Поздравления к Дню учителя

Сегодня большой праздник для многих сотен тысяч учителей в российских школах и у миллионов их выпускников. Да, да, многие выпускники школ с теплым чувством вспоминают школьные годы, своих одноклассников и конечно, не забывают и об учителях. Я это знаю и по себе лично, и по многим моим сверстникам. И чем старше мы становимся, чем чаще вспоминаем.

Я родился в семье учителей, долгие годы работавших в далеком поселке на севере Хабаровского края, в районе имени Полины Осипенко. Кстати, сама летчица Полина Осипенко, имеем которой назван район, украинка. И если бы мы сейчас поступали , как на самостийной Украине, то вернули бы району название Кербинский, которое он носил до конца 30-х годов прошлого века. Но в России так не поступают, хотя не всегда власти помнят историю страны и не переписывают в угоду себе. Ведь для всего мира есть город Сталинград, а для нас сделали Волгоград, хотя многим старым городам вернули дореволюционные названия. 

Но я отвлекся.  Родил в семье учителей, жил до 18 лет в служебной квартире школы, где работали мои родители, большинство соседей были учителя, по крайней мере, жены точно работали в школе. Причем жили долгие годы, кто-то с появления на карте прииска, а в справочниках средней школы в поселке Херпучи, и семилетки в соседнем поселке Оглонги за 7 километров от Херпучей, на реке Амгуни, притоке знаменитого Амура.  Поэтому сформировались компании учителей еще в довоенные или военные годы и прошли проверку долгими годами дружбы. И когда даже кто-то уезжал, все равно писал письма друзьям в наш поселок. Это был такой пример для потомков, я вам скажу.

Многолетними соседями в нашей служебной квартире был Кокорины. Он, Иннокентий Семенович, заведующий поселковым клубом, она, Агния Иннокентьевна, учительница русского языка и литературы 5-7 классов в нашей школе. Одна из первый учителей в только что построенной школе на новом государственном золотодобываюшем прииске под названием Херпучи, названном так в честь речки Херпучинки, что в переводя в языка местных аборигенов – негидальцев – называется «деревянная лопата». И со временем прииск стал самым крупным в объединении «Приморзолото» добыв в год 40-летия района свыше 1700 кг драгоценного металла.

Моя мама приехала на прииск в 1943 году по распределению Хабаровского пединститута учителем немецкого языка. Её поселили в служебную квартиру рядом с Кокориными. А вот отец приехал в поселок после окончания войны с Японией, в которой участвовал, учителем начальных классов. Молодые люди (маме было 23 года, отцу 24) понравились друг другу и через год поженились. А в 1947 году родился я.  Родился недоношенным, весом всего 2200 грамм, и надо мной тряслись и родители, и соседи, особенно тетя Ага, по сути дела, ставшая для меня второй мамой.

Но я опять отвлекся. Живя в квартире, где три человека учителя, я волей неволей слушал их разговоры и был в курсе событий, происходящих в школе. Заходили в нашу квартиру и другие учителя, те, кто были в одной учительской компании – Нина Степановна Глотова, учительница русского языка и литературы, и Анастасия Игнатьева Странд, учительница начальных классов.  Я учился и у Кокориной, и у Странд, но поблажки мне, как сыну подруги, мне не делалось. Позже я учился и у мамы, и со временем мы с ней дома говорили только на немецком.  Когда я задавал ей вопрос по-русски, она отвечала: «Нихт форштейн» (не понимаю) и приходилось искать в голове немецкое слово.

Наших учителей поощряло правительство. Орденом «Знак Почета» была награждена Кокорина А.И., многие другие стали «Отличниками народного образования». И это было вполне заслуженно. Выпускники нашей школы успешно сдавали вступительные экзамены и получили высшее или среднее-специальное образование.

А вот у отца я не учился. Когда я должен был пойти в школу, в первый класс, отца перевели работать директором семилетней школы в Оглонги, и все годы моей учебы в школе он там и работал.  Но прирожденный педагог, он оказал на меня и младшего брата Витю огромное влияние. Немногословный, чуть медлительный, он учил и словом, но больше своим примером. С малых лет он приучал меня к мужским обязанностям, которых много в поселке. Пока я был маленький, отец с соседом пилил и колол дрова, а я складывал в поленницу, пока мог достать по высоте. Позже, повзрослев, с отцом пилил дрова и уже сам колол. До сих пор знаю, что двора лучше колоть в морозную погоду, под колуном полено само разваливается на несколько частей.  Носил воду из водокачки, выносил помои, разгребал снег на тропинками зимой, носил поленья к трем печкам в доме, складывал в топки, чтобы маме оставалось только поджечь бумагу.

Память у меня была хорошая, а поведению на уроках и внимательно слушать объяснение учителя меня еще в первого класса научил отец. Когда я слишком вольно повел себя на уроках, Анастасия Игнатьевна пожаловалась маме, а та сказала отцу, который и провел со мной соответствующую беседу. Так что учиться мне было легко, дома я выполнял только письменные занятия, а на устных даже учебник не открывал.  Не любил зубрить, поэтому некоторые предметы, в частности, немецкий, мне не нравились, хотя и приходилось зубрить, чтобы не подвести маму-учительницу.  В первом классе я был круглый «отличник», даже по пению была пятерка. У меня сохранилась почетная грамота за первый класс с портретами Ленина и Сталина. А потом был твердый «хорошист». Четверки были по пению, русскому языку и литературе, по остальным предметам пятерки.

Анастасия Игнатьевна учила меня лишь три класса, потому они с мужем переехали в Хабаровск. Нашей учительнице стала Феденистова Мария (отчество забыл), полная и очень строгая учительница. А я пятого класса пошли предметы и учителей стало больше. Русский и литературу учили Англия Иннокентьевна, математику – Малинина Евдокия Дмитриевна, ботанику – Пономарева Галина Даниловка. Начались уроки физкультуры, которые вел учитель Мизиш Георгий Константинович (отчество могу спутать). А еще какие предметы в 5-7 классе были, уже не помню. Разве что уроки труда надо назвать. Один год нас учили работать с деревом, потом год – работать с металлом.

В старших классах (а учились мы 11 лет),  у нас началась производственная практика. Девочки занимались домоводством, несколько из них – радиоделом, как и я с Сашей Гальцевым.  Остальные парни слесарили, их учили автослесарному делу. Кое-кому это помогло в будущем, а вот мои навыки радиооператора третьего класса никому были не нужны. Как и эта производственная практика, которую ввел в школьное образование Никита Хрущев.  Когда его сняли, отменили и практику, которая была лишь ненужной тратой бюджетных денег.  Сократили с рок обучения до 10 лет, уже в 1966 году из школы выпускали 11 и 10 классы. А мы окончили школу годом раньше.

Как и в более младших классах, я учился легко. И учителя были хорошие, и память не подводила. Математику вела Раиса Захаровна Муратова, которая стал позже Антоновой.  Литературу – директор школы Аляева Валентина Николаевна, физику – Василенко Тамара Андреевна, химию – Расщепкина Александра Андреевна, после замужества Маслакова, историю – Веснина Светлана Васильевна, географию – Серебрякова Вера Ивановна, астрономию – Атаманенко Вера Кириллов,  черчение – Крайний Григорий Дмитриевич.

Как известно, в СССР была плановое хозяйство. Спускались планы и в школы, устанавливая им задание, сколько и каких медалистов надо выпустить. В нашем выпускном классе было запланировано 2 серебряных медали. На них претендовали два человека, которые все годы учились на 5 и лишь по некоторым предметам на 4. Это  были Лиза Жулковская и я.  И без бахвальства скажу, я был твердый кандидат на медаль. К выпускному классу я подтянул знания по литературе, два последних экзамена написал за оценку 5/4, т.е. 5 за изложение материала и 4 за грамотность. Но так как ранее я таких знаний литературы не демонстрировал, а мой аттестат зрелости пошла 4 по литературе и столько же по русскому языку.  Но вот 4 по химии было неожиданно, и снизили мне оценку на 1 балл за конфликт с учительницей химии Расщепкиной, которая меня, победителя районной Олимпиады по химии, не хотела вообще допускать до экзамена. Она был дама с характером, никто с ней предпочитал не связываться, так школа не выполнила план по медалистам.

Когда я сдавал вступительные экзамены в Хабаровский медицинский институт в том же году, был единственный юноша, которые сдал все экзамены на пять – по физике, химии и по сочинению.  И когда моя мама пришла в школу 1 сентября на уроки, учителя стали спрашивать, куда я поступил. И мама с вызовом, глядя на Расщепкину, с вызовом сказала о моих оценках на вступительных экзаменах и о том, что её сын был единственный из юношей с такими оценками.

