Учу детей улыбаться

«УЧУ ДЕТЕЙ УЛЫБАТЬСЯ» -

так неожиданно на вопрос, чему и как учите детей, ответила Заслуженный работник культуры РФ, лауреат национальной премии «Душа России», руководитель детского ансамбля народного танца «Туесок», балетмейстер ансамбля «Зоренька», которым с огромным успехом без малого 30 лет, имеющая десятки других наград, в том числе и нагрудный знак «За достижения в культуре»,

МАКЕЕВА НАДЕЖДА БОРИСОВНА

Говорят, в женщине должна быть загадка, тайна. Во всё время нашей беседы эта женщина - «портрет», которой я намерена была изобразить, так и осталась этой самой за-гадкой. Хотя была она откровенна, приветлива. И рассказывала всё, о чём я спрашивала. И читала о ней десятки публикаций, в которых тоже было всё ясно: родилась в Балаково в 1963 году. Танцевала с 6 лет, и т.д. Многое, конечно, повторяется в разных вариантах. Неудивительно: жизнь-то одна, человек - один и тот же. И мне, конечно, придётся в чём-то повториться. Но, опираться всё же буду на рассказ самой «натуры», личные впечатления и, конечно, мнение тех, кто имел счастье общаться со знаменитостью в предшествовавшие нашей встрече 30 лет её успешной творческой жизни.
Итак, танцевала с 6 лет, а учась в 6 классе, то есть в 12 лет уже профессионально определи-лась. «Хочу быть учителем танцев!» - заявила она в школьном сочинении. Занятий в танцевальном кружке не пропускала никогда! Если предстояло выбрать между развлечением и танцами, выбирала, конечно, танцы. И в дальнейшем все увлечения, весь досуг будут связаны с хореографией. В юном возрасте девочки нередко увлекаются мужскими фото знаменитых артистов, спортсменов. У неё на большом столе, под стеклом, были снимки танцев, ба-лета. Имя первой учительницы танцев Курочкиной Людмилы Васильевны до сих пор произносит с благоговением и благодарностью.
Из Балакова в Балашов перебрались по стечению обстоятельств. После окончания Куйбышевского института культуры направили именно сюда. Нашлась работа и ей, и мужу – её коллеге и партнёру по танцам. Точнее, их уже ждали, приглашали. Они как-то органично вписались в местный Прихопёрский ансамбль песни и танца «Зоренька». Руководила им в то время заслуженный работник культуры РСФСР Демидова Зинаида Аркадьевна. С тех пор и до сегодняшнего дня судьба Надежды Борисовны, уже обогнавшей своих наставников по степени популярности, связана с этим прославленным коллективом. Теперь уже хореограф Макеева Н.Б. в тандеме с хормейстером Бесчётновой М.В. – возглавляют один из 50 лучших в России заслуженных коллективов народного творчества. И в этом – целиком их заслуга.
В 1998 году Надежду пригласили балетмейстером во Владимир, а мужа - артистом балета Государственного ансамбля «Русь». Создали программу «Купальская ночь». Ездили с гастролями по Европе: Австрия, Германия, Швейцария. Был успех, была гордость за Россию. Но в 2001 году по личным обстоятельствам вернулась в Балашов. Вот тогда-то и появился «Туесок». Название, как символ того, что в туесок можно всё сложить, всех собрать, предложили родители. Спорить никто не стал. Это было давно, 14 лет назад. Теперь это образцовый хореографический ансамбль для детей возраста от 6 лет и старше.
Обращаясь к своим первым выпускникам, Надежда Борисовна сказала примерно следующее: «Если когда-нибудь вам в жизни будет трудно, вспомните свой родной «Туе-сок». Знания, которые вы там почерпнули, всё то, чему научились за эти годы, пригодится, и я буду очень рада. И если когда-нибудь вы почувствуете счастье полёта, как в танце, которому я вас учила, - значит, время потрачено не зря».
Конечно, не зря. Пусть не все станут профессиональными танцорами – это и не предполагается. Через танец Надежда Борисовна воспитывает любовь к Родине, к на-родному творчеству, к народной культуре. Рассказывает, как однажды на фестивале вы-ступали горцы. Блестяще, в национальных костюмах. Но, когда их попросили станцевать какой-нибудь современный танец, они отказались. Нет, не потому что не умели, а потому, что не могли изменить своей культуре, исполняя эстрадный танец в национальном костюме. Наши ребята, кстати, тоже всегда гордятся и костюмами, и национальными танцами. Лет семь ездили с гастролями по программе «Открытый мир». Дети многое повидали, многому научились. Например, трудиться и понимать, что только через труд в коллективе можно чего-то добиться. «Когда ты понимаешь своё национальное искусство, ты можешь почувствовать Родину» - это лейтмотив всего творчества Макеевой.
