Настоящие

А вы когда нибудь задумывались, кто такие настоящие люди? Взять хоть пианистов - вот как вы различаете маэстро и посредственность? Ведь может, посредственность тоже играет неплохо, быстро и в такт зажимает ноты, и исполняет точь в точь, как и сами маэстро. Где же она, тонкая грань?

Давайте сначала проанализируем, что мы можем увидеть, глядя на игру обоих. Оба садятся, оба готовятся. Хорошо, пока без различий. Но посмотрим - маэстро затратил больше времени на подготовку. Неужели он волнуется, что в сравнении он окажется хуже? Он даже поставил семейное памятное фото рядом с нотами. Затем следует вдох-выдох... и игра началась! Оба кандидата ударили по клавишам, однако, тоже по разному. Видим: посредственность идёт чётко выверенному такту, нота за нотой, почти не добавляя ничего от себя. Маэстро же немного медлит на лиричных моментах, громко и торжественно пробегает радостные и напряжённые моменты, и, кажется, даже танцует, сидя на своей табуретке. Конец обоим тоже даётся по-разному. Посредственность играет финал с тем же холодом и тактом, что и всё произведение. Маэстро же напротив, доигрывает всё с чувством, тягуче, оставляя послезвучие сыгранного отрывка звенеть в ушах слушателей ещё надолго. Как вы думаете, кому аплодировали громче, когда оба встали?

Это, разумеется, вопрос риторический. Музыка - это то, что призвано вызывать чувства в сердцах людей, и если сам творец прежде всего этим не проникся, то и слушатели этого не достигнут, но это как посмотреть.

С одной стороны - слушатель он и в Африке слушатель. Простой, как бы мы сейчас сказали, среднестатистический человек. На таких ориентированы большинство произведений, условно, "даже чтобы ребёнок понял". Но с другой... Вы когда-нибудь встречали человека, который по минимуму услышанного понимает вас в полном объеме? Или наоборот - понимали ли вы когда-нибудь рассказчика (и иного творца) так, как себя бы в жизни не поняли? А ведь в этом тоже замешаны чувства - хороший слушатель проживает чувства творца и достигает с ним наивысшей степени понимания. Выходит, слушание - такое же искусство, что и творение, даже несмотря на то, какие они разные по своей природе. Но не везде же есть чувства, допустим, в науке. Там кто настоящий? Например, как определить настоящего химика из десятков лаборантов?

Предлагаю сделать также, как и в прошлые разы - анализировать. Вот есть лаборант, выполняющий всё по инструкции, он даже сотые доли миллиграмма считает. У него нужная реакция, несомненно, идёт, и протекает в точности как требовалось. А вот химик-авантюрист. Он даже не меряет эти и без того ненужные миллиграммы, у него колбы, если повезёт, использованы до него раза три, а если не повезёт - то их вообще не мыли со дня покупки. В его случае реакция пойдёт с вероятностью 50/50 - всё зависит от чистой удачи. Вот и получилось, что ничего у него не получилось. Итак, вывод таков, что в науке чувства лишь мешают?

Разве? Посмотрите - первый без своей святой инструкции и шагу в сторону не сделает, не то что уж там подумает, а что же чисто теоретически в таком случае получится. А второй? А второй сейчас за несколько секунд поймёт, как всё это дело исправить, и - вуаля! Нужная реакция получена, и не только. У вас было такое ощущение, что вы просто по наитию знаете, что делать? Скажем, как писать запятые, в каком году произошло то или иное событие, какая формула у ускорения кругового вращения? Вот и здесь это "наитие" развивается у второго. Как вы думаете, типаж какого лаборанта имеют учёные, делающие мировые открытия и изобретения?

Вот и получается, что в любой области настоящие люди - это люди, отдающие чувства своему делу. И они ни капли не боятся, что эти чувства к ним не вернутся, ведь каждый из них знает одну простую вещь. Маэстро даже в самой пустой аудитории знает, что его игра будет услышана и принята - он её посвящает. Слушатель знает - даже если полученная информация не будет необходима или кому нибудь передана, то хотя бы он сам получил от неё удовольствие. Лаборант знает, что его захватывает вся природа удивительных явлений, которые он властен создавать, и не принимает их за должное. Всё они - настоящие люди - отдают себя в дело, и дело отвечает им тем же. Проживая в непредотвратимом сотрудничестве с чувствами, эмоциями и ощущениями, эти люди гордо именуют себя существами разумными.


Рецензии