Поэтому я очень благодарен родителям и школе,  своим учителям за те знания, что получил в ней. У нас в те годы была самое полноценное школьное образование.  Введение по инициативе Никиты Хрущева обязательное среднее образование ничего не дало выпускникам. Семи классов вполне было достаточно для молодых людей, которые не желали, да и не имели способностей получать высшее образование. И этих семи классов было вполне достаточно для человека рабочих профессии, которых во времена Хрущева стало не хватать, потому что миллионы юношей и девушек зря просиживали штаны и юбки в средних школах.

Я бы мог еще много что вспомнить о своих учителях, но хочу представить слово одной из них. К сожалению, она недавно покинула этот мир, но успела написать свои воспоминания в альманах «По волнам нашей памяти», вышедший под моей редакцией и рассказывающий о истории нашей малой родины. Заметка Ангелины Ивановны Черкашениновой объемная, я приведу лишь её воспоминания о школе, которую она закончила, и куда пришла работать после получения высшего образования.

***
А теперь хочу рассказать о нашей школе и учителях, с которыми проработала вместе 42 года.

Закончила я педагогический институт в 1956 году и была направлена в Херпучинскую школу. Директором в это время был Синеговский.  Дали мне вести уроки в трех 8 классах дневной школы, и еще в 8 классе вечерней, которая в это время функционировала.  В классах дневной формы обучения было по 30 человек, а в вечерней – 16.  Не  скрою, трудно было начинать, были и слезы, и обиды. Завучем в это время была Аляева В.Н.; работали Муратова Р.З., Занина Н.М., Пугаченко М.Ф., Скоробогатая С.И., Пономарева Г.Д., Крайний Г.Д., Кокорина А.И., Щербакова А.С., Малинина Е.Д., Глотова Н.С. Это был костяк учительского коллектива, уже опытные педагоги.  Синеговский проводил педсоветы, которые длились до полуночи. Отчитывал учителей, придирался по пустякам, делал маленькие пакости, помню, к той же Аляевой В.Н.  Но вскоре его уволили, и директором стала Аляева Валентина Николаевна, женщина с характером, знавшая отлично методику преподавания предмета, сплотившая коллектив. Интересно проходили школьные вечера; она организовала школьный драмкружок, ставились отрывки из пьес Чехова, из поэмы Лермонтова «Демон», из романа Пушкина «Евгений Онегин». В школе было много молодых учителей, и директор организовывала всех желающих на прогулки в лес на лыжах, по вечерам катались на санках. Одним словом, не скучали в выходные дни. Весной проводились воскресники: белили клуб, работали на пилораме, мальчишки кололи дрова пожилым людям, осенью нас отправляли на уборку картофеля.

Помню, я была классным руководителем в 10 классе, а Александра Степановна Щербакова в 6-ом. Было это в 1960 году. Нас отправили на уборку картофеля в село Князево. Распределили ребятишек по квартирам, а мы с Александрой Степановной жили на квартире у Пенкиной З.М.  В один из дней двое мальчишек из её класса на оморочке поплыли  домой в Удинск. Телефонной связи между селами не было. Как переживала Щербакова, плакала, причитая: «Меня посадят. Что будет с мальчишками?», ходила по берегу. Я её успокаивала, как могла. Через 2 дня пришло сообщение из Удинска, что ребятишки добрались до дома.  С нас спало то напряжение, в котором мы находились все дни. 

В 1969 году Аляева В.Н. уехала в Тюменскую область, и директором школы стал Константин Иванович Щербаков.  Я уже была назначена заместителем директора по воспитательной работе. К этому времени в школе уже несколько лет работали молодые учителя Василенко Т.А., Веснина С.В., Земан И.В., Серебрякова В.И., Расщепкина А.А., вернулась на работу в школу Миминошвили А.Е. Это была моя учительница в 6 классе, которая вела уроки истории. Как было интересно на её уроках: она не садилась на стул, а весь урок ходила по классу и объясняла.  В те годы она была красивая, подтянутая, в туфельках, мы любовались ей.

При Константине Ивановиче я почувствовала, наконец, себя учителем, который что-то может достичь в профессии. Он был для меня Учителем с большой буквы.  Школа стала для меня вторым домом. Мы вместе с ним обсуждали планы, готовились к педсоветам, он посещал мои уроки. Я, конечно, старалась изо всех сил.  Константин Иванович видел и недочеты, но умел увидеть и положительные стороны,  и похвалить. Он сплотил коллектив, никаких склок, пересудов, опозданий на уроки не было.

