Как читать лекции студентам. Михаил Ошеров

Как читать лекции студентам. Михаил Ошеров
 
В начале 1990-х годов я работал на бирже ценных бумаг, потом - в различных коммерческих банках. С самого начала возникновения российского рынка ценных бумаг.
 
Для развития рынка нужны были специалисты, которых не было, так как в Советском Союзе не было рынка ценных бумаг. Поэтому в начале 1990-х годов сразу же возникло много различных курсов по подготовке специалистов фондового рынка. Я читал лекции по ценным бумагам, по рынку, по биржам и так далее на многих таких курсах одновременно. На этих курсах преподавали многие преподаватели из ФинЭка и из санкт-петербургского университета, и кто-то из них пригласил меня на кафедру денежного обращения и кредита ФинЭка. После разговора с заведующим кафедрой я был принят на работу и многие годы читал лекции студентам вечернего отделения (днём я работал в банках или, позже, в инвестиционных компаниях).
 
Первое мое занятие со студентами произошло следующим образом.
 
В ФинЭке уже тогда учились богатые студенты - на дневном отделении - дети богатых родителей, на вечернем отделении - молодые предприниматели и сотрудники банков и финансовых компаний. На набережной канала Грибоедова у Банковского мостика стояли очень дорогие автомобили таких студентов.
 
Я специально пришел раньше студентов и вошел в аудиторию, которая была на последнем этаже. Выглядела она страшновато - старые обшарпанные стены, старые толстые деревянные парты типа школьных, но побольше, из толстых досок, с большим количеством слоев краски противного тёмного цвета, тусклое освещение. В этой и в соседних аудиториях последнего этажа здания ФинЭка – здания бывшего Государственного банка России, тогда можно было снимать фильм ужасов или фильм про зомби или фильм про вампиров. Напоминаю, это было начало проклятых 1990-х годов, у института не было денег ни на что, в том числе на ремонт и обновление здания и учебных помещений.
 
Я встал на преподавательское место. На верхней крышке старой кафедры, покрытой многочисленными толстыми слоями старых красок, была вырезана глубокими затёсами надпись, возмутившая меня до глубины души, – «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» В отличие от бедствовавших тогда преподавателей ФинЭка я относительно неплохо зарабатывал, работая на достаточно высоких постах в финансовых организациях. Тогда ещё далеко не у всех были мобильные телефоны, стоившие очень дорого, а у меня был новый, дорогой и большой.
 
Ко времени начала моей первой лекции в аудитории было немного народу – около трети группы. Потом другие преподаватели мне объяснили, что в ФинЭке так происходит всегда – на первое занятие приходят «разведчики», и только потом или группа ходит, или почти никто не приходит. Для меня это было немного странно, в нашем ЛЭТИ было наоборот – на первое занятие всегда приходила почти вся группа или почти весь курс, а потом студенты или оставались, или медленно улетучивались со следующих занятий.
 
Аудитория была большая, по вместимости рассчитанная на две группы, так что казалось, что студентов ещё меньше.
 
Я ещё раз посмотрел на надпись на крышке парты и решил доказать студентам, что умный человек может быть не бедным. Но для этого аудиторию нужно было «завоевать».
 
После звонка на урок я демонстративно открыл свою сумку, достал из неё свой большой и новый мобильник, положил его на передний край кафедры и произнёс первую фразу типа «Добрый вечер! Меня зовут Михаил Ефимович Ошеров, я работаю на рынке ценных бумаг и научу вас, как зарабатывать деньги на рынке ценных бумаг».
После моей лекции примерно треть из присутствовавших на ней студентов подошла ко мне с вопросами, и я весь перерыв между парами отвечал на них. На мою следующую лекцию пришло уже примерно две трети группы, на следующую – почти вся группа. Где-то к четвёртому-пятому занятию во время записи посещаемости я уже знал примерно половину группы. На некоторые лекции приходили студенты из других групп.
 
Преподаватели, читавшие лекции всему курсу, в том числе и моей группе, были чем-то недовольны. Однажды на мою лекцию без всякого предварительного предупреждения пришел заведующий кафедрой ещё с двумя преподавателями. Они просидели все два академических часа, после лекции подошли со мной поздороваться, но больше ничего не сказали. Потом, через некоторое время другой преподаватель нашей кафедры как-то случайно сказал мне, что студенты первый раз за годы обучения в ФинЭке увидели преподавателя, который не читает по бумажке и не пользуется записями или шпаргалками. Вообще. Я все свои лекции читал по памяти, никогда не пользуясь шпаргалками или заметками, чтение которых «сажает» внимание студентов. К каждой лекции приходилось готовиться и фактически повторять многие ее моменты, чтобы говорить наизусть, с пониманием сложного материала. Сотрудники кафедры пришли в этом убедиться. Для меня же было непонятно, как можно читать лекцию, пользуясь чем-либо, смотря в записи. Это очень сильно отвлекает внимание слушателей и мешает самому лектору чувствовать аудиторию. Почти все преподаватели - учёные из Физтеха, которые читали нам в ЛЭТИ лекции, практически не пользовались записями, хотя материал многих лекций был чрезвычайно трудным, с большим количеством формул. Они всё это помнили.
 
