Прибайкалье центр древнего мироздания
было центром огромной цивилизации, из которой люди на-
чали распространяться не только в обе Америки, но также
в Европу и Азию. Когда в Восточную Сибирь пришли русские
землепроходцы, они увидели здесь племена бурят и монголов,
которые мирно пасли свои стада, а поодаль вели свой охотни-
чий промысел эвенки и русые айны. Они имели разные языки,
но были объединены общей верой в духов и в предков – ша-
манизмом.
Надо учесть ещё один немаловажный фактор: известно
как минимум о девяти великих переселениях народов с вос-
тока на европейские территории, это – скифы, лангобарды,
гунны, сарматы, венгры, булгары, калмыки, киргизы, не го-
воря уж о туменах Чингисхана. А сколько народов переко-
чевало в Европу до этих известных переселений, никто не
знает и, наверное, не узнает никогда. Забавно смотреть на
современные исторические карты, на которых большинство
территорий Сибири в древности населяли «незначительные
племена охотников и собирателей». Непонятно, каким же
образом на востоке азиатского континента народилось лю-
дей порядка четырех миллиардов особей? Ещё нужно пом-
нить: когда был последний ледниковый период, вся Европа
118
была покрыта льдом, в Прибайкалье ледников не было. На
пути его движения в Прибайкалье и Алтае стояли горы, но
возможно и другое: есть вероятность того, что земная ось
смещалась на запад. Тогда и полярный круг во времена лед-
никового периода находился западнее. Мы с уверенностью
можем говорить, что праречью для индоевропейцев и тюр-
ков является алтайская семья языков. При ближайшем срав-
нении бурятского и монгольского с языками индоевропей-
скими мы приходим к поразительному выводу – совпадает
не только звучание слов, но и их смысловая наполненность.
Более того, целые слова и понятия лежат в основе многих
языков индоевропейской речи. Как и когда это произошло,
объяснить невозможно, но то, что прибайкальские народы
и индоевропейцы в древности жили в одном языковом поле,
бесспорно. Приведём всего два слова: «тооно» – округлый,
деревянный каркас верха юрты, имевший сакральное значе-
ние (тюрк., монг.) и «тондо» – рама картины или барельефа
округлой формы (межд.). Эти два слова похожи не только по
звучанию, но и по смыслу, а вещи, которые стоят за этими
словами, изготавливаются одинаковым способом из одного
и того же материала – дерева.
Изучая речь, мы должны понимать, что звуки и слова дав-
но уже «причёсаны» письменностью. Слушая бурятский раз-
говорный язык, мы понимаем, какое огромное количество
нюансов имеет тот или иной звук, и каждый нюанс имел свой
смысловой оттенок. В этом плане письменность – враг сло-
ва, но именно благодаря ей мы можем донести наши мысли
сквозь пространство и время для других людей, которые ро-
дятся на тысячи лет позже нас. На этих страницах мы по-
пытаемся проследить речь индоевропейцев и тюрков через
слова бурятского и монгольского языков.
Свидетельство о публикации №223100601052
Зубарев Владимир 10.09.2024 08:30 Заявить о нарушении
Владимир Рак 28.11.2025 11:33 Заявить о нарушении
Владимир Рак
Худал (бур., монг.) – ложь; худалдаан (бур., монг.) – тор-
говля; худалдаашан (бур., монг.) – торговец; хулгайшан
(бур.), хулгайч (монг.) – вор; хайлгана (бур.) – чайка; хулга-
на (бур., монг.) – мышь. Эта колонка из шести слов содержит
отрицательные понятия, начиная с худал и заканчивая хул-
ганой. Торговля попала в разряд лжи и обмана – даже тогда,
когда её как таковой не было, а был товарный обмен – ман,
подман, обман, а затем и мани (англ.) – деньги, «обмани» и
«подмани». Продавец худалдаашан и вор хулгайшан вышли
из одного корня «худал». В разряд этих слов с понятием лжи и
воровства попала хулгана – мышь. Можно было бы подумать,
что слово заимствовано бурятами и монголами из какого-то
другого языка, но это не позволяет сделать то, что оно вхо-
дит в группу похожих слов. Мышь так распространена, что
могла обрести название одним из первых животных. В группе
предложенных слов понятие лжи переходит в понятия торгов-
ли и мыши-воровки. Интересно, что у сибирских староверов
бедного и незначительного человека называют захудалым,
а, наоборот, удачливого и проворного – удалым, а ведь есть
ещё русское слово «хула» – навет, оговор. В попытках понять,
как образовалось слово «хулгана» мы должны внимательнее
проанализировать образ жизни этого маленького животного.
То, что в любом магазине мыши являются первыми врагами
продавцов, не секрет. Они воруют съестной товар не мень-
ше иного продавца. Однако хулгана древнее всякой торговли,
и здесь мы должны обратиться к тем временам, когда люди
292
жили охотой. Для любого охотника в лесу нет врага большего,
чем мыши. Пушного зверя добывают в основном капканами
и ловушками, и охотник вынужден проверять свои самоловы
ежедневно. В противном случае добыча будет испорчена гры-
зунами, ценный мех будет «потрачен» мышами (как видим,
слово потратить образовалось не в смысле траты денег). Но и
это ещё не всё – на своём стойбище охотник вынужден стро-
ить специальный лабаз на дереве с тем, чтобы все свои припа-
сы прятать там. Гораздо позже словом «лабаз» стали называть
помещения для хранения зерна и муки. Затем и хлебные мага-
зины начали называть лабазами, а продавцов – лабазниками.
Как видим, не зря мышь попала в разряд воровок. Вполне
может быть, что и русское «хулиган» развилось из хулганы.
Считается, что хулиган произошло от английского hooligan,
произошедшего, по М. Фасмеру, из фамилии Houlihan, вла-
делец которой вёл себя буйно. Подтверждением самородно-
сти слова «хулгана» служит хайлгана – чайка. Чайки воруют
рыбу у рыбаков так же, как хулиганят мыши в лесу, амбаре
или магазине. Так же можно задаться вопросом, как образо-
валась фамилия этого Houlihan, если не от хулганы?
Владимир Рак 28.11.2025 11:42 Заявить о нарушении
Зубарев Владимир 29.11.2025 08:32 Заявить о нарушении