Почему души не умирают?

                Вопрос нами поставленный – весьма непраздный и, при всей кажущейся наивности, не такой простой. Дело не только в противоречии законам формальной логики, но и в онтологической сущности понятия «душа». Попробуем в нем разобраться. В соответствии с законами диалектики, которыми, в том числе, оперирует Православное вероучение, все что сотворено имело свое начало. А все, что имеет начало непостоянно, переменчиво, подлежит тлению и разрушению. Все, у чего есть начало неизбежно приходит к своему концу. Это аксиома тварного мира. Нам известно, что души сотворены Богом, а значит получили свое начало во времени. Получивший начало во времени, т.е. рожденный, неизбежно должен умереть. Так гласит логика. И вот тут возникает странный силлогизм: все что тварно – смертно; душа – тварна. Следовательно, – душа смертна. Однако, наша вера учит о бессмертии души. Об этом же свидетельствует Христос: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).  Чтобы разобраться с этим вопросом, сначала нужно определиться с понятием «душа» и выяснить что это такое? Вопрос очень непростой, с богословской точки зрения, но без ответа на него невозможно вообще истинное знание православной веры. Какие только мнения не существуют по этому поводу: от понимания души как некой особой энергетической силы, до высшей нематериальной сущности человека, позволяющей ему мыслить и выбирать. Впервые душа упоминается в Священном Писании в Книге Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Из этих слов можно сделать следующий вывод. До «вдуновения» Богом человек имел свою душу, которая делала его человеком, но не полноценным, а тварью, наподобие животных, у которых тоже есть душа. Так же думает прп. Серафим Саровский, который в беседе с Н. Мотовиловым сказал: "Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его (Адама - авт.) сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим". Т.е. - не было бы Духа от Бога, был бы человек животным. Об этом же свидетельствует свт. Феофан Затворник: "…когда Бог образовал тело человека...это было живое тело, было животное в образе человека". Таким образом, до вдуновения Духа, человек были животной душой. Ее можно справедливо назвать некоей природной силой, дающей твари возможность существовать в этом мире: пить, есть, двигаться, размножаться, выживать среди себе подобных. Эта сила погибает вместе с животным, служению которому предназначена. В том или ином виде она есть во всем живом: от амебы до баобаба, иначе мир не смог бы существовать. Однако, для человека, созданного по образу и подобию Божьему, одной такой души мало. И тогда Бог дыханием уст Своих наделяет человека особой силой, которая делает его «душою живою», т.е. предает ей особые качества и силы. Живая душа приобретает способности мыслить, говорить, выбирать, получает совесть и цель существования – стать подобной Богу. Существует устойчивое богословское мнение, что под понятием «душа» следует понимать образ Божий, по которому был создан человек. Образ – это отпечаток с Первообраза, в точности повторяющий оригинал, иначе это будет не образ, а подобие, т.е. относительная схожесть с Первообразом. Грех исказил этот образ в человеке до неузнаваемости, но не лишил его важнейших свойств: дара слова, свободы выбора и совести. Это все, что осталось в нашей душе от некогда полноценного образа Бога. Данный минимальный набор средств, тем не менее, дает каждому возможность вернуть утраченный образ Божий во всей его полноте. Это предназначение актуализировалась после победы Христа над смертью и Его славным воскрешением. Если ветхозаветный человек только имел в себе эту возможность, но не мог ей воспользоваться, то Новый Адам воскресшим Христом наделен силой восстановления в себе образа Божия и уподобления Отцу. Рассматриваемый вопрос имеет непосредственное отношение к антропологическому учению Церкви о природе человека. Согласно нему, различают составную природу человека, как тело и душа (дихотомия), и как тело, душа и ум (трихотомия). Начиная с богословов II-IV вв. Церковь пыталась определить место души в теле человека. Мнения на этот счет были самые разные: от сердца до гипофиза. Прп. Серафим Саровский в беседе с Н. Мотовиловым говорил о месте души между кожным покровом и мышечными тканями. Есть и другие мнения на этот счет. Периодическая полемика по этому поводу возникает и в наши дни. В свете бессмертия души, нас этот вопрос не очень интересует. Для нас важнее, какую роль играет душа в ее соработничестве с умом. Если исходить из принципа дихотомии, то ум поглощен душой и является ее составной частью. Однако тут возникают непреодолимые сложности. Как мы уже выяснили, дыханием уст Господь придал первоначальной животной душе человека особые качества, делающие из человека животного – человека разумного. Это дыхание Божие и есть то, что делает человека Его образом. Следовательно, благодаря ему, душа максимально близка по своей сущности с Творцом, хотя и не идентична с Ним. Но, как нам известно: «Что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14). Или, другими словами, не может божественное смешаться с тварным или со тьмою, каковой является животная душа человека, данная ему в начале творения. Как не слитна, и нераздельна человеческая и божественная природа Христа, так же не слитна и нераздельна тварная или животная душа человека с дыханием Бога в нем пребывающем. Исходя из этого, не сложно предположить, что положение дихотомии не могут удовлетворить нашим представлениям о природе человека. Остается трихотомия или учения об уме, душе и теле в природе человека. Это более отражает триадологической подход в понимании мироустройства. Так каковы же ипостасные свойства в человеке тела, души и ума? Для нас крайне важно выяснить взаимоотношения