Подводные лодки и наступление в Арденнах

Знатоки истории Второй мировой войны знают о двух наступлениях немцев через Арденны. Первое, весьма успешное, было в мае 1940 года и привело к окружению французских войск и английского экспедиционного корпуса в районе Дюнкерка, и лишь целой большой усилий и потерь как  среди личного состава, так и всего тяжелого вооружения,  французы и англичