Ауарское население в античных и арм. источниках
Одной из снгсшибательных отличительных черт ДНЦ РАН является нежелание видеть ауарское население Дагhестана вообще нигде. Но при этом они очень даже хорошо обнаруживают мизерных по численности "дидойцев". Они же врут о том, что даргинское "хIуреба" соответствует ауарскому термину "бо" (народ-войско, ополчение). Никто этого не доказал и никому толком не понятно откуда оно взялось в даргинском и что он означает. Первым о 'хIуреба" (лит. хIураба) написал д.и.н. Расул Магомедов, затем за ним стали повторять все остальные. Но у Р. Магомедова, к сожалению, много бездоказательных утверждений когда речь идёт о противопоставлении,скажем так,- одних этнических групп Дагhестана другим. Согласно его позиции, ауары перешли в ислам из за того, что их как "каферов" длительное время блокировали казикумухцы, тем самым якобы вынудив их по экономическим причинам обратиться в ислам. На деле же казикумухцы и им подобные не были в состоянии блокировать хотя бы одну ауарскую конюшню или хлев. В любом издании Р.Магомедова можно найти голословные утверждения. Мы негативно относимся к большинству его публикаций.
Ауарское "бо" идентично чеченскому "бо", а про даргинское ""хIуреба" никому ничего не известно. Оно похоже на тибетское "Хор-ба",которое служило для обозначение монголов,древних уйгуров и им подобных "краснолицых" пришельцев в Синьцзяне.
1. Армянская география VII в.
Ауарское население-или его часть- указано как ШИЛЫ/ШИБЫ рядом с ХЕНУТАМИ. "Хенуты" имеет монгольский показатель множественности. Аналогичный показатель множественности зафиксирован у МАСКУТОВ, которые считаются в кавказоведческой литературе ираноязычными "массагетами". В Армянской географии "маскуты" указаны "у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербентская стена, громадная твердыня в море". Кто указан рядом с Маскутами? БАКАНЫ. Это тоже монгольская лексема. На первый взгляд она оформлена иранским показателем множественности "-ан", на самом деле - это из общего нахско-дагестано-монгольского лексикона:
Халха-монг. БАГАНА "столб, колонна, подставка", прям. и перен. "оплот, опора": ав. БАКI "место", БАКIУ "стульчик" (ткж в лакском), БАКI-АБ "тяжёлый,массивный,обременительный"(до арабо-мусульманского заимствования "захIмат-б" должно было означать также "трудный").Кетское БА'Нг "земля, почва, место, местность, край, район, область", БАК.К.УСЬ "сруб, лабаз в земле выложенный брёвнами", БАГ "бревно, кряж, чурбан". Сюда же ойконим БАКУ (изначально "крепость БАК").Первые русские попавшие в Баку нашли там исключительно татско-мусульманские семьи без единого "торка", а равно "лезги".Вся топонимика Апшеронского полуострова опять-таки татская.
Ср. ткж. халха-монг. БАГАНАДАХ "подпирать столбом, поставить подпорки", БАГТАХ "помещаться, вмещаться, влезать",БАГТАЦ "вместительность".
Обр. внимание ХЕНУТЫ проживают рядом с ШИЛАМИ (это "сильвы", т. е.- "солчи",салал"), а МАСКУТЫ рядом с БАГАНАМИ и всё вокруг этих племён поддаётся дешифровке с помощью монгольских, кетского и ауарского языков.
2. Плиний. Естественная история
"С другой стороны, начиная от границ Албании, по всему челу гор живут дикие племена сильвов, а ниже лупении,затем дидуры и соды". Здесь ауарская группировка - СИЛЬВЫ (они же ШИЛЫ Армянской географии).
Следует быть точными, поэтому мы не знаем, сильвы- это исключительно предки современных кавк. ауаров (аварцев), или кто-то ещё входил в эту группировку, но однозначно, что это ауарское диалектное "солчи" - "член рода". Этот термин имеет убедительную этимологию в монг. языках.
Часть этнонимов Армянской географии откровенно выдумано.
Свидетельство о публикации №223100601037