Мастер и Маргарита. Тайные смыслы. Бездомный
Духовная эволюция Бездомного необычна, и читателю НЕОБХОДИМО обратить на это пристальное внимание.
Бездомный - бесшабашный молодой человек, лишенный «дома» (жизненной опоры), невежественный и вульгарный, готовый «засветить» «по морде» собрату по перу или «года на три» отправить в Соловки «инакомыслящего» профессора Канта.
ИМЕННО Бездомный под влиянием трагических обстоятельств обнаруживает ту самую добрую волю, которая и составляет важнейшую черту личности, и находит свой истинный облик, становясь профессором истории Иваном Николаевичем Поныревым.
В этой трудной и мучительной эволюции можно увидеть и сложную духовную эволюцию самого Булгакова от атеиста — студента медицинского факультета до глубоко верующего писателя-ясновидца.
ВАЖНО! Образ Бездомного является сюжетно СТЕРЖНЕВЫМ в романе.
Во-первых, он действует с самой первой главы романа.
Во-вторых, он в эпилоге становится ключевым для понимания замысла Булгакова: это – ЕДИНСТВЕННЫЙ в романе образ, который развивается, трансформируется.
В 1-й главе Бехдомный - это молодой, многообещающий поэт, в изображении которого Иисус получился «ну прямо как живой». И это неплохая характеристика талантливости. Признанием его таланта служит не только публикация стихов с его портретом на первой полосе «Литературной газеты», и даже не отношение к нему со стороны собратьев по перу в литературном ресторане, где все увидели, «что это – никакое не привидение, а Иван Николаевич Бездомный – _известнейший поэт_».
Главным является то, что в качестве такового его вынужден признать даже приспособленец от литературы Рюхин, с которым у Бездомного мало чего общего.
О позиции Бездомного до «трансформации» в клинике Стравинского свидетельствует его взволнованная реакция на рассказанное Воландом. Попав в клинику, он был ещё способен трезво мыслить, что проявилось в его резком, но справедливом обличении Рюхина. Тогда, в первый вечер, мы видим его ещё как Ивана Николаевича, занимающего чёткую гражданскую позицию в вопросах творчества.
В событиях следующего дня он уже фигурирует как ИВАН, к третьему дню вообще превращается в ИВАНУШКУ.
Как же происходило это превращение?
В первый вечер в клинике после получения укола у Бездомного притупилась острота переживаний, наутро он проснулся Иваном.
После осмотра профессором Стравинским и нового, приписанного им укола внутреннее «я» поэта раздваивается, происходит борьба между вчерашним активным гражданином и новым, несколько усмирённым Иваном; до утра поэт становится Иванушкой.
И вот на этой последней стадии оболванивания поэта свою роль сыграл мастер: он пришел в лучах полной луны к Ивану, а покинул в полночь уже Иванушку. То есть, выполнил ту же функцию, которую не успели осуществить вампиры Гелла и Варенуха в отношении Римского.
(Продолжение следует)
Литература:
[1] Внутренний предиктор СССР. "Мастер и Маргарита": гимн демонизму, либо Евангелие беззаветной веры?
[2] Владимир Козаровецкий. "Шекспир - Пушкин – Булгаков"
[3] Альфред Барков. Роман Булгакова мастер и Маргарита: альтернативное прочтение
[4] Георгий Лесскис. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия»; «Записки покойника»; «Мастер и Маргарита». Комментарии.
Свидетельство о публикации №223100500161