На пьяной козе

Дмитрий Горяев, победитель соревнования между трактористами и комбайнёрами, ехал домой из областной столицы в деревню Большаково. Ехал он с шиком – не в общем или в плацкартном, как бывало, а в купейном вагоне, можно сказать, впервые в жизни. Настроение было на подъёме, он по всем статьям чувствовал себя героем – столько хороших слов он услышал от начальства – за всю свою трудовую жизнь, столько не слышал. И так ему хотелось поделиться с кем-нибудь своей радостью и гордостью! Но кто его знает, какие люди ездят в таких дорогих вагонах:
- Эх, хоть бы соседи попались нормальные, общительные, и бутылочка, и закусочка у меня имеется, обмоем мою победу.
Но, войдя в своё купе, он застыл в дверях, увидев пожилого лысого мужчину в хорошем костюме и при галстуке, то есть человека явно не рабоче-крестьянского розлива, который молча перебирал бумажки, разложенные на столе, не обращая внимания на Дмитрия. Других пассажиров в купе не было.
- Здрассьте. – Упавшим голосом промямлил разочарованный Дмитрий, и подумал: – Вот невезуха! Лучше бы я в общем вагоне ехал…
Мужчина молча кивнул в ответ, продолжая смотреть на бумажки.
Но, почувствовав неуверенность попутчика, всё ещё стоящего в дверях, он оторвал взгляд от бумажек и, внимательно взглянув на него,  правильно оценил ситуацию:
- Здравствуйте, проходите, располагайтесь, я сейчас закончу, и мы с Вами пообщаемся.
Вскоре он убрал бумаги и сказал, улыбнувшись:
- Ну, давайте знакомиться. Меня Николай Иванович зовут, а Вас?
У Дмитрия отлегло от сердца, такое начало обнадёживало, и он улыбнулся в ответ:
- А меня Дмитрий, можно просто Дима и на «ты», я же деревенский, у нас всё просто.
- Это я помню, я ведь тоже родом из деревни.
- Вы?! – Не поверил ему Дима, но сосед только улыбнулся в ответ, потом спросил:
- Может, перекусим? Меня тут снабдили…
- А у меня и бутылочка, и закусочка кстати имеется. – Настроение у Димы стало значительно лучше:
- Пойду, руки сполосну, да стаканы у проводницы прихвачу.
- А я пока закуску разложу. – Решил Николай Иванович.
Выпили, закусили, и Дима рассказал о своей победе и тех почестях, которые ему оказали. Николай Иванович слушал, не перебивая, потом сказал:
- И я тебя поздравляю от всей души. На таких тружениках, как ты, Дима, наша экономика и держится. Вот жена твоя порадуется за тебя!
- Да ей всё до лампочки! – Загрустил Дима.
- Что так? – Удивился Николай Иванович.
- Да … - Он махнул рукой.
- А ты не хотел бы жить в городе? – Сменил тему его собеседник.
- Мы, простые люди, привязаны к земле. Мне в городе нравится многое: кругом асфальт, красивые дома, кинотеатры, магазины… но я в нём никто. Там я ничей, а дома всё моё, родное. Я люблю свой дом, детей, жену, свою работу. С друзьями общаюсь и с роднёй. Вот только вернуть бы те года, когда мы с женой были счастливы и жили, душа в душу.
- Так что же вам мешает? – Их разговор как-то незаметно перешёл на семейную тему. И эта тема для Димы оказалась гораздо важнее, чем производственные достижения.
- Да к ней последнее время на пьяной козе не подъедешь, чуть - что не так, орёт или молчит, ни одного промаха не прощает, не знаю чего ей надо-то. – Он плеснул водки себе в стакан, и «махнул», не закусывая, забыв налить соседу. А тот, спокойно глядя на Диму, сказал:
- Ну, раз не получается подъехать на пьяной козе, попробуй на  козе трезвой.
- Как это?  Не понял.
- Что тут непонятного?
- Да ни на какой козе я не подъезжал, это выражение такое!
