Маргарита Ивановна Басхаева

Преподаватель химии и биологии, пришла к нам в 7-м классе. Говорили, что она выпускница Казанского университета, обладатель красного диплома. Не знаю правда это, или вымысел, но Маргарита Ивановна действительно была похожа на отличницу.
Есть девочки, которые по жизни бывают отличниками, начиная со школьной скамьи и вплоть до окончания вуза. По каким-то невидимым приметам Маргарита Ивановна принадлежала к этой касте, касте избранных, отмеченных Богом. Так я, во всяком случае, всегда ее воспринимал.

Это было очень давно – 1974-75 гг.  Возможно я, по младости лет, все сам себе придумал. Тем не менее она не успев переступить порог нашей школы, сразу стала завучем. Спрашивается, других кандидатур не было? Значит Маргарита Ивановна была достойным кандидатом.
По годам она была совсем молоденькой, однако не очень походила на «молодую». Молодым учителям, чего греха таить, от нас, сорванцов, доставалось и при чем крепко доставалось. Мы всем своим видом показывали полнейшее презрение к ним и полное непослушание.

Маргарита Ивановна решительно пресекла все наши потуги относительно пренебрежительного отношения к себе. Безоговорочно взяла в свои руки бразды правления классом. Нам сразу стало понятно, что это человек опытный и бывалый, несмотря на молодость.
И потом, как же можно было не проникнуться к ней уважением, когда она на уроках рассказывала такие интересные вещи. Если другие учителя не отходили от строгих канонов – говорить на уроке только по теме и ни шагу в сторону, то Маргарита Ивановна не сильно придерживалась строгих правил.

Она очень изящно переходила от скучной темы к рассказу познавательных историй. Урок есть урок, всем известно, есть такие дисциплины и темы, которые слушать невыносимо скучно. А после того, как Маргарита Ивановна визуально проведет по анналам истории происхождения тех, или иных явлений, сразу становилось жить веселее.
Такая практика Маргариты Ивановны вносила некое разнообразие и свежую палитру красок в процесс обучения. Посмотришь, на одном из таких уроков на часы, а там уже и до перемены совсем недалече. А Маргарита Ивановна  все продолжает свой красочный рассказ. Эх, жаль – не успеет закончить!

Она умело переключала все внимание класса на себя. Хорошо помню ее слова относительно К. Маркса:

— Я пишу много, потому что у меня нет времени, – говорил он.

У нас же сразу к ней встречный вопрос:

— Как так может быть. К. Маркс говорит, что нет времени, а сам пишет много.

Маргарита Ивановна, нежно пыталась вдолбить в наши пытливые умы, как нужно понимать это философское изречение классика политэкономии. Сдается мне, никто из нас тогда ничего не понял. Рановато было нам, тогдашним юнцам, понять столь простую и одновременно столь же сложную истину.

— А где стоит единственный в мире памятник лягушке? – вопрошала она у класса на уроке биологии.

— В Париже, – отвечала сама же, так как никто из класса об этом не знал.

А на уроке химии, изучая периодическую таблицу Д.И. Менделеева, она подробно останавливалась на каждом элементе, стараясь найти каждому из них дополнительное пояснение.
Все мы знаем, что такое железо. На нем Маргарита Ивановна тогда особо уделила  свое внимание. Говорила, что в природе не существует железа в чистом виде. Но есть в мире единственное место, где установлен столб из чистого железа.

— Где вы думаете он стоит? – вопрос от Маргариты Ивановны.

Класс хором – «не знай»!…

— В Индии, запомните это на всю жизнь, – был таков ответ.

Еще очень много интересного и познавательного рассказывала она нам на уроках. Не любить ее было нельзя. Она никогда не повышала голос, разговаривала с детьми всегда ровно. Да и зачем ей нужно было кричать и бесноваться, тогда, когда она умела ровным голосом донести до ума, до сердца детей любое СЛОВО.
Есть люди на которых стоит посмотреть, и тот кто смотрел, сразу вбирает в себя всю его положительную энергетику. Одно виртуальное прикосновение к такому человеку приносит радость от общения и хочется говорить с ним бесконечно долго.

Маргарита Ивановна была из таких людей, представляла собой неподдельное обаяние. При всем при этом, она не заискивала перед учениками. Отношения с ними строила, как учитель с учеником, то есть не нарушая дистанции – не подпускала слишком близко, но и не отталкивала.
Была у нее заметная картавинка, но она по этому поводу, как мне кажется, нисколько не комплексовала. И был в нашем классе один юморист, который очень удачно копировал её произношение. Как-то в классе, перед всем честным народом, он очень красочно передразнивал ее.


Как же, весь класс внемлет каждому его слову, благодарно отзывается на все его ужимки. Ну как же тут не почувствовать себя маленькой звездочкой, ярко светящейся на унылом небосклоне?
А в это время в класс заходит Маргарита Ивановна. При всей нашей, как бы сказать мягче – хулиганистости, мы были все же воспитанными, в лучших традициях бурятских семей, детьми. При виде учителя, наконец – взрослого человека, мы враз замолкли и виновато попрятали глаза.

А когда мы подняли их, Маргарита Ивановна с очень хорошей улыбкой созерцает на наши виноватые лица. Мы все сразу поняли, что ничего страшного не произошло, что Маргарита Ивановна нисколечко на нас не обиделась. И всем так стало легко на душе, и небо вмиг очистилось от туч, и солнце, как будто бы ярче засияло.
Дети порой бывают чересчур жестокими к своим учителям. Почти всем  дают клички. Если кому из учителей  повезет, тому давали не столь обидную кличку. А если кого не взлюбили – тогда держись. Такую непотребную кликуху даже бумага не выдержит.

И тут ко мне неожиданно закралась мысль: А была ли кличка у Маргариты Ивановны? Как бы я не силился, так и не смог припомнить ничего подобного. Ну нет, не было. Даже безобидной «химички» и «биологички» Маргарита Ивановна не удосужилась получить в «награду» от школьной шпаны. Всегда и для всех – Маргаритванна и больше никак.
Так много прошло времени, а  воспоминания вдруг накрыли меня теплой волной всего без остатка. А это все к Юбилею школы моя одноклассница дала поручение, что-нибудь вспомнить.

И это даже хорошо, что благодаря ей мне вновь пришлось, как бы пообщаться с Маргаритой Ивановной. Ее сейчас нет среди нас. И если жизнь существует на небесах, пусть там будет хорошо этому светлому и доброму человеку.


Рецензии