Тайны индийских храмов

Индия – страна загадок. Сохранилось множество удивительных каменных сооружений, которыми люди не перестают восхищаться на протяжении веков.

Храм Витала в городе Хампи (штат Карнатака) 
• не имеет внешних стен,
• каменную крышу зала подпирают 56 гранитных колонн.
• при ударе по колоннам рукой или лёгким предметом, раздаются звуки, похожие на барабаны, духовые или струнные инструменты.

Храм Минакши в городе Мадурай (штат Тамилнад).
• Колонны храма издают музыкальные звуки,  если нажать на них рукой.

Храм в Халебид (штат Карнатака).
• Здесь стоят несколько грубо обработанных колонн из Мыльного камня. На их поверхности проступают зеркально отполированные полосы. В одной из колонн в зеркальной поверхности можно увидеть своё двойное отображение: одно — прямое, другое — перевёрнутое вверх ногами.

Комплекс пещерных монастырей Аджанта, штат Махараштра.
• создавался на протяжении девяти столетий, начиная со II века до нашей эры.
• монолитные сооружения вырезаны в базальте и украшены резьбой и скульптурами.
• в комплексе 29 пещер, из них 24 являются монастырями, а пять – храмами.
• храмы уходят вглубь скальной породы на 100 футов (более 30 метров).
• на создание комплекса ушло больше трудозатрат, чем на постройку пирамиды Хеопса.
• стены, потолки и колонны пещеры украшены фресками на темы легенд, сцен вручения верительных грамот повелителю княжества Ватапи и др.                Непонятно, как художники могли рисовать в полутьме пещер. Если бы они пользовались свечами или факелами, на стенах остались бы следы копоти. Но таких следов нет! Рисунки прекрасно сохранились, несмотря на многовековой возраст и влажный климат. Это говорит о том, что древние художники знали секреты стойких красок. Часть росписей исполнена светящимися красками!

Элуру (Эллора) – комплекс из 34 индуистских храмов, вырубленных в скальных породах. Они создавались между V и XIII веками.
• самое значительное и невероятное сооружение - храм Кайласанатха, вырезаныый из одной монолитной скалы. Он имеет 80 м. в длину, 50 м. в ширину, 40 м. в высоту.
• храм украшен башнями, галереями, мостиками. Гигантские слоны подпирают площадки, на которых стоят статуи бога Шивы и демонов, разъярённых быков и танцующих девушек.
• невозможно вырезать столь замысловатые фигуры и узоры, и вывезти более двух миллионов тонн породы. Кстати, неизвестно куда делось такое огромное количество камня!
• стены украшены живописью.
• ряд рисунков изображает «воздушные корабли». Ученые  предполагают, что рисунки являются иллюстрациями эпоса «Рамаяна», в котором рассказывается о воздушных сражениях богов и героев. В части седьмой эпоса рассказывается о том, что бог Брахма подарил Кубере чудесную колесницу Пушпаку, которая могла летать по воздуху. Брат Куберы отобрал у него Пушпаку и летал на ней в «звёздных войнах», а также  опускался в подводное царство.
• храм построен в форме буквы U. У входа во внутренний двор есть «гопурам», монументальная башня. Чуть дальше расположены вдоль стен несколько божеств. Слева - последователи Шивы, а справа - последователи Вишну. Другая скульптура изображает Равану, Великого Короля Ланки, покачивающего гору Кайласа. 
Не сохранилось записей о том кем и когда построен храм Кайласа. 

Карли (неподалёку от Мумбаи).
• в огромном зале главного храма есть два ряда колонн и множество различных каменных скульптур. По фасаду располагается большое количество рельефов. Над храмом находятся два выдолбленных в скале яруса, на каждом  широкие галереи с резными колоннами, из которых ведут ещё не исследованные коридоры.

Древний пещерный комплекс острова Элефанта, расположенного в акватории Бомбейской гавани.
• издали остров похож на слона, отсюда его название.
• храмы высечены в гранитной горе.
• Повсюду воспроизведены многочисленные скульптурные и живописные изображения, прославляющие подвиги Шивы.
• В центре одного из храмов расположен главный алтарь Шивы - священный лингам: каменный полутораметровый цилиндр, символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии.

