Отрывок из книги Словечки 2. 0. Русский
Пойдём от В.И. Даля (издалЯ).
В его статье «Русак» перечислены важные характеристики, которые при прочтении самой статьи современниками (господи, да кто ж его читает ещё?!) не всегда улавливаются. Пропускаются сознанием.
Приведу текст этой статьи (для вашего удобства). Выделю в ней те места, на которые надо обратить внимание.
«РУСАК м. вообще русский человек, русачка, русская; | кто особенно русит, хочет быть русаком, русапет шуточн. Русеть, делаться, становиться русским. Мордва вся русеет. | Становиться русым. | Русак, русский заяц, серяк, который больше и покрепче европейского, а у нас назван так для отличия от беляка; первый остается серым круглый год, второй зимою весь бел, только хребтик цветка черен. Русак лежит в степи и на пашне, беляк в лесу и в опушке. Русак, симб. камень идущий на жернова (Наумов). Русак под камнем, беляк под кустом. Русак поле любит. Русак степняк. | Русак, черноморск. самая крупная, простая сельдь. | Сукно русак, из русской шерсти, серое, крестьянское, узкое, в 5 вершков. Русачина передо мной как яра свеча загорелся! Русаковы пазанки шире, а беляковы мохнатее. Русачья шкурка. Русачиные места. Русачина вкуснее белячины, мясо. Русачиной торгуют, шкурками. Русачник, собачник, страстный охотник до русачьей травли. Русский мороз, сильный. - ветер, низовск. северный; арх. южный. - сарафан, для отличия от московского, круглого, клинчатого, закрытого (высокого) и пр. обложенный спереди в два ряда гарусной тесьмой, с пуговками посредине. Здесь русским духом пахнет, сказ. людским, человечьим. Не стерпело русское сердце, из себя вышел; в драку пошел. Русский ум - задний ум, запоздалый. Русский Бог, авось небось да как-нибудь. Русский час, невесть сколько. Русское: сухо, бреди (подымайся) по самое ухо! Русское спасибо. Русская рубаха, мужская, косоворотка; женская, без ворота; противопол. польская, с воротом. С ним по-русски не сговоришь, глуп или упрям. Русским счетом, толком, понятным счетом. (Встарь писали Правда Руская; только Польша прозвала нас Россией, россиянами, российскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кириллицу свою и пишем русский). Русь ж. в знач. мир, белсвет. Совсем на руси, твер. навиду, на открытом месте, на юру. Все вывела на русь, распахнула душу, все высказала» (См.: https://slovardalja.net/word.php?wordid=36854).
Начнём разбор.
Русак в отношении зайца характеризует не цвет, а размер. По цвету, оба зайца – и русак и беляк – полгода одинаково серы. А вот размерами русак значительно крупнее своего сородича (до 7 кг живого веса против 4,5 кг; существенная разница при поедании и ещё более существенная – при использовании шкурок). Русский=большой верно и в отношении размера сельди. Русский час – тоже большеразмерный период времени. Русское спасибо вообще дошло до нас сохранно, оборотом – «большое спасибо». Раш-пиль. Напильник с самой КРУПНОЙ насечкой. Большой.(Возможно, «белый» корнЮет в недошедшем до нас слове-предке, характеризующем это противопоставление размеров. Большой (русый, велико-росский) и малый (Малороссия, Белоруссия, белка (маленькая рыжень) и рысь (большая рыжень), беляшь (пирожок, в отличае от большого пирога, пи-рожищи).
Второе значение звукосочетания «рус» – открытый (простору). Это и о русаке, который «поле любит», степь. И о рубахе без ворота, открытой, русской (в отличае от польской, с воротником). И об открытом месте (на руси, навиду), открытом сердце, русском сердце. И об открытой душе. Русской душе. В которой как раз нет никакой загадки, потому что вся она – нараспашку (как русская рубаха – косоворотка).
Третье направление для домысла (Как легко меняются отношения к слову! «До-думать», «задуматься», «замысел». И «до-мысел»…).
Русский=сильный (русские морозы, русский холод).
Четвёртое.
Русский=вдумчивый, рассудительный (русский ум (не скорый на выводы), русский счёт (понятный, правильный))
Пятое.
Русский=северный. Русское (Белое?) море. (Гипотеза. Но если её исследовать – многое может измениться в трактовках и исторической географии и исторических событий, относящихся к «Русскому морю». Кроме пары «север – юг» (Белое (русское, северное, холодное) и Чёрное) это ещё и пара «маленькое – большое» (Белое (малое) и Великое - Ружкое (ражее, большое)). К какому из морей у разных авторов и в разные эпохи относилось понятие «Русское» -вопрос открытый.)
Южным морем было Чёрное. Оно же – в разных прочтениях – Понт Аксинский, Ахшаэна (dak;i;; – юг (санскрит)), Сурожское (Солнечное, «со стороны солнца» - [surya], [sooraj] – на хинди, sur – юг (исп.))
Шестое.
Рушак – русак. Жерновой (жерновый, зерновый) камень. Большой и прочный. Который рушит (крупорушка), дробит зерно в муку. Рушак, русак – основа; то, обо что разбиваются нестойкие (неруские) субстанции.
Это то, что дробит на части, само оставаясь нерушимым (загадки на тему рушения из книги В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» (См.: https://vdahl.ru/word//) : «Ни гусь, ни баран, ножом не рушан, на блюде не лежал, всяк его едал (груди)». «Белый лебедь, никем не рушан, всяк его кушал (грудь)». «Что рушано, да не покушано, – хозяйке покор»).