- Такие выражения, друг Дима, возникают не просто так, они основаны на вековой мудрости простого народа. Пословицы и поговорки  - дело хорошее. Когда говорят «на пьяной козе не подъедешь», имеют в виду  строптивого человека, который не желает слушать ничьих советов и прочих разговоров и просьб, а ты говорил, что любишь жену, значит, это не про неё, и дело тут в чём-то другом. На любую проблему можно посмотреть с разных ракурсов. Давай разбираться. Ты задумывался о причине такого отношения к тебе?
- Чего тут задумываться, и так ясно – согрешил я с учётчицей одной из студентов – на уборочную приезжали. Я – из любопытства, бес попутал, а она вцепилась в меня мёртвой хваткой. Как говорится, ни уговорить, ни обмануть. А в деревне ничего не утаишь, всё на виду. – Дима замолчал, заново переживая то, что за этим последовало. Николай Иванович не перебивал.
– Так ведь это когда было - то! Лет 15 назад. Мне сейчас 45, а жене 43 года. А тогда - жена моя собрала сумку с вещичками, забрала сына, и ушла к родителям, сказала только, чтобы я подавал на развод. У меня в глазах потемнело, словно солнце погасло в тот момент – чёрная тень накрыла с головой. Лежу я один после работы и думаю:
- Ну, вот, теперь я свободный человек, делай, что хочешь. Я парень видный, девчат полно, хоть женись, хоть так приводи. А сам понимаю: ни к чему мне это всё. В одночасье лишится жены, которую я люблю, и сына – к такой расплате  за свой грех, я не готов. Понял я тогда, что без них жизнь моя пустая. Оказалось, семья для меня - главное в жизни. И как же это, никогда раньше, не приходило мне в голову – жили и жили, как все живут, и ссорились и мирились, но всё равно любили друг друга, а тут…
- Пожалел себя, значит, а что жене пришлось пережить у всей деревни на виду? Ведь она тоже любила тебя, и не она тебе изменила. Самоирония, мой друг – вот прекрасное средство посмотреть на себя со стороны, возьми себе на заметку, она тебе ещё не раз пригодится. – Помолчали. Дима переваривал то, что услышал в свой адрес, и возразить тут было нечего:
- Любила, мы чуть не разошлись, но потом она поняла, что это блажь, и вроде успокоилась, даже сына второго на радостях родили, он школу через пару лет окончит. Когда всё утряслось и наладилось, я успокоился. А теперь вижу, жизнь куда-то не туда катится. Всё у нас есть – просторный дом, хозяйство, достаток, дети взрослые и самим ещё далеко до старости, а радости нет, не ладится между нами и всё. Может, Вы что посоветуете? – Он помолчал, потом спросил:
- Я всё про себя, да про себя, а вас и не спросил, кем Вы-то работаете.
- Я врач, психоневролог.
- То-то я смотрю, как Вы умеете заглянуть в корень.
Водку больше не пили, а вели неспешный разговор:
- Вот тебе, Дима, и другая поговорка: что посеешь, то и пожнёшь. – Он опять перевёл разговор:
- Красивая у тебя жена?
- Не знаю, смотря как посмотреть. – Он пожал плечами. – За эти годы она изменилась, конечно. На красоток, что по телеку показывают, не похожа. Если детально рассматривать, то ничего особенного, а в целом – смотреть – не насмотреться. Да я её как-то не по внешности воспринимаю, внешность давно пригляделась. Между нами какая-то внутренняя связь имеется, как говорится, «мы с тобой одной крови – ты и я», значит, не в красоте дело, родная она – моя. Я это только сейчас осознал. Как я сам до этого не додумался…
- Ты, Дима, вспоминая жену, ни разу не назвал её по имени. Теперь скажи, как вы с ней называете друг друга дома?
Дима подумал, а потом растерянно сказал:
- Да никак. Прихожу домой с работы уставший. Ополоснусь, да за стол сажусь. Жена моя хорошо готовит, но я для настроения что-нибудь иногда спрошу - типа: «Что тут у нас сегодня вкусненького пожевать? Я бы сейчас, кажется, вола со шкурой  съел». Она ответит: «Вола со шкурой нету, так что ешь борщ». И так постоянно: вроде разговариваем друг с другом, но обходимся без имени.
- Ну, поблагодарить-то свою хозяюшку за обед не забываешь?
