Ботаники. Впечатления Т. А. Терехиной

БОТАНИКИ ИЗ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ Т. А. ТЕРЕХИНОЙ


К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА МАРКОВА
К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ ИЗ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ТЕРЁХИНОЙ
К БИОГРАФИЯМ БОТАНИКОВ ИЗ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТеТА


Этот рассказ мне прислала в ответ на мою просьбу выпускница Казанской геоботанической школы профессора М. В. Маркова Татьяна Александровна Терёхина. Я добавила к нему цитаты из её же произведения, опубликованного в историко-литературном журнале "Казань", специальный выпуск которого был посвящён 100-летию со дня рождения профессора (ИСТОЧНИК. Терехина Т. А.. Учитель с горящим сердцем // Журнал Казань .2000. № 10. С. 48.). Это планировалось разместить в 4-ом томе книжной серии "Наследие ботаников в Казанском университете" под заголовком "Терехина Т.А. Из личных впечатлений". Позже, дорогой читатель, я расскажу тебе о каждом из выпускников этой научной школы более подробно. Удивительно, что по всей стране работали эти люди, и они сами становились организаторами новых научных центров.

Скажи-ка мне, дорогой читатель! Мне одной весело от моих же собственных произведений или такое же ощущение испытываешь и ты? Хоть как-то откликнись?

Редактируя этот рассказ, я то и дело смеялась вслух, сидя за рабочим столом на кафедре ботаники и физиологии Казанского университета. Так же как и при редактировании предыдущих двух рассказов "Полиэтиленовый пакетик" и "К истории биостанции КГУ, Казань, посёлок Октябрьский".

СПРАВКА. Татьяна Александровна Терехина. Доктор биологических наук, профессор, Почётный профессор Алтайского государственного университета (с 2010 г.), основоположник научного направления "Агрофитоценология в Алтайском регионе", основатель Ботанического научного центра в Алтайском крае. За значительные заслуги в развитии науки, подготовке научных и педагогических кадров была награждена Почётной грамотой от Администрации Алтайского края. Награждена почётным званием «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003 г.). Лауреат премии Алтайского края в области науки и техники (2019 г.). Несколько раз была избрана на пост Председателя Совета почётных профессоров АлтГУ. Лауреат премии им. В. А. Верещагина «За научные разработки, активную научно-педагогическую деятельность в области охраны окружающей среды» (2021 г.).


Т. А. ТЕРЕХИНА.  ИЗ ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Школу я закончила в 1966 году в городе Казань. Училась в математической спецшколе № 131 в классе со специализацией программист-вычислитель. Получить такую специализацию мне было не суждено. Учебные программы резко изменились и нас учащихся выпустили после 10 классов, а не как планировалось после 11. В итоге мы толком ничему не научились, разве что считать на арифмометре.

Мне нравилась и биология, однако таких классов специальных в те годы не было. В хорошо готовили учеников по разным предметам, и я надеялась, что довольно просто поступлю на биофак Казанского университета.

И вот результаты экзаменов: из трёх дисциплин у меня четвёрка по физике и баллов 14, а проходной балл 15. Конкурс был огромный(До 1966 года все учились 11 лет, но в этом году было 2 выпуска  после 11 и 10 лет учебы. Потому и конкурс в вузы был сумасшедший). На дневное отделение я не прошла и в деканате мне посоветовали подать документы на заочное и экзамены не сдавать.

Список зачисленных абитуриентов на заочное отделение биофака висит, но меня в нём нет.

Немного позже мне, и таким же настырным, как и я абитуриентам выдали маленькую бумажку с наименованием «Кандидат на заочное отделение биологического факультета». При этом нам разрешалось посещать занятия, но без права пользоваться библиотекой.

Началась учёба вечером, так как с заочниками занимались в вечернее время. А днём я трудилась в виварии института микробиологии, который находился в районе нефтебазы.

Первую сессию сдала отлично, и мне разрешили посещать занятия с дневным отделением. Пришлось оставить работу с мышами и вплотную заняться учёбой. Вторая весенняя сессия была тоже сдана на отлично и меня зачислили сразу на 2-й курс дневного отделения биолого-почвенного факультета.