этих трех составляющих в единой человеческой сущности. Выдающийся богослов IV в. Евагрий Понтийский так решает этот вопрос: «Душа знает природу своего тела, но свою природу она не знает. А если она знает свою природу, то это уже не душа, но ум. Ум не осознает своей природы, иначе как через Дух (у нас это то самое дуновение Бога). Так же как природа тела не познается, иначе как посредством души, обитающей в нем, а душа не познается отдельно от ее тела, так же не познается Сын и Дух (у нас образ Божий), иначе как через ум, который есть Их тело». Справедливости ради нужно отметить, что эти рассуждения Евагрий вел, исходя из еретического учения Оригена о «двойном творении», и на их основе пришел к ошибочному (еретическому) выводу о поглощении в Боге всего тварного при конце мира. Впоследствии, на V Вселенском Соборе Ориген и Евагрий за эту ересь были осуждены. Но мы используем в нашем исследовании только те смелые догадки Евагрия, которые не противоречат православному вероучению и теме нашей работы. Если допустить истинность мнения нашего богослова, то антропологическая картина человека выглядит следующим образом. Сначала из праха Бог создает животное под названием «человек» и наделяет его естественной природной силой – животной душою. Затем, исходя из его предназначения на земле, Творец дыханием уст преобразует человека животного в человека разумного. До этого тело служило носителем души, а душа обеспечивала своей силой существование тела. С дыханием Бога возникает третья сила, которая формирует в человеке образ Божий, наделяя его умом, даром слова, и свободой выбора, основанных на совести, т.е. на морально-нравственном законе Бога. До грехопадения ум, как высший носитель образа Божия, управлял душой как жизненной силой, а она этой силой поддерживала бытие тела. В соответствии с волей ума. После заражения грехом, тлением и смертью, эта изначальная трихотомия человека исказилась и извратилась. Ум был изгнан и, как пишет Евагрий: «когда из-за своей самовластной свободы он отпал от своего первичного чина, то получил имя «души». А когда он опустился еще ниже то был назван «телом». Речь здесь идет, видимо о том, что первоначальное тело наших прародителей было совершенно иным, практически не отличным от эфирного как у ангелов, хотя тварным и животным. Это тело было душою живою, как об этом прямого сказано в Писании: «И стал человек душою живою», т.е. человек и душа в данном контексте – синонимы: сначала человек был просто животной душою, а затем стал душою живою. Той плотью, которую мы имеем, он обзавелся после изгнания из рая, поскольку в своем прежнем виде эфирное тело человека не могло обеспечить ему выживание в условиях дикой природы и проклятой земли. И тогда: «…сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). С появлением этих кожаных риз или привычного нам тела, трихотомия человека исказилась, как мы уже сказали, и стала выглядеть следующим образом. Тело стала оказывать сильное влияние на душу через свойственные ему от падшей природы страсти: голод, холод, половое влечение, болезни, тление. Душа, подвергаясь такому прессингу, стала влиять на ум с целью принятия решений для удовлетворения необходимых потребностей тела, но уже через свою страстную духовную природу: зависть, злобу, корысть, тщеславие, алчность, и все остальные мыслимые и не мыслимые грехи. Ум, как носитель образа Божия, оказался под тяжелейшим выбором: подчиниться диктату души или удерживать в себе образ Божий, непрестанно борясь со страстьми и похотьми. Премудрым Божьим Промыслом, ум не был лишен возможности сохранить свою автономность и независимость от влияния души, чтобы оказывать ей необходимое сопротивление. Вот в таком виде человек пребывает и поныне. Но вернемся к нашей теме. Так почему душа не умирает, если она тварна? Именно потому, что она не отделена от ума, а значит от образа Божия. Бог поддерживает ее существование, как и существование ангелов, неизменно и бесконечно. Это обусловлено, с одной стороны – силой благодати, а с другой – законом справедливости Божественного домостроительства: праведники – должны получить блаженства, а грешники – понести заслуженное наказание. И тем, и другим это уготовано навечно. Ересь Оригена и Евагрия потому и была осуждена, что они учили о неизбежном возвращении образа Божия или ума (Логоса) в лоно Бога Творца после конца света. Т.е. все, что получило когда-то бытие, должно было, по их мнению, «умереть в Боге». Из этого заблуждения неизбежно следовал вывод о том, что и ангелы, и праведники, и дьявол с бесами, и грешники, все без исключения исчезнут в лоне Отца, как погруженные в безмерный океан любви. Таким образом, евангельское учение Христа о спасении и посмертной участи человека и Вселенной можно было выкидывать за ненадобностью: ну, какой смысл страдать, терпеть, лишать себя блаженства и удовольствий этой жизни, если все равно ты будешь спасен и вместе со святыми окажешься с Отцом и в Нем?! К сожалению, этой ереси придерживаются и современные богословы, к тому же, преподающие в высших духовных учебных заведениях, как например, небезызвестный проф. МДА А.И. Осипов. Поэтому бессмертие души – важное учение, подтверждающее и вечность блаженства, и вечность мук. Понимание этого, является мощнейшим сдерживающим фактором для человека, не позволяющему погрузиться в пучину погибели всему человеческому роду.


Рецензии
преп.Серафим Саровский в той беседе вообще удивительно говорит про трехсоставность и что она была еще до вдуновения благодати Духа Святого.
Вот здесь еще свят.Феофан говорит подобное -
http://vk.com/club207836770?w=wall-207836770_942

Владимир Урусов   06.10.2023 22:08     Заявить о нарушении
я вам ответил на этот вопрос в личном сообщении

Игорь Устичев   07.10.2023 08:45   Заявить о нарушении