- Так она же не сидит со мной, когда я ем, поставит всё что надо, и занимается своими делами. А когда придёт со стола убрать, я уже на диване отдыхаю с книжкой.
- Так как же её зовут?
- Мария. Когда моложе были, я называл её Маруся или Марусик. А она меня звала Митюша или Митёк.
- Тогда такую поговорку вспомни: как аукнется, так и откликнется. – Они помолчали. – Я так понял, что на Марусе хозяйство, огород, дети, и ещё она работает. Это значит, что она тоже устаёт, как думаешь, Дима?
- Так что мне теперь цветы ей каждый день дарить в знак благодарности?
- Это как ты решишь, Митя, но я думаю, твоей Марусеньке хватило бы и доброго слова, жеста, улыбки, ласкового взгляда. Недаром говорят, что ласковое слово и кошке нужно. Скажи, как давно ты интересовался её самочувствием? – Дима в ответ только молча пожал плечами.
- Я не ошибусь, если скажу, что вы оба часто чувствуете взаимное недовольство и раздражение друг другом?
- Так оно и есть. Другой раз и домой ноги не несут, как вспомню, что меня встретит хмурый взгляд, как будто я в чём-то виноват, ну и разное другое, на что глаза бы не глядели.
- Ну, с тобой, Дима, всё ясно. Но то, что раздражает нас в других, мой милый, может привести к лучшему пониманию самого себя, вот так. – Сказал доктор, но, перехватив недоверчивый взгляд, сменил тему:
- А как ты думаешь, что Марусю в тебе раздражает?
- Кто ж её знает?
- Она-то точно знает, так и спроси её об этом, только без грубости и нажима. Такие недомолвки между близкими людьми - хуже бомбы замедленного действия.
- Так она же первая и заорёт.
- Тут уж ничего не поделаешь – женщины эмоциональны и чувствительны больше, чем мы, это надо помнить. Пойдём дальше. Я, как врач, спрашиваю: как насчёт того, что «не угодишь телом – не угодишь и делом?». В вашем возрасте эта поговорка очень актуальна. Что по этому поводу говорит Маруся?
- С этим у нас часто случается разлад. Я прихожу с работы усталый, а она говорит: - «С вечера ты устал, и я устала, а утром мне вставать в 5, а ты спишь до 7. Жаль, что забыл ты то время, когда усталость от работы ты снимал в моих объятьях, едва в постели окажемся?».
- А ведь она права. В уборочную – да, согласен, весь день, как в аду. А в остальное время ты снова себя жалеешь, а её – нет.
- При чём здесь жалость? Жена – есть жена и она должна подстраиваться под мужа, мне к другим бабам ходить некогда, да и охоты нет, меня жена устраивает.
- Вот так у вас и получается: ты её не пожалеешь, сон сломаешь, потом она тебя не пожалеет в любой другой ситуации – это, как бабьи сплетни, одно за другое цепляется. А говоришь, ладу у вас нет, откуда же ему взяться? Любящие пары, пока не состарятся, ссорятся только до постели, постель все противоречия устраняет. И усталость к этому не имеет никакого отношения. Вот так-то, Митя. Продолжим дальше или хватит?
- Продолжайте, так мне, олуху, и надо. – Вздохнул Дмитрий, опустив голову.
- Тогда расскажи, дорогой, какие перемены разбавляют вашу обычную рутинную жизнь? К примеру, совместная рыбалка, ягоды-грибы, поход в гости. Ещё важные даты: дни рождения, юбилеи, день свадьбы, отпуск вместе. Иначе говоря, перемена обстановки – вместе и без забот.
- Вместе и без забот как-то не получается, работа у меня на первом месте. То посевная, то уборочная, то ремонт техники – я ведь по образованию техник-механик.
- А кроме работы есть у вас какие-нибудь общие интересы? Смотрите ли вы вместе какие-нибудь передачи, телешоу, например? Совместные сопереживания укрепляет отношения между близкими людьми.
- Раньше смотрели «Огонёк», «Клуб кинопутешественников», «17 мгновений весны», а сейчас и передачи стали другими, и фильмы только про убийства, лучше хорошую книжку почитать.
- Так, в этом я с тобой согласен. Когда вы поженились, помнишь?
- Сейчас середина весны, а свадьбу мы сыграли после посевной. Погодите-ка, так в этом году у нас будет круглая дата - 20 лет! Надо же, а мы с Марусей об этом и не вспомнили…
- Вот вам и повод пересмотреть вашу семейную жизнь. – Николай Иванович улыбнулся:
- Ну что ж, Дима, подведём итог нашей беседы: сейчас ваша семейная жизнь напоминает рельсы на железной дороге, когда стоишь между ними. Сначала хорошо видно, что рельсы расположены параллельно, хотя и смотрят в одну сторону. А посмотришь дальше - кажется, что рельсы сходятся вместе, но это обман – они и дальше параллельны. Сойдите с этой параллели и идите вместе, дорожите друг другом, заботьтесь, любите, будьте снисходительнее, помогайте, не забывайте о переменах и новых впечатлениях, и всё у вас наладится. Ведь когда люди живут вместе, их судьбы переплетаются и прорастают одна в другую. – Николай Иванович задумался, может, вспомнил что-то своё, люди не ангелы, кто знает, как сложилась жизнь у него самого:
- Но не надейся, Дмитрий, на быстрый результат, вы оба не один день разрушали то хорошее, что было между вами. Вам заново придётся притираться, но важно, чтобы вы оба к этому стремились, тогда у вас всё получится, и лет через тридцать вас будет ожидать счастливая старость. – Он встал, похлопал Диму по плечу:
- Желаю удачи, а мне уже пора выходить, стоянка здесь всего две минуты. – Поезд подходил к станции, и Николай Иванович вышел из купе.
- А я ведь его даже не поблагодарил, осёл, долго мне самому придётся перестраиваться.
Он проспал всю ночь, и рано утром сошёл на своей станции. Ему захотелось пройтись пешком до своей деревни, ощущая в душе, целую бурю чувств после беседы с доктором.
 Холодный свет весеннего солнца торопливо бежал по голым, ещё спящим полям, высветил набухающие почки на защитных посадках вдоль поля.
- Как меня Маруся встретит, и что я ей скажу? - Переживал Дима. Но, как говорят умные люди, предсказать будущее легче, чем предвидеть настоящее, и он перестал думать об этом.  Зато он снова вспомнил своего мудрого попутчика:
– Как удачно свела меня судьба с этим доктором, с кем бы я смог так откровенно поделиться! Здорово он мне мозги прочистил. Значит, работа работой, а семью тоже забывать нельзя. Как доходчиво он мне растолковал, что ни в пьяной, ни в трезвой козе тут дело, а в нормальном семейном климате, который мы сами себе и создаём. – Он огляделся кругом, вдохнул чистый воздух полной грудью:
- И надо же, как всё совпало: и сев скоро, а это начало новой жизни в природе, и 20 лет со свадьбы, и старший сын в военное училище поступил. Столько таких важных событий, – самое время и нам с Марусей начать всё сначала. Нет, не случайно я Николая Ивановича встретил!
Завидев родную деревню, Дима ускорил шаг, сердце его радостно забилось. Подойдя к дому, он увидел свою жену с подойником парного молока. Он подошёл к ней, взял ведро с молоком из её рук, другой рукой обнял её за плечи, расцеловал в обе щёки, и повёл к дому, говоря:
- Марусенька, как я по вас с сыном соскучился! Прости меня, хорошая моя! Что за жизнь мы с тобой себе устроили? Куда любовь наша девалась? Дети маленькие были, трудностей не меньше было, а жили мы душа в душу. Давай начнём всё сначала и всё наладим.
Маруся молча смотрела на мужа, и слёзы ручейком скатывались по щекам. Она спросила сквозь слёзы:
- Что с тобой случилось, Митюша, ты не заболел?
- Нет, не заболел, а случайно встретил в поезде нашего с тобой ангела-хранителя, который доходчиво растолковал мне всё о нашей с тобой жизни, и указал пути, как всё исправить. Проводим сына в школу, и я тебе всё расскажу по порядку. Не плачь, Марусик, я верю, что всё у нас с тобой будет хорошо, и вижу, что и ты со мной согласна. – Она только молча кивала головой.

Дай Бог согласия и мира в семье этим хорошим людям, а также всем, кто прочитает эти строки.
 


Рецензии