В это время Михаил Васильевич Марков вместе с Аидой Семёновной Казанцевой набирали студентов для поездки в экспедиции по районам Татарии. Для этого надо было ускоренно пройти полевую практику на биостанции КГУ. Практика была успешно пройдена, и мы выехали.
 Экспедиции были посвящены изучению агрофитоценозов на территории разных районов Татарии.

КОММЕНТАРИИ. Агрофитоценоз – это растительное сообщество на полях и лугах, там, где дикорастущие растения вынуждены взаимодействовать с культурными растениями, высаженными людьми. И их же ещё назвали сорняками. Почему они сорняки? Ведь это их историческая родина, а "культурные" забирают у них среду для пропитания и площади для расселения. Приходиться изо всех сил бороться за существование растениям, внесённым в категорию "сорняки" против "культур" всячески поддерживаемых агрономами.

Нам студентам ближе и понятнее деятельность Михаила Васильевича Маркова, как учёного просматривалась в экспедициях, в которых, несмотря на солидный возраст, он выступал организатором и генератором идей, маршрутов и планов работы. Ездили мы по двенадцать-шестнадцать человек.

Среди постоянных участников поездок были Серафима Александровна Маркова – душа экспедиции и помощница Михаила Васильевича, Аида Семёновна Казанцева – заместитель по хозяйственным вопросам, Виктор Васильевич Туганаев – заместитель по организационной работе и организатор пеших маршрутов по сбору гербария (главный запевала).

Рано утром они отправлялись в правление колхоза или совхоза, чтобы получить необходимые сведения в виде карты полей, перечня сортов высеянных культур, проведённых  агротехнических мероприятий и т. д. Аида Семёновна собирала материал для своей кандидатской диссертации. Серафима Александровна Маркова сама и с привлечением студентов изучала распространение желтушника левкойного в агрофитоценозах. Большую часть экспедиции составляли студенты. Именно работа в экспедициях формировала нас как специалистов и давала жизненный заряд.

Эти поездки приучили нас преодолевать трудности, выдерживать капризы непогоды и переносить это не замечая. На одном месте мы не находились более чем 2–3 дня. Работа шла очень напряжённая. Сушили гербарий, отбирали пробы растений и почвы. Учились делать геоботанические описания. Самым трудным было составление флористического списка. Ведь надо было правильно назвать все виды растений, а они часто встречались в виде всходов. Вот тут и приходилось обращаться к старшим товарищам или даже начальнику экспедиции Михаилу Васильевичу.

Он внимательно рассматривал растение и иногда снимал очки, чтобы лучше рассмотреть (у него была сильнейшая близорукость) и называл его. Вечером мы наши описания сводили в общую ведомость и горе тому, кто ошибался в написании наименования растений по латыни. Мне частенько доставалось за ошибки, но я так благодарна Михаилу Васильевичу за эту науку. Все названия сохранилось в моей памяти до сей поры.

Бытовые условия в экспедиции были спартанскими. Ночевали в школах, спали то на столах, то на полу. Изредка оказывались на кроватях. Готовили нам местные жительницы. Иногда пища была весьма специфическая. Так, например, я запомнила суп на молоке с лапшой, картошкой и репчатым луком. Но это всё перекрывалось интересом и возможностью увидеть больше и узнать новое. В некоторые дни мы уходили с Виктором Васильевичем Туганаевым собирать гербарий. Хорошо помню его рассказ о маршанции: «Смотрите пальмы и скоро появятся негры» говорил он, показывая на подставки маршанции.

КОММЕНТАРИИ. Мох маршанция формирует в период размножения на зелёном женском теле-талломе подставки напоминающие пальмы, а на зелёном мужском теле-талломе более подставки более округлые. Такое двудомное растение.

К концу экспедиции накапливался огромный материал, который составлял значительную часть перевозимого груза. Использовались для поездок грузовые машины, оборудованные лишь деревянными лавочками для сидения. Дороги были в основном просёлочными и поэтому поездки получались мало комфортными, хотя бы из-за пыли, которая к концу перегона покрывала всех и вся толстым слоем. После возвращения в университет ещё примерно неделю мы приводили все собранные ботанические материалы в порядок – сушили и разбирали контрольные укосы растений, сушили почвенные пробы, всё взвешивали.