Шри Падманабхасвами, в княжестве Траванкор.
• храм сооружен в честь бога Вишну.
• главная башня высотой 30,5 метров, имеет семь уровней. На ней множество статуй и скульптур.
• в главном зале храма находится статуя Верховного бога Вишну высотой 5,5 м. Бог возлежит на ложе из гигантского тысячеголового змея.
• все стены ърама снаружи покрыты золотом.
• в храме находятся 6 подземных хранилищ. Пять хранилищ вскрыли, в них обнаружено около тонны золотых монет, тонна золотых слитков, сундуки со сверкающими бриллиантами, изумрудами, рубинами, золотая статуя бога Вишну, трон, усыпанный драгоценными камнями, золотое полотно весом 36 кг, цепь длиной 5, 5 метров, золотой сноп весом 500-кг и многое другое.
• примерная стоимость сокровищ — почти 30 миллиардов долларов.
• храм круглосуточно охраняют 200 полицейских, установлены камеры видеонаблюдения, металлоискатели.
• шестое хранилище остается запечатанным. Его дверь герметично закрыта, хотя на ней нет замков, защелок, даже отверстий для ключа. На двери изображена огромная кобра с несколькими головами. Согласно легенде, за этой дверью хранится запас бога Вишну, и трогать его запрещено. Жрецы храма не разрешают открывать дверь, утверждая, что это сулит неисчислимые беды.
 
Храм Джаганнатха в Пури, штат Одиша.

• каждые 14 лет здесь проходит важный ритуал Набакалебара. В полночь, четверо жрецов удаляют из деревянных идолов Бога Джаганнатхи и его сестры Субхадры таинственное вещество под названием "Брахма падартха". При этом, жрецам завязывают глаза, обматывают руки и ноги толстым слоем шелковой ткани, чтобы они не могли ничего увидеть и почувствовать. Вещество помещается в новых идолов, а старых хоронят.
• примечательно, что вещество медленно разъедает деревянного идола. По этой причине каждые 14 лет приходится создавать новых идолов (отсюда и необходимость ритуала Набакалебара).

Кхаджурахо, комплекс храмов. 
• на барельефах изображены военные победы, откровенно сексуальные сцены, в которых представлены также гомосексуальные акты и акты зоофилии. Все выглядит абсолютно реально. Женщины на барельефах имеют такие позы, что видны все изгибы тел, складки на спинах, укладка волос и серьги. Для индусов, с их культурой секса, эти позы совершенно естественны.
• несмотря на избыточность сексуальных мотивов в оформлении храмового комплекса в Кхаджурахо, он не связан с отправлением неких загадочных ритуалов. До сих пор нет объяснения изобилию сексуальных мотивов на стенах храмов. Как ни странно, эротические сцены на барельефах, являются своего рода божественной защитой зданий от землетрясений и ударов молний. За все годы существования храмов, украшенных скульптурами с откровенно сексуальными позами, ни один из храмов не пострадал от какого-либо природного явления.
• в Кхаджурахо 85 храмов, это на единицу больше числа поз описанных в "Кама-Сутре" (84).

Пять великих элементов-стихий составляют Вселенную - воздух, земля, огонь, эфир, вода. Господь Шива воплотился в пяти лингамах, посвящённых этим стихиям. Эти пять лингамов находятся в пяти городах, где расположены таинственные храмы.

Шрикалахасти, он же Калахасти, он же Калахастишвара, на берегу реки Сварнамукхе, штат Андхра-Прадеш, город Шрикалахасти (район Тирупати).
• строительство комплекса растянулось больше чем на тысячу лет.
• лингам воздуха расположен в храмовом святилище (гарбхагрихе) – закрытом помещении квадратной формы.
• лингама в храме никогда не касалась рука человека, все обряды, в том числе обряд купания лингама в панчамрите (смеси мёда, молока, камфоры, йогурта, сахара и масла) жрецы совершают, не дотрагиваясь до него руками.
• главное божество храма Господь Шива Калахастишвара воплощает высшую цель человеческой жизни – освобождение (мокшу), ведь воздушная стихия – это свобода. Лицо божества глядит на запад, где исчезает солнце, перед тем как возродиться на востоке. Так же и в человеке должно исчезнуть ложное эго, перед тем как он познает себя.

