Притча о старике, познавшем себя

Солнце поднималось над горизонтом, утренний бриз дул в сторону моря.
Стоя напротив старика, вождь племени ненадолго положил правую руку на его правое плечо – знак благодарности и признания заслуг. За вождём стояли его дочь с мужем, внуки и всё их огромное племя. Все пришли на берег попрощаться. Они наблюдали и молча переживали. Все понимали, что прощание не должно быть долгим, ведь бриз скоро закончится и отчалить будет сложнее.
Вдруг Ясноликая – дочь вождя – вышла вперёд.
- Постой, старик, - сказала она. – Ты хоть и чужой нам, но мы не хотим отпускать тебя одного в такое далёкое и опасное путешествие. Ты прожил с нами полгода, и мы заботились о тебе.
- Да, и я отблагодарил вас. Я научил вас строить непотопляемые лодки – теперь вы можете смело отправляться на них куда угодно и ловить там рыбу или собирать пригодные в пищу водоросли, а мне пора.
- Но зачем тебе покидать нас? Неужели тебе здесь плохо? Я забочусь о своём отце, об отце мужа, могу и о тебе позаботиться.
- Да, можешь, Ясноликая.
- Тогда оставайся. Ты стал нам дорог. У нас всегда есть пища, и мы всегда найдём тебе кров. Здесь ты сможешь прожить те годы, что тебе остались.
- А ты знаешь, сколько мне осталось?
- Нет. Разве кто-нибудь знает?
- Я знаю.
- И сколько?
- Не больше года.
- Почему? Ты болен? – В её голосе послышалась тревога.
- У меня нет серьёзных заболеваний, - успокоил её старик.
- Тогда почему не больше года?
- Потому что я зачахну, если останусь здесь навсегда.
- Не понимаю тебя, старче… Ведь здесь ты в полной безопасности – не то, что в море. Даже если лодка твоя не утонет, тебе может не хватить сил, чтоб управиться с ней. Твои мускулы слабы, твои движения неверны, твой разум медлителен. Ты можешь попасть в бурю, можешь умереть от жажды, от голода, от болезней…
- Да, могу.
- Тогда скажи ради всего святого, почему ты уплываешь?!
Старик посмотрел на неё как на дочь, которой пора вступать во взрослую жизнь.
- Мой отец умер у себя дома в постели – в полной безопасности, как ты говоришь. Мой дед умер в постели. Но они перестали жить гораздо раньше, чем их дух покинул тело. Это часто случается со стариками. Их сразила апатия – они утратили интерес к жизни, и их кровь с каждым днём становилась всё холоднее и холоднее. Она перестала снабжать сначала конечности, потом тело, затем голову. И в конечном итоге кровь перестала снабжать сердце. – Старик умолк, обвёл взглядом провожающих и снова обратился к Ясноликой: – Я достаточно изучил себя: если останусь здесь, моя кровь тоже остынет, и через год мой дух расстанется с телом. Вот почему я отправляюсь в путь – не хочу такого конца. Безопасность хороша до тех пор, пока не является хозяйкой твоей жизни. Мне интересно менять обстановку, менять мир вокруг себя. Я ищу новые места, новых людей, новые ощущения, потому что знаю: новизна заставляет мой мозг работать, а моё тело – двигаться. У каждого свои источники энергии – меня энергией питает новизна. Для меня любознательность – кровь жизни, апатия – паралич.
Он замолчал. Ясноликая понимала, что не в силах удержать старика, но один вопрос не давал ей покоя.
- Ты счастлив?
- Да.
- И в чём для тебя счастье?
Старик на секунду задумался. Тихо стало вокруг. Даже ветер на мгновенье затих, словно захотел услышать его слова.
- Пожалуй, в том, что мне удалось в этой жизни главное: не только познать себя, но также принять и научиться применять себя.
Старик отвязал швартовы и оттолкнулся от причала. Очень скоро он поднял парус.
- Прощайте! – Донёсся издалека его голос.
Дочь вождя и все стоявшие на берегу долго махали старику. Они смотрели вслед уплывающей одинокой лодке, гонимой ветром в открытое море навстречу восходу, и радость наполняла их сердца – радость от того, что в их жизни был человек, который познал и обрёл себя. Значит, это возможно.


Рецензии