Школьная реальность на земле

Школьная реальность на земле, или О проблемах педагогического образования

Дню учителя посвящается

«Молодёжь не идёт в школу», – слышал каждый студент педагогического направления/вуза и молодой учитель. Но почему? С чем связано нежелание людей, отдавших минимум четыре года получению соответствующего образования, работать в том, что действующее законодательство определяет, как муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «СОШ»)?

Традиционным ответом на этот вопрос является тезис «Учителя слишком мало получают». Послушайте, если бы это действительно было корнем всех проблем, то большинство бы школ давно опустело. Проблема, как мне кажется, заключается в совсем другом: в школе сегодня в принципе невозможно работать. Хотя некоторые несчастные умудряются.


На момент написания этого текста за моей спиной уже имеются: работа на профильной смене в центре по выявлению и поддержке одарённых детей, три педагогических практики в государственной и частной гимназиях (обе абсолютно разные, но это предмет отдельного разговора), а также 12 дней в самой обычной государственной школе. Да, всё верно, 12 дней: 21 сентября я был принят, а уже 3 октября было подписано моё заявление об увольнении. Всё это дало мне понимание следующего.

Во-первых, государственная школа сегодня – это место, где педагог остаётся один на один со своей бедой, потому что:
– детям в силу особенностей возраста дела нет до ваших Ъ и Ь, спряжений и прочей белиберды, которую можно найти в Интернете;
– родители низложили с себя обязанность контролировать процесс обучения своих детей: «Вы же учитель, придумайте что-нибудь»;
– для администрации школы главное – укомплектоваться и спокойно пройти очередную проверку.

Во-вторых, вуз абсолютно не готовит к работе в школе. Как писать программы, как одновременно изучать тобой запланированное и навёрстывать не тобой пропущенное, как культурно донести до родителей мысль о низких интеллектуальных способностях их детей – этому всему не учат.

Готовясь к выпуску всех этих мыслей во Вселенную и Интернет, я пообщался с рядом педагогов, в том числе тогда ещё моим школьным начальством, и пришёл к выводу, что дело не в нежелании детей учиться и не в неготовности будущего учителя к профессиональной деятельности, а в провальности, нежизнеспособности самой идеи массового образования. В этом месте должны прозвучать сказки о лучшем в мире советском образовании, но оставьте их при себе, господа ностальгирующие.

А пока эти люди всё-таки пишут свои комментарии о моей педагогической несостоятельности и прочем, закончу стихами Александра Галича: «Не всё напрасно в этом мире, / Хотя и грош ему цена, / Покуда существуют гири / И виден уровень…» разного рода неприятностей, нас окружающих.


Рецензии