В Индии множество колодцев-баори. Это сложные гидротехнические сооружения, предназначенные для сбора и хранения больших объемов дождевой воды в засушливые периоды года.
• Большинство баори представляют собой многоступен¬чатую конструкцию, уходящую в землю на глубину в двадцать и более метров. Самые глубокие достигают отметки 75 м.
• баори делали в форме перевернутой пирамиды, по сужающимся стенам которой можно было спуститься на самое дно к главному резервуару. Во время муссонных дождей резервуар заполнялся водой и долгие месяцы служил источником живительной влаги для людей и животных.
• древние зодчие не использовали гидроизолирующие составы. Водонепроницаемость стен баори достигалась путем филигранной подгонки всех каменных блоков друг к другу. По этой же причине все баори легко выдерживали землетрясения.
• для всех жителей засушливых стран вода священна, поэтому почти все крупные баори одновременно были центрами религиозных обрядов и церемоний. Здесь можно было утолить жажду, помолиться, медитировать и совершить ритуальное омовение.
• эти сооружения одним своим видом вызывали у простых людей благоговейный трепет. Уводящая в глубину бездна, в которой даже в самый жаркий солнечный день царят полумрак и приятная прохлада, невольно заставляла думать, что без вмешательства божественных сил здесь не обошлось. Впечатление дополняли изумительные по красоте и мастерству исполнения скульптурные группы и резные каменные узоры, игравшие очень важную роль в ходе молитвенных ритуалов и религиозных праздничных церемоний.
• часто на стенах баори изображались божества, имеющие женский облик. Это объясняется тем, что сюда за водой чаще всего приходили женщины и молили богинь-заступниц о благополучии в жизни, счастливом замужестве, здоровье детей и близких.
В северо-западных районах современной Индии насчитывалется несколько тысяч подобных сооружений. Самыми известными считаются три из них: Рани Ки Баори, Адаладж-вав и Чанд Баори.

Рани-ки-Вав в городе Патан, штат Гуджарат.

Название буквально означает «Колодец царицы».
Рани-ки-Вав -это перевёрнутый храм. Несколько столетий он был затоплен и открыт заново лишь в 20 веке.
• размеры колодца - 65 м. в длину, 20 м. в ширину, глубина почти 30 м.
• колодец окружают ряды лестниц, расположенных ярусами, которые отделяют друг от друга четыре площадки на разных уровнях.
• ступенчатый коридор спускается на семь уровней и ведёт к глубокому резервуару с водой.
• стены украшены пятью сотнями крупных скульптур и тысячами второстепенных, изображающих индуистских божеств, небесных существ.
• главной темой всех изображений являются десять воплощений бога Вишну, представленные серией скульптур.

Адаладж-вав.
Его еще иногда называют Рудабаи Баори. Он находится недалеко от индийского города Ахмедабад (штат Гуджарат).
• ступенчатый колодец глубиной около 20 м имеет сложную архитектурную форму

Чанд Баори.
Расположен в 95 км на восток от города Джайпура (штат Раджастан).
• имеет форму правильной перевернутой пирамиды с квадратным колодцем в основании, к которому ведут 13 ярусов и 3500 ступеней. Общая глубина 30 м, колодец на треть всегда заполнен водой.
• на северной стороне расположены две закрытые ниши, в которых находятся скульптуры богини Дурги и бога Ганеши.
• тысячу лет по этим ступеням спускались паломники, чтобы совершить ритуальные омовения в колодце, который ни разу не ремонтировали и не чистили. Ученые взяли на анализ пробы воды из Чанд Баори и обнаружили огромное количество кишечных паразитов и болезнетворных бактерий, которое способно убить человека в течение двух-трех суток. И никакое кипячение тут не помогает. Из-за распространения через баори различных инфекционных заболеваний, английские колонизаторы в XIX веке засыпали песком или мусором эти колодцы-резервуары, и даже взрывали.


Рецензии