Пушкин это Онегин с разностью

(1)
Пушкин с некоторой тревогой справедливо подозревал, что насмешливый смышленый читатель легко обнаружит: Пушкин это любитель праздности неудавшийся поэт  Онегин (+ частью поэт Ленской +  местами Татьяна)
Оцениваемый риск быть легко узнанным в Онегине был столь велик, что Пушкин решился в конце первой главы заговорить об этом и  предупредить честно = Да, я Онегин, а Онегин это я, но только частично, местами  и иногда:
 
LVI.
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.

Итак,  мы имеем  формулу множества «герой романа»:
 
                Пушкин = Онегин + разность

Разность это подмножество, в которое можно вставить членами кого угодно … Но Таня и Вова точно в его члены приняты
С другой стороны, автор уведомил, что эта разность = выкупу той гордости, которую воспел лорд Байрон – поэт гордости, провокатор замысла шутливой сатиры нравов в духе Бепо, из которой и вырос роман в стихах  Пушкина, попытавшегося этого лорда преодолеть (в себе)

Упорствовать в том, что Пушкин это Онегин (и наоборот)  могут по ярлыку автора только безбожники, к которым он сам и относился, совмещая в себе язычника бога Аполлона. Атеиста и афеиста 

(2)

Об одной самой важной разности Пушкин сказал нам сам:
VII.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

Но зато они близнецы в ином – в знании теории и практики Науки страсти нежной:
VIII.
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд и мука и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он

Отметим пушкинское автопортретное в Онегине или обаизм:
- оба дворяне и невольники чести
- оба любят Татьяну за подвиг «Я – то воя!»
- оба ценят ее целомудрие и девственность
- оба любяит выпить да закусить
- оба театралы
- оба модники до дэндизма
- оба любят туризм
- оба любят езду верхом
- оба ошеломлены замужеством Тани, ее княжеским титулом и генеральшеским званием
- оба в шоке от обета супружеской верности (хотя и понимают = это ж на один всего век … бабий…)
- оба страшатся молвы и клеветы…

(3)

В Вову Ленского он вложил часть своей поэтической души:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Ни охлаждающая даль,
Ни долгие лета разлуки,
Ни музам данные часы,
Ни чужеземные красы,
Ни шум веселий, ни Науки
Души не изменили в нем,
Согретой девственным огнем.

И еще (когда его «занесло и понесло»):

Но я бы кажется желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
XL.
И чье-нибудь он сердце тронет;
И сохраненная судьбой,
Быть может в Лете не потонет
Строфа слогаемая мной;
Быть может (лестная надежда!)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был Поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных Аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья;
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!

(4)

Автопортретное в Татьяне:

- непонимание отчего русские душой
- любовь к русской зиме
- близкие отн-ния с няней (у Тани их три … Ф-ны)
- любовь к гаданью
- суеверие 
- безответная любовь
- эротомания
- неудачный брак

(5)

Напомним, в романе действуют несколько поэтов:

1) Пушкин – о себе он пишет много, охотно – и с любовью, и с иронией, и с грустью
2) Ленской – элегик, архаист  (из-за чего и пал в равном бою за мельницей)
3) Онегин – неудавшийся ленивый и хандрящий поэт Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
4) Татьяна – одно ее  Письмо к Жене чего стоит (правда, это плагиат, но она то не знает – и не узнает = она только любовные романы читает, да и то – второсортные и б.у.)
5) Трике  - поэт в рыжем парике недавно из Тамбова = Поэт же скромный, хоть великий архаист


Рецензии