкретность художественных образов.
5. Стилистическое равновесие, выверенная композиция и проработанные детали.
6. Изображение красоты предметного мира, истинных человеческих чувств.
Имажинизм (от лат. «imagо» — «образ») — направление, которое возникло в 1918-1920-е гг. в России под влиянием англоязычной поэтической школы, связанной с имажизмом. Характеризуется следующими признаками:
1. Главная идея — слова властвуют над идеей.
2. Цель — создание образов.
3. Авторы использовали эпатажные литературные приемы и анархические мотивы, сравнивали между собой несопоставимые предметы.
4. Основным выразительным средством была метафора.
5. Авторы хотели обновить поэтический язык.
6. В творчестве прослеживались упаднические мысли, пессимизм, неверие в лучшее будущее, негативное отношение к революции и переменам, которые она за собой повлечет.
Футуризм (от лат. «futurum» — «будущее») зародился в 1909 году в Италии. Основоположником считают поэта Ф. Маринетти, который предложил новую, революционную теорию в искусстве. Футуристы стремились создать искусство будущего, отказавшись от традиций прошлого и обновив язык с помощью неологизмов и вульгаризмов. Признаками футуризма являются:
1. Мечта о появлении сверхискусства, которое преобразит мир.
2. Эксперименты авторов с ритмом и рифмой, над расположением строф и строк.
3. Отношение к слову как к конструктору, активное словотворчество.
4. Произведения создавались с расчетом на декламацию, в них чувствуется эпатаж.
5. В творчестве футуристов прослеживался культ городов, научно-технологических открытий, настроение бунтарства и массового недовольства толпы.
Экспрессионизм (от лат. «expressio» — «выражение») сформировался в 1910–1920-е годы в Германии. Течение сочетает пафос и ужас перед жестоким бытием. Главными чертами считаются:
1. Использование тем гибели человека, утраты человечности и человеческих ценностей в личности.
2. Любовь авторов к абстракции.
3. Активное использование в произведениях фантастического гротеска.
Экзистенциализм (от франц. «existentialisme» — «существование») — философское течение, которое зародилось во Франции во время Второй мировой войны. Его основоположником стал Сёрен Кьеркегор. Для экзистенциализма главную ценность имеет психологическая жизнь человека и всё иррациональное в ней. Для творчества свойственны:
1. Ощущение краха всех ранее признанных духовных ценностей.
2. Изображение трагизма человеческого существования.
3. Идея одинокого человека в привычном обществе.
4. Понимание свободы как выбора одного из многих вариантов.
Сюрреализм (от франц. «surr; alisme» — «сверхреализм») как течение сформировался в 1920-е гг. Авторы ставили своей целью освобождение искусства от условностей. На теорию течения сильно повлиял фрейдизм. Особое внимание художники уделяли случайно возникавшим образам, которые подвергались затем тщательной художественной обработке.
Потом мутузя друг друга с творческим рвением, обнялись два брата в божественном танце, но ловкой подножкой сразив Диониса, опять Аполлон успел ухо зажать зубами красивыми, но плошкою медной отбился противник… И бой продолжался за вечностью лет, пока не явился на небе ответ. Пусть бились боги наши не на шутку, но война войной, а обед по расписанию. Тут пригодился напиток Диониса, и Правильный подход к организации стола Аполлона. Еда сроднила наших неуемных героев творческих побед, и головами умными приникнув к изголовью стола, напившись, изрекли:
Постмодернизм
Постмодернизм сменил модернизм во второй половине XX века. Постмодернизм (от франц. «postmodernisme» — «после модернизма») — это современное направление, которое открыто любому новаторству и сложно поддается классификации. Авторы не боятся сочетать в творчестве разные стили, жанры и эпохи.
Основные черты:
1. Отсутствие иерархии: все жанры, стили и подходы равны между собой.
2. Авторы в отличие от большинства предшественников не ставят себе цель создать что-то новое в искусстве.
3. Постмодернисты акцентируют внимание на равенстве всех мировых культур и считают, что искусством может быть что угодно.
4. Авторы активно используют в произведениях иронию, черный юмор, магический реализм, максимализм, минимализм, фрагментарность.
Современная литература отличается от предыдущих эпох своими особенностями:
• Экспериментальность: Современные писатели часто экспериментируют с формой и стилем, используя нетрадиционные структуры, пересекая жанры и играя с языком. Они стремятся выразить свои идеи и эмоции через новые и неожиданные способы.
• Многообразие тем: Современная литература затрагивает широкий спектр тем, включая социальные проблемы, политику, технологии, гендерные вопросы, межкультурные отношения и многое другое. Она отражает разнообразие и сложность современного общества.
• Интертекстуальность: Современные писатели часто включают ссылки на другие литературные произведения, фильмы, музыку и другие искусства. Они играют с уже существующими текстами и создают новые слои смысла и значений.
• Многоязычность: В современной литературе часто используются несколько языков и диалектов, отражая многоязычность и мультикультурность современного мира.
5. Актуальность: Современная литература стремится быть актуальной и отражать современные проблемы и вызовы. Она часто затрагивает вопросы экологии, технологического прогресса.
Пусть наши герои, не зная устали, стараясь друг друга во всем превозмочь, так ловко для нас основное означили, что больше, не смея тревожить их сон, мы тихо покинем приют этот творческий, чтоб вместе с богами немного поспать, чтоб знаний шальных этот ворох бессмысленный, по полочкам мозга суметь раскидать.
                . (Источник: и интернет)))))


Рецензии