Андская Южная цивилизация

---
     Цивилизация возникла 16 в. назад.
     Цивилизация остановилась 4 в. назад.
---
     Южные Анды, где существовала цивилизация Южных Анд, это южная часть Южноамериканских Анд. На севере эта цивилизация начинается южнее 42-го градуса южной широты, а на юге она доходит до островного Чилийского Архипелага. Часто эту южную часть Анд называют Патагонией.
---
     Южная Андская цивилизация включила в себя доколумбовы культуры в Северном Чили и Северо-Западной Аргентине.
     Люди же стали заселять плодородное побережье Южных Анд тысячи лет назад. Постепенно они смогли освоить местный переменчивый климат, подверженный то засухе, то обводнению, то поднимаясь на склоны Анд во время засухи, то спускаясь вниз во время дождей.
---
     Южный вариант Андской цивилизации возникает на много позже Северного её варианта, он является производной частью от Андской цивилизации, в которой также использовалась дуальность местного климата и природного ландшафта, состоящего из двух нерасторжимых частей – Прибрежья и Нагорья. Нечто подобное дотошный исследователь может наблюдать в на прибрежных склонах Прикавказья.
     Сэр Тойнби относил Южную Андскую цивилизацию к расцветшим цивилизациям спутникам материнских, в данном случае Андской Цивилизации.
---
     Андская Южная цивилизация была составной по своим социокультам, которые специалисты в 21-м веке тоже стали причислять к цивилизациям в связи с получением множества новых материалов от археологов, ДНК-исследователей, расшифровщиков древних языков.
     Это были сложные общества цивилизационного типа, состоящие и многих социокультов, носителями которых были народы и племена речных долин, прибрежных пустынь юга Перу, от Андских гор южной Колумбии вниз по Андам до Аргентины и Чили. Историки и археологи отмечают, что Андская Южная цивилизация сначала развивалась на узкой прибрежной равнине Тихого океана, социализируясь с роднородственными горными племенами.
     Южные Андские социокульты смогли, как и Северные, преодолеть климатические колебания зоны своего распространения, одомашнив скот, освоив уникальное земледелие, создав удивительную монументальную архитектуру, освоив ткачество, как ремесленнического качества для повседневного использования, так и как высокого творчества, создав также прочную и несгибаемую систему охраны своих социокультурных ценностей.
---
     К концу 15-го века по Рождеству Христову инки, к тому времени центровой народ Андской Южной цивилизации, носитель её основных заповедей, смог объединить большинство культур южной части Анд в одну, которая охватывала всё то, что историки позже и стали называть Андской Южной цивилизацией. Однако, это было только начало сложения этой цивилизации, которая к приходу испанцев была больше похожа на слабо гармонизированное социокультурное единство, державшееся на то время больше на власти инков. Испанская, в сущности, небольшая по численности миграция, в течение нескольких десятков лет разорвала это единство.
     Историки на основании археологических находок, древних надписей на камнях и стенах монументальных сооружений, на основе сказаний старцев, пытаются вот уже полтора века восстановить социокультурные аспекты жизни народов этой цивилизации, вышедшей из древности, и дожившей до поздних средних веков, и похоже, что она возвращается, прорастая сквозь напластования не родственных ей социокультурных примесей, приплывших из Западного цивилизационного мира.
---
     Люди этой цивилизации жили изначально охотой, в основном за гуанако, также оленями. Охотились и на других животных. Женщины занимались собирательством трав, ягод, других даров флоры. В ходу были сосновые шишки.
     Люди, жившие в Прибрежье, занимались рыбной ловлей, собирали и водоросли. Умели охотиться и на тюленей в южных областях цивилизации. Их не только ели. У тюленей была не пробиваемая для стрел кожа, из которой делали шлемы и доспехи.
     Племена Андской Южной цивилизации не практиковали создания постоянных поселений. Но и не были кочевниками. Освоив новую территорию под земледельчество, они могли вернуться на старое место, которое покинули 10-15 лет назад, позволив земле восстановиться.
---
     Дома были большие, в них помещался весь род. Дома строили из того, что тут росло, из небольших деревьев, кустов, сломы. У главы рода могло быть несколько жён, которые имели свою территорию в доме.
     В основном, женщин себе брали по семейно-родовым признакам. Из далека их не привозили. Только внутри клана, в котором всё основное имущество было общим, кроме оружия. Иногда из-за женщин могли вспыхивать настоящие войны. Чем больше было женщин в роде, тем считался богаче и имел больший вес в принятии решений по вопросам племени. К тому же женщины занимались ткачеством, гончарным ремеслом, огородничеством, что было источником качества жизни и благосостояния рода.
