К истории биостанции КГУ, Казань
ФОТО-СЕРИЯ. "Участники геоботанического исследования флоры и растительности Татарской АССР вместе с профессором М. В. Марковым". Фонд Зоологического музея и гербария им. Э. А. Эверсмана в дирекции музеев К(П)ФУ. (съёмка: 1952 г., Казань, Биостанция КГУ и др.):
Слева. ассистент КСХИ Вера Ивановна Сапожкина, доцент КГУ Наталья Михайловна Куликова, старший лаборант Раиса Гавриловна Иванова (и неопознанная девушка). На Справа. доцент КСХИ Серафима Александровна Маркова (в центре), В. И. Сапожкина (слева) и Р. И. Иванова (справа). Фонд Зоологического музея и гербария им. Э. А. Эверсмана в дирекции музеев К(П)ФУ
Биологическая стация с её великолепной природой вокруг, заплесневелыми стенами и потолками в жилых комнатах, большими окнами лабораторий, березняком с крупными разноцветными сыроежками (большей частью червивыми), подберёзовиками, моховиками, дождевиками, зонтиками моими любимыми растениями с расползающимися по сырой почве стеблями лютиком ползучим и вербейником монетчатым, очень строгой и крикливой начальницей Зинаидой Николаевной Ласточкиной и её добродушным мужем Андреем Петровичем –часть моей жизни.
В период студенческих летних-полевых практик (1990, 1991 гг,), в период проведения мной экспериментов с рядом наземно-ползучих растений на стационарных площадках (1992-2008 гг.) по результатам которых я смогла защитить большую курсовую, выпускную квалификационную и диссертационную работы, сначала кровать в просторной помещении, где размещались ещё 9 таких же, потом скромная комната в дощатой части построек были моим летним жильём.
Именно с этой станции начался мой нелёгкий, но очень интересный жизненный путь, наполненный "пчелиным трудом", занимающим большую часть суток и большую часть каждого лета.
Недавно, я попробовала сделать новые эксперименты с растениями на стационарных площадках на территории 12 Казанской женской гимназии, в которой я работаю садовником с июня 2018 года. Это охраняемая территория, там спокойно особенно летом, удобные мобильный грядки. Они с дюралевыми бортами и их можно воткнуть в грунт в любом месте и потом засыпать определённой почвой. 3 грядки 5х1 кв.м были куплены с моей подачи директором гимназии.
Борт высотой 40 см. Не нужно сгибаться до земли, отмечая колышками прирост ползучих стеблей у опытных растений. Опытный участок недалеко от дома. Казалось бы идеальные условия!
Мои излюбленные растения лютик ползучий, лапчатка гусиная и земляника лесная расползаются горизонтально и на каждом горизонтальном стебле формируют зачатки новых растений-клонов. В мою задачу по научно-исследовательской работе, которую я сама же себе и придумала, входило: 1) измерить длину очередного прироста горизонтальных стеблей;
2) подсчитать количество зачатков растений-колонов, у которых ещё не сформировались свои собственные корешки, и у тех, у которых такие корешки уже были в наличие (тогда растение было закреплено в почве).
Только через безошибочные подсчёты и последующую статистическую обработку собранных экспериментальных данных можно понять язык природы. Числовой шифр – это язык на котором растения могут рассказывать свои жизненные истории опытному ботанику. Задача опытного ботаника не только записать эти шифры, перевести послания от растений на русский или другие человеческие языки, но и рассказать истории о жизни конкретных растений людям.
Около каждого растения-клона я втыкала счётные палочки. Эти палочки были пластмассовыми и разноцветными. По цвету воткнутых палочек определённого цвета я делала необходимые подсчёты. Мне казалось это очень удобным. Раньше когда я работала на биостанции, я просто ломала палочки из сухих веточек, собранных в лесу и у меня были некоторые затруднения. Но, эти самые наломанные палочки никогда никуда не исчезали и никто ими не интересовался.
Каждый раз, как только я приходила на опытный участок в гимназии для наблюдения за растениями, я находила одну и ту же картину: мои разноцветные счётные полочки были разбросанными по грядкам. За забором играли дети в мяч. Иногда мяч перелетал чрез забор. И мне каждый раз приходилось по-новому всё это втыкать в почву и добавлять новые.
До недавнего времени я была уверена, что в этих моих затруднениях виноваты играющие дети. Я не могу сердиться на детей, и я просто запасалась терпением. Надо мне тебе сказать, дорогой читатель, что количество растений-клонов от одной матери может быть и 300 шт., если 1 растение на площади в 1 кв.м, а если таких матерей больше, то и клонов тоже больше. Нет, конечно, чем больше матерей на 1 кв.м, тем менее плодовитыми каждая из них получается. Эта закономерность неоднократно подтверждалась ботаниками на разных видах ползучих растений, и в частности мной. У меня же на опытных площадках было посажено 5х3+2х3+1х3 шт. материнских растений и 3 вида растений.
В этом году на меня пришло просветление. Любопытные вороны, наблюдающие за мной, каждый раз после моего ухода выдёргивали из земли мои счётные палочки. Их так много на пришкольном участке, и им всё любопытно!
СПРАВКА. Застройка на территории биологической станции КГУ в посёлке Октябрьский Зеленодольского района ТАССР проводилась в несколько этапов: 1938 г. (124,31 кв.м, стены деревянные и 62,2 кв.м, стены лёгкие из местных материалов); 1956 г. (275,1 кв.м, стены лёгкие из местных материалов); 1959 г. (8,5 кв.м, стены деревянные и 4,9 кв.м, стены деревянные (сарай)); 1962 г. (10,2 кв.м, стены деревянные); 1967 г. (9,9 кв.м, стены деревянные и 65,1 кв.м, стены дощатые) кадастровые номера с 16:20:030101:131 по 16:20:030101:138 (Объекты капитального строительства URL:
Светлана Федорова, Казань, 6 октября 2023 г.
Свидетельство о публикации №223100601101