Я тут говорю не о зыбких параллелях. Я – о корнях, о древнезвучиях, из которых потом вырастают понятия настолько разные, что, казалось бы, между ними не может быть никакой связи. И, действительно, наше сознание эту связь не видит, игнорирует, отвергает. Но где-то там, в потайных уголочках, мозг об этой связи помнит.
Много ещё чего можно сказать о слове «русский». И о том, почему это понятие вызывает у иных страх и ненависть, а у иных – приязнь и уважение.
Понятие древнее, укоренённое в языке. Требует долгих раскопок и пояснений. Но вот что относительно легко заметить:
• ПРАВЕКОВОЕ сочетание 2 согласных звуков – Р и С ([ с ], произносимого на все лады – с, [;], [;], з, ж, т, д).
• ОГЛАСОВКА этих 2 звуков – гласная буква. Менялась, окрашиваясь по-разному, чтобы сохраниться, в конце концов, в двух формах – О и У.
Попробуем ещё покомбинировать все эти буковки, находя их в различных словах.
Итак, русский – это относящийся к тому, что представляет наше государство вовне, что находится под его защитой. Такое слово: ружа. Наружу. Руский – ружкий.
Естественно, чтобы защищать своё, на границы государства выходили «конны, людны и оружны» (с оружием).
Это же, внутреннее устройство (монолит, камень-русак), присущее всему государству, выходя наружу, определяет нас самих. Рожу, то есть обличье, то, что меня (и всех нас) отличает от других.
Рожкий, ружкий, русский – отличающийся от неруси. Рожа – это наша отметина, наша отличина. Выставленная наружу, напогляд. На рожён.
Да ведь и рожать – это являть наружу то, что до поры находилось внутри. Наше, выходящее в мир, происходящее только от нас.
РОдный – показывает принадлежность к рождённым среди нас, в нашей общности…
РОдный и рОтный тоже стоят по исходным смыслам рядом. Рота – не только военное подразделение, но и товарищество, скреплённое клятвой – ротой.
Друзья. Д-руза. Соединённые кристаллы.
И, ещё: да, «рот» – то, через что я питаюсь, что даёт мне снаружи энергию для жизни. Воспитывает меня. Даёт мне ружность - общую всем нам отметину принадлежности к единой культуре.
Недалеко от этого смысла и слово «руда», которому часто сопутствует слово «месторождение». Руда и составом, и цветом отличается от пустой, иной, породы. И наши предки прекрасно понимали, что руда рождена из земли. Как и родники – из этих же смыслов.
А ещё русский – это относящийся к руслу, к глубине, к тому, что скрыто под поверхностью и очень редко обнажается. Это нутрь реки, её подложка. То, что определяет сам её путь.
Русло – это также то, что между берегов. Что не позволяет разливаться, что устанавливает правИла, направления. Что связывает нас, русских. Ограничивая индивидуальную свободу, но увеличивая при этом коллективную мощь (Снова пара: русак – беляк. Русский – в русле, живущий с ограничениями, но внутри мощной реки. И «обельный». ОБЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ - освобожденные от податей. Потомки людей, оказавших услуги царскому дому и получивших за услугу награду назывались на Руси обельными людьми. Или ОБЕЛЕННЫМИ людьми (см.: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/889742).
От белогвардейцев тоже ведь отшатнуло само их название. Не принял русский разум того, что подразумевает собой приоритеты свободы и меньшинств. В ущерб общей воле большинства.
).
Слова из этого корня, из этих глубинных смыслов: росы, русы, русь, руский – очень широко представлены в языке. И люди, говоря «я русский», называют не национальность…
Помните Александра Васильевича Суворова выражение? «Мы – русские! Какой восторг!...» Не о национальности же это. Это о нашей жизни по нашим собственным, общим для всех народов, согласованным правилам. Которые и отличают нас от обезличенных общечеловеческих.
Точнее всего определил это слово Николай Семёнович Лесков. Русский – это званье такое. РУССКОГО ЗВАНЬЯ ЧЕЛОВЕК.
Русское – это всё, что здесь написано. Русский – это уходящий корнями во все эти дошедшие до нас понятия его многотысячелетней не очень простой жизни. И во все понятия, не дошедшие до нас. В те следочки в русских словах, которые за ДЕСЯТКИтысячелетней давностью мы уже не можем распознать по смыслу. Заметённые русским снегом следы единой древней культуры и праязыковых попыток донести Своё Слово до сидящего напротив тебя – через только что прирученный огонь костра – человека. Разумного. С разумом (Разум – малоумие. Это пара живёт по принципу противопоставление. Большой (раз-ный, руз-ный, русский) ум и маленький ум («белая горячка» - умаление ума). До простого русского человека какой угодно национальности.
Я пишу эти очерки в контексте современной мне обстановки. Когда мы говорим сейчас «русский мир», мы подразумеваем как раз определённые, сиюминутные обстоятельства. Но говоря так, мы, безусловно, включаем нашу внутреннюю правековую программу, в которой «русский мир» – это весь мир, целиком, от краю и до краю.
Моя Империя – во мне.
И в деревенской тишине.
И в непокое городов.
И в перестуках поездов.
В легендах золотых имён.
В безвестных. Тех, кто не учтён.
В летящих вечно облаках,
В лесах, озёрах, речках, снах.
В благословляющей руке.
В природном русском языке.
По вере, памяти, чутью
Я в ней живу. Вдыхаю, пью
Тысячелетиями дней
Ветра Империи моей.
Моя империя – со мной.
И до меня, и – за Чертой.
Свидетельство о публикации №223100500704