---
     В клане были старейшины, воины, охотники, ремесленники, вожди родов и кланов. Выше вождей кланов никто не стоял. Обязанности были строго распределены. Социокультурные правила взаимодействия внутри кланов передавались из уст в уста, хранителями и толкователями которых были старейшины.
     В Доме родовом стоял алтарь, перед которым совершались все обряды семейно-родовой общины. Родовые дома с огородами и выгонами при них строили обычно у реки, рядом с которой была равнина для земледельцев рода и для выгона скота.
---
     Ассимиляция родов кланов друг с другом происходила медленно. Чаще всего ускорение межродовых связей происходило в результате войн, когда количество мужчин уменьшалось и они не могли содержать много женщин. Также причиной смешения кланов и племён были климатические изменения, заставлявшие кланы перемещаться из Прибрежья в Нагорья и обратно.
     В случае какой-либо угрозы собирался совет племенной, клановой или семейно-родовой общины, на котором назначался венный вождь, чья власть ничем не ограничивалась, пока он побеждал или опасность не миновала. Большой вес имели также шаманы, жившие отдельно, но недалеко. Это были люди, которые обладали сверхъестественными способностями.
---
     Среди народов Андской Южной цивилизации были народы носители агрессивных социокультур, которые постоянно враждовали с соседями. Из их среды, по всей видимости, в 10-м веке по Рождеству Христову стали выделяться инки.
     Постепенно в борьбе с внутренними и внешними врагами, в противостоянии природным изменениям, на генокультурном уровне каждого из участника цивилизации стали вырабатываться цивилизационные гены, требовавшие выработки социокультур, общих для всех народов, племён, кланов и семейно-родовых общин, требовавших создания центрального союза. Этот этап развития цивилизации продолжался не менее 3-х веков, в течение которого один за другим возникали новые и новые межплеменные союзы, претендовавшие на общецивилизационное первенство.
---
     Религия основателей и держателей цивилизации была построена на культуре и правилах выживания народов на этой земле, где они возникли, где жили их близкие, дальние и легендарные родственники.
     Носителями религиозных представлений были шаманы, которые доносили до семейно-родовых, клановых и племенных духов просьбы и чаяния людей. Также они сообщали людям о том, что происходило в Небесной стране, где обитал Владыка Земли и людей. Этот Владыка всего был одновременно и мужчиной, и женщиной, молодым или старым. У него было четыре лика: старика, старухи, мальчика и девочки. У Владыки были слуги, также божественные: Богиня луны, Утренняя звезда, Бог звёзд.
     За ритуалами и правильностью их исполнения следили антропоморфные существа, которые имели разные человеческие свойства.
---
     Вся лексическая основа языков общения была насыщена тем, что люди видели в окружающей их природе, в том числе, шелест ветра, звон дождевых капель, голоса животных, цвет гор, неба.
---
     Функции шаманов, в основном, исполняли мужчины, хотя встречались и женщины. Всё-таки, для исполнения культа шамана человек должен был отречься от бытия, быть здоровым, способным выдерживать неудобства отшельнической жизни, что было трудно исполнить женщинам. Но амазонки встречались не только в Европе и Азии.
     Шаманы выполняли функции не только духовного лечения, но и физического. Они связывали все болезни друг с другом. Они умели лечить не только словом, но также гипнозом, и травами. Они имели право толковать сновидения, если сами видели сны. Шаман был борцом за религиозные устои общества.
---
     Женщины носили одежду тёмного цвета в виде просторной шали с кушаком на талии и с заколками на плече. Украшения делались из разноцветных камней, которые приносили жители Предгорья, и из раковин, которые добывали жители Прибрежья.
     Мужчины носили кильт белого цвета с кушаком. Сверху у них было панчо из плотной ткани, искусство изготовления которой до сих пор сохраняется в традиционных ареалах обитания индейцев, не порвавших своей связи со своими духами из прошлого.
---
     Орудия производства, как и военное, делалось из камня, дерева с каменными наконечниками, из тростника. Каждый охотник, земледелец, воин делал себе оружие сам, осваивая это ремесло с детства, создавая всё это для себя именно, под свой рост, вес, силу.
---
     Все народы, учредители Андской Южной цивилизации были носителями сухопутных социокультов. Для перемещения по воде они делали только каноэ, которые не могли уходить в морские плавания, на них плавали только у берегов, да на переправах рек. Даже если и приходилось жить на островах, всё основное хозяйство велось на суше.
++++++++++++++++++++


Рецензии
Олег, спасибо за познавательную статью!

С наилучшими пожеланиями,

Владимир Грачев 2   06.10.2023 22:45     Заявить о нарушении