Мастер и Маргарита. Тайные смыслы. Бездомный

БЕЗДОМНЫЙ – Иван Николаевич Понырев, поэт, пишет «чудовищные» стихи под псевдонимом Бездомный. Поэт, типичный для советской эпохи 20-30-х, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян Бедный (Ефим Придворов) и т. п.

Духовная эволюция Бездомного необычна, и читателю НЕОБХОДИМО обратить на это пристальное внимание.

Бездомный - бесшабашный молодой человек, лишенный «дома» (жизненной опоры), невежественный и вульгарный, готовый «засветить» «по морде» собрату по перу или «года на три» отправить в Соловки «инакомыслящего» профессора Канта.

ИМЕННО Бездомный под влиянием трагических обстоятельств обнаруживает ту самую добрую волю, которая и составляет важнейшую черту личности, и находит свой истинный облик, становясь профессором истории Иваном Николаевичем Поныревым.

В этой трудной и мучительной эволюции можно увидеть и сложную духовную эволюцию самого Булгакова от атеиста — студента медицинского факультета до глубоко верующего писателя-ясновидца.

ВАЖНО! Образ Бездомного является сюжетно СТЕРЖНЕВЫМ в романе.

Во-первых, он действует с самой первой главы романа.

Во-вторых, он в эпилоге становится ключевым для понимания замысла Булгакова: это – ЕДИНСТВЕННЫЙ в романе образ, который развивается, трансформируется.

В 1-й главе Бехдомный - это молодой, многообещающий поэт, в изображении которого Иисус получился «ну прямо как живой». И это неплохая характеристика талантливости. Признанием его таланта служит не только публикация стихов с его портретом на первой полосе «Литературной газеты», и даже не отношение к нему со стороны собратьев по перу в литературном ресторане, где все увидели, «что это – никакое не привидение, а Иван Николаевич Бездомный – _известнейший поэт_».

Главным является то, что в качестве такового его вынужден признать даже приспособленец от литературы Рюхин, с которым у Бездомного мало чего общего.

О позиции Бездомного до «трансформации» в клинике Стравинского свидетельствует его взволнованная реакция на рассказанное Воландом. Попав в клинику, он был ещё способен трезво мыслить, что проявилось в его резком, но справедливом обличении Рюхина. Тогда, в первый вечер, мы видим его ещё как Ивана Николаевича, занимающего чёткую гражданскую позицию в вопросах творчества.

В событиях следующего дня он уже фигурирует как ИВАН, к третьему дню вообще превращается в ИВАНУШКУ.

Как же происходило это превращение?

В первый вечер в клинике после получения укола у Бездомного притупилась острота переживаний, наутро он проснулся Иваном.

После осмотра профессором Стравинским и нового, приписанного им укола внутреннее «я» поэта раздваивается, происходит борьба между вчерашним активным гражданином и новым, несколько усмирённым Иваном; до утра поэт становится Иванушкой.

И вот на этой последней стадии оболванивания поэта свою роль сыграл мастер: он пришел в лучах полной луны к Ивану, а покинул в полночь уже Иванушку. То есть, выполнил ту же функцию, которую не успели осуществить вампиры Гелла и Варенуха в отношении Римского.

(Продолжение следует)

Литература:

[1] Внутренний предиктор СССР. "Мастер и Маргарита": гимн демонизму, либо Евангелие беззаветной веры?
[2] Владимир Козаровецкий. "Шекспир - Пушкин – Булгаков"
[3] Альфред Барков. Роман Булгакова мастер и Маргарита: альтернативное прочтение
[4] Георгий Лесскис.  Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия»; «Записки покойника»; «Мастер и Маргарита». Комментарии.


Рецензии