А как он приучал нас к пунктуальности! Каждую неделю мы, его студенты, отчитывались перед ним о проделанной работе и по ходу получали от него чаще порицания, чем похвалы. Однажды перед самым праздником (каким уже не помню) большая часть нашей подгруппы разъехалась по домам, осталось нас трое, и профессор М. В. Марков прочитал нам прекрасную лекцию по геоботанике. Надо самому гореть, чтобы зажигать сердца тех, кто рядом. Михаилу Васильевичу это удавалось!

В последующие  студенческие годы мне пришлось довольно долго пробыть на биостанции КГУ, где находились пробные площади с посевами. Там детально изучалась жизнь растений, но  уже в условиях стационара. Михаил Васильевич с Серафимой Александровной приходили утром. Работали на опытном участке и в лаборатории. Ближе к вечеру они отправлялись к себе на дачу. Всё это происходило не зависимо от погоды, а согласно графику, утверждённому ещё в начале сезона. Завершались эти работы к концу августа.

Годы учёбы пролетали быстро. Вот закончен университет. Михаил Васильевич предложил мне поступить в аспирантуру. Научная работа была продолжена. Большую часть времени я проводила на биостанции рядом со своими посевами. Ещё в начале сезона Михаил Васильевич помог мне составить календарный план работы, в котором были исследования как чисто ботанические, так и связанные с почвенной микробиологией. В те времена ещё и специальности «Экология» в перечне Высшей аттестационной комиссии не было, а мы этим занимались.

Диссертация была переписана трижды. Михаил Васильевич очень внимательно просматривал её и делал замечания по существу. В этом отношении он был для меня всегда примером отношения к аспирантам. Благодаря Михаилу Васильевичу в дальнейшем я использовала этот опыт в работе со своими аспирантами, из которых выросло 14 кандидатов и докторов наук.

После успешной защиты кандидатской диссертации было решено, что я самостоятельно буду подыскивать место для работы. Лето  проработала на хоздоговоре под руководством Евгения Леонидовича Любарского. Занимались мы картированием кормовых угодий некоторых районов Татарии. И вот в сентябре мне предложили поехать во вновь открываемый университет в Барнауле.

Недолго думая я купила билет и через двое суток была на  приёме у проректора университета Александра Павловича Бородавкина. Он предложил мне место ассистента на кафедре общей биологии. Я согласилась.

Там наглядного материала вообще не было никакого. Со мной поделились ботаники Казанского сельскохозяйственного института, выделив старые определители сосудистых растений Маевскокого, таблицы, фиксированный материал по высшим растениям. А в Казанском университете Наиля Файзрахмановна Закирова поделилась материалом в виде гербария низших растений  и образцами водорослей. Так что приехала я в Барнаул с большим багажом для проведения занятий.

Вела я лекции и практические занятия по учебной дисциплине "Систематики растений" для студентов 2-го курса биофака. А вот на следующий год предстояло организовать чтение курсов по специализациям. Так решали преподаватели.

Учебный план по специализации ботаника поручили разрабатывать мне. Перечень спецкурсов для специализации был предложен Михаилом Васильевичем Марковым. Вообще в те времена по приезде в Казань я всегда навещала гостеприимное семейство Марковых. Серафима Александровна живо интересовалась моими делами и вместе с Михаилом Васильевичем обсуждали возникающие проблемы. А их было великое множество, тем более что преподавательского опыта у меня было мало.

В дальнейшем, когда мои учителя ушли из жизни, я всегда старалась навестить места их упокоения. Благодаря профессору М. В. Маркову, его ученикам, и сотрудникам, работавшим в те времена на кафедре ботаники в Казанском университете, мне удалось сформировать ботаническое направление в Алтайском государственном университете, создать кафедру ботаники, которой я руководила в течение 30 лет.

                Татьяна Терехина, Барнаул, 2022 г.

                Светлана Федорова, Казань, 6 октября 2023 г.


Рецензии