Как сказал один из героев знаменитого кинофильма «Офицеры»: «Есть такая  профессия – Родину защищать».  Я считаю, что детей учить – это тоже одна из главных профессий. И очень рада, что могу вспомнить настоящих учителей, пользующихся авторитетом у учеников и их родителей, обладающих всеми качествами настоящего педагога, которые были моими коллегами по Херпучинской школе:

 Муратова Раиса Захаровна, всегда спокойная, требовательная к себе и ученикам. На её уроках всегда была рабочая обстановка,  и она всегда умела оказать помощь слабо-успевающим.

Серебрякова Вера Ивановна. Я всегда любила посещать её уроки. Как интересно был построен у неё урок: и работа с картой, и чтение отрывков из произведений, и фронтальный опрос учеников, и многое другое. Скучно не было на уроках её ученикам, так как каждый был втянут в процесс обучения. 

Много хороших слов можно сказать о Василенко Тамаре Андреевне и Маслаковой Александре Андреевне.  Они не только интересно проводили уроки, но и сделали вместе с учениками большое количество наглядных пособий в кабинеты физики и химии.

В школе в те время были пионерская и комсомольская организации. Тамара Матвеевна Чердак была лучшей пионервожатой из всех, кто работал в нашей школе в этой должности. Она была наделена талантом работать с детьми.

Я, как заместитель директора по воспитательной работе, курировала работу комсомольской организации. Не считаясь со временем, приходилось вечерами проводить заседания комитета комсомола, комсомольские собрания. Лучшими секретарями первичной организации ВЛКСМ в школе на моей памяти были Плаксина Н.Т. (сейчас она работает в поликлинике «Вивея» врачом-пульмонологом, врач высшей категории, а 3 года назад была главным врачом в госпитале УВД) и Винников  Александр. Он был хорошим помощником, умел убедительно выступать на собраниях, сам был активистом во всех делах. Я была уверена, что он будет руководящим работником. Талантливый был юноша. (Примечание редактора -  Александр Винников стал позднее губернатором Еврейской автономной области).

В 1993 году, когда я уже была на пенсии и не работала, раздался звонок из районного отдела народного образования.  Меня убедительно просили поработать завучем. Я вначале растерялась, но, подумав, согласилась. Мне трудно было расстаться с любимой школой, учительским коллективом, с учениками.  И я проработала завучем до 2003 года, когда окончательно ушла из стен родной школы в качестве учителя.  В эти годы директором школы была Любовь Антоновна Шаймухаметова, которую я считаю из всех директоров после Щербакова К.И. и Василенко Т.А. самым хорошим руководителем. С ней мне работать было легко. Она была награждена значком «Отличник народного просвещения».

Сейчас, с высоты прожитых лет, задумываюсь: «Что я достигла в жизни?».  Главное – проработала в школе 42 года. За это время из её стен вышло несколько тысяч учеников, в обучении и воспитании которых есть и мой вклад. Всё хорошее, что было в моей жизни, связано с моей школой. 24 июля 1974 года я была награждена знаком «Отличник народного просвещения».

Очень горько становится оттого, что сейчас в поселке все приходит в упадок.  Правда, акционерное общество «Полиметалл» отремонтировало школу, детский сад, больницу, построила спортзал, детскую площадку, в порядке содержится памятник участникам Великой Отечественной войны, появилось много новых магазинов. Но утратил прежнюю красоту поселок, много домов заброшенных, тротуаров уже нет, вдоль заборов растет полынь.  Прежней красавицы школы уже нет, на её месте стоит невысокая, хотя и двухэтажная школа.  Многие дома сгорели, в их числе клуб, интернат, старая больница, прииском, партком, столовая.  Я, пока позволяло здоровье и не так было трудно добираться, приезжала летом в Херпучи,  на свою малую родину. Иногда заходила в школу, но уже не испытывала чувство восторга.

Несколько лет назад нас, старых учителей, пригласили на встречу выпускников Херпучинской школы, которые собрались в Хабаровске.  Было очень приятно увидеть повзрослевших, пополневших, авторитетных работников разных профессий, работавших или продолжающих работать на высоких должностях.  Но не это главное. Все присутствующие состоялись как личности, стали хорошими людьми, родителями, бабушками и дедушками. И помогли им стать такими мы, учителя Херпучинской школы.

***

Это написала учительница с огромным стажем работы в одной школе. И таких людей в нашей стране много. Так что мы, выпускники школ Советского Союза, в неоплатном долгу перед нашими учителями, которые «сеяли доброе, вечное»  в наши еще неокрепшие ни физически, ни духовно организмы то важное, что должен иметь всяких человек – знания и любовь к людям.  Вечный вам покой, покинувших этот мир, и благодарность тем, что продолжает это трудное дело по воспитанию молодого поколения.


Рецензии