Сам материал моих лекций – «Рынок ценных бумаг», для многих студентов изначально был труден и непонятен. Однажды мне всучили группу вечернего отделения, но не с финансового, а с коммерческого, то есть будущих работников торговли. Что такое рынок они знали хорошо, но что такое ценные бумаги первоначально объяснить им было несколько трудно. Я по ответам на мои вопросы понял, что студенты изначально плохо прослушали курс по финансам.  И они плохо знали или вообще не знали, что такое финансы. Когда человек не знает или не понимает базовые вещи, рассказывать ему о более сложных вещах второго порядка очень трудно. Этой группе с коммерческого факультета мне пришлось половину времени рассказывать и объяснять основные понятия финансов и финансовых рынков. Я всегда старался объяснять всё максимально простыми словами, по возможности русскими, а не иностранными, и, самое главное, мне всегда было важно объяснить смысл, суть происходящего. Когда студент или слушатель понимает суть, всё остальное он запоминает и понимает быстрее и проще.
 
В некоторых случаях очень помогает юмор. Например, рассказывая про биржи, мне всё время приходилось объяснять студентам, почему в России бирж много, а во всех странах – одна, или две, или вообще нет бирж. В России тогда биржи сначала возникали во всех городах и во всех областных центрах. Слабые коммуникации, слабые связи между регионами – это причина возникновения большого количества бирж. По мере развития инфраструктуры и коммуникаций количество бирж начало сокращаться, областные и региональные биржи становились ненужными. Рассказывать об этом в таком ключе мне было немного скучновато, и однажды перед таким рассказом я произнёс что-то вроде: «Как однажды сказал наш великий поэт, в России – две беды – дураки и дороги. Ну, о правительстве мы говорить не будем, что же касается дорог, то, образно говоря, плохие дороги – это плохая инфраструктура и плохие коммуникации». В аудитории тут раздался громкий смех и даже аплодисменты.
 
Лекция – это маленькое театральное представление, это – театр одного актёра, это стендап. Нужно уметь говорить, «заводить» и держать аудиторию. Все полтора лекционных часа нужно быть интересным и неожиданным.
 
Перерыв в лекционной паре между двумя периодами времени по 45 минут очень «сажает» внимание. Так же, как театральный перерыв между двумя актами театральной пьесы. Только что на сцене был преподаватель, было яркое представление, и вот оно закончилось, преподаватель в аудитории сидит за столом или отвечает на вопросы студентов, и тут же нужно снова начинать вторую половину академической пары, и снова привлекать и завоевывать внимание аудитории. Иногда достаточно простого: «Ну что же, до перерыва мы с вами обсуждали ….». Иногда нужно «встряхнуть» аудиторию вопросами - «Ну что же, до перерыва мы с вами обсуждали … . Студент Петров, … - что это такое?». Самый сонный студент, которого об этом спросили встаёт и начинает отвечать. Иногда он своими ответами смешит аудиторию, иногда я с юмором комментирую его ответы. Результат достигнут – самый сонный студент разбужен, аудитория больше не спит. Следующий раз и этот студент уже не будет «спать» на лекции.
 
Я всегда старался в перерыве выходить из аудитории. Мне тогда казалось, и сейчас кажется, что лекция – это небольшой театральный спектакль, где лектор – это б-г или полуб-г на сцене, за трибуной. Я никогда не был сторонником «школы сотрудничества» и старался держать дистанцию со студентами, в том числе и в перерывах.
 
Иногда я встречал своих бывших студентов, некоторые из них начали работать на рынке ценных бумаг, некоторые успешно работали в банках. Мне они всегда говорили, что все мои лекции и мой подход к предмету они запомнили на всю жизнь.


Рецензии
Спасибо, интересно.
Чтобы быть таким лектором-мастером, нужно глубоко знать предмет.
Ну и еще желательно любить студентов. Тогда хватает энергии и творчества...

В одном из филиалов нашего вуза в 90-х висел плакат с кровавыми буквами "Экономика - наука зловещая"

С улыбкой

Екатерина Щетинина   24.10.2023 17:52     Заявить о нарушении