 Надежда Борисовна размышляет вслух: «Отбор детей в коллектив – дело непростое и очень деликатное. Приходит при объявлении набора человек 50-60. Остаётся – не более половины. Кто-то танцует по 10-15 лет, сам возглавляет коллектив. Например, Петрова Светлана Алексеевна. Выросла, стала преподавателем. С кем-то танец остаётся, как увлечение, рядом с основной профессией. Валынкин Павел Валерьевич работает психологом, а танцует с 1989 года. С выпускниками поддерживается устойчивая связь. Некоторые приводят своих детей. У Оксаны Панкратовой (Остапенко) могла бы сложиться блестящая карьера, жаль, что всё вышло иначе. Её дочь Юля танцевала, но недолго. Получалось, но она увлеклась чем-то другим. А вот младший её сын, Тимофей, уже в свои восемь лет – настоящая звёздочка. Надеюсь, ещё потанцуем!»
Её собственные дочери – Дарья и Наталья – мамина заслуженная и законная гордость, её духовные, профессиональные наследницы. Обе окончили Самарскую Академию культуры. Занимаются хореографией всерьёз и весьма успешно.
Есть, что вспомнить Надежде Борисовне и к чему стремиться, тоже есть. Было много замечательных моментов, ради которых стоит жить.
Если брать «Зореньку», то это концерт в честь 850-летия Москвы в 1997 году. Успех, несмотря на то, что представлены были лучшие коллективы со всей России, был просто потрясающим! И ещё поездка в Молдавию, которая оставила такой след в душах обеих сторон. Ведь отношения между народами в это время по политическим мотивам были не самыми тёплыми, но именно встречи помогают понять, что дружить – надо! И не менее впечатлили поездки в Севастополь в 1995 и в 2010. Ансамбль воспринимали моряки, жившие, считай, в чужой стране, как привет с милой Родины.
Очень было волнительно, когда в 2006 году вручили персональную награду, и стала лауреатом национальной премии «Душа России» за заслуги в развитии народного творчества. Об этом событии писали много. Вот только несколько слов из статьи в газете «Балашовская правда» специалиста управления культуры Сушковой Александры Васильевны: «Доброе, тёплое и ёмкое название премии, в котором заложен глубокий смысл… 7 декабря 2006 года на торжественной церемонии в Концертном зале имени П.И. Чайковского в г. Москве М. Швыдкой – руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии – вручил Надежде Борисовне красивую вазу с надписью «Номинация – народный танец», Нагрудный знак «Душа России» и премию». И далее: «Все танцы Макеевой оригинальны и неповторимы. Она обладает своим видением мира, способностью создания творческих картин. В каждом номере она находит характер народности, использует русские традиции, изучает и соблюдает этнографические тонкости. Она всегда думает о качестве номеров, их этике и эстетике, так как каждый выполняет воспитательную функцию. Над каждой постановкой много трудится, чтобы тронуть душу зрителя».
С «Зоренькой» выступали и на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. Выступали с большим успехом: их взяли на заключительный концерт закрытия игр. В Сочи вернулись в этом же, 2014, в ноябре, и опять был потрясающий успех, став лауреатами Всероссийского конкурса народного творчества. Очень тепло принимали и на грандиозном мероприятии в честь 1000-летия присоединения Мордовии к России.
С «Туеском» самые яркие впечатления остались от выступления в Москве, в зале имени Петра Ильича Чайковского. Были там по приглашению два раза. В 2004 году выступали в «Орлёнке», потом – в «Артеке» в 2007. В 2008 – поездка в Италию. Мероприятия, конкурсы, фестивали сменяют друг друга, принося очередной успех, и нет иногда времени прийти в себя. А нужно ведь не только выкладываться, но и пополняться новым репертуаром, свежими идеями. Пока, как у А.В. Суворова – ни одного поражения, только первое место!
Так в чём же секрет этой хрупкой, красивой, легко порхающей женщины, по очертаниям фи-гуры и осанке – совсем ещё юной. Но, я ведь не зря допустила бестактность, указав год её рождения. Читатель тоже должен понять, что речь идёт не о вчерашней студентке. Ведь отмечали не 20-летие со дня рождения, а её творческой деятельности. Гибкость, грация, умение нести себя свободно и уверенно – это от профессии. Но откуда же такой молодой блеск в глазах? В первые мгновения нашей встречи Надежда Борисовна напомнила мне прославленную фигуристку Ирину Роднину. Помните минуты, когда она стояла на пьедестале, звучал Гимн СССР, поднимался наш Флаг, а она, абсолютная чемпионка мира, смотрела с гордостью на флаг своей державы, слушала Гимн и… плакала! Вот что-то похожее высвечивалось на лице Н.Б., когда она рассказывала о своих победах. Пусть более скромных, но добытых трудом, в упорной борьбе. Гордость. Не зазнайство и самолюбование, а гордость, как выражение необыкновенной радости от заслуженной победы.
Радость и гордость не только за себя, но и за детей, и за коллег. И за тот уголок земли, который они представляли вместе. Гордость за победу – как результат неустанных поисков, круглосуточного труда. Когда ночами – идеи, ранним утром – торопливые наброски, а потом – репетиции, репетиции… И только потом – победы.
Я не стала спрашивать уважаемого мастера о её увлечениях и о том, что для неё – счастье. Просто прочитала давнее интервью, которое записала Светлана Пак: «Я всегда считала свою работу праздником, - говорит Надежда Борисовна, - Я танцую то, что хочу, ставлю то, что душа просит. Танец появляется, как озарение, вспышка, и захватывает целиком. А потом начинается работа, и главное в ней – станцевать так, чтобы донести до зрителя радость, эмоции, которыми ты заряжен. Тогда чувствуешь ответную реакцию зала и… счастье».
Несколько больших статей на протяжении ряда лет посвятила Макеевой Н.Б. кор-респондент «Балашовской правды» Ишкова З.П. С неизменным восторгом и уважением отзывается она о хореографе и женщине Надежде Борисовне, сравнивая её очень точно с изящ-ной японской статуэткой.
Научный сотрудник Балашовского краеведческого музея Е. Проскуненкова называет Н.Б. Макееву и М.Б. Бесчётнову достойными преемниками славы Прихопёрского народ-ного ансамбля песни и танца «Зоренька» и его руководителей Демидовой З.А. и Портнова Н.П.
Творчество Макеевой по-прежнему тесно связано и с ансамблем «Зоренька». Но, всё-таки, самое большое чудо – это «Туесок», в который приходят будущие артисты в возрасте 5-6 лет! Вот где нужны таланты не только хореографа, но и воспитателя, и мамы. Все эти таланты счастливым образом сошлись в одном «портрете». Такая гамма тёплых оттенков в отзывах прессы, зрителей, воспитанников, власти, жюри разных уровней, что может закружиться голова. Но Макеева относится к признанию с уважением, радостью и гордостью, но спокойно.
Неоднократно в своих интервью Н.Б. отвечала на вопрос о мгновениях счастья. В качестве примера она привела эпизод, казалось бы, не самый значительный, но знаковый: её, тогда ещё девочку из российской провинции, восторженно встречали избалованные талантами европейские зрители. Это было в Зальцбурге. Многочисленная публика топала ногами в такт музыке, выражая таким образом высшую степень одобрения. Вот здесь, наверное, и были эти блеснувшие счастливой слезой глаза Победительницы!
Так хочется пройтись по портрету штрихами слов из разных публикаций. Но за 20 с лишним лет их накопилось так много!
К завершению нашей встречи уже было понятно, почему Надежда Борисовна на вопрос «Чему и как учите детей?» ответила несколько неожиданно: «Учу детей улыбаться». Действительно, если человек, тем более ребёнок, улыбается, значит, ему хорошо. Значит, у него всё получается. Значит, он состоялся. А это – лучшая награда педагогу. И за это – тысячи тёплых слов, как штрихи к портрету, от тех, кто благодарен Н.Б. Макеевой. В том числе и от автора «портрета», который, надеемся, будет «дописываться» ещё долгие годы уже другими людьми.
И секрет загадочности «натуры», кажется, стал чуть-чуть понятнее. Он – в её огромном внутреннем потенциале. В том сгустке энергии, способностей, неповторимого миропонимания и самовыражения и Богом данного таланта. И трудом подтверждённых возможностей реализовать, воплотить в жизнь, удивить мир. Загадочность – от мощной концентрации чувств, мыслей, идей, которые невозможно продемонстрировать просто так, сразу, при встрече со случайным человеком. Это должно быть тайной до той поры, пока всё сойдётся, сольётся и воплотится в танце, и принесёт радость всем!
20.03.2015 г. В. Ильина
При написании очерка использованы материалы из личного архива Макеевой Н.Б., многочисленные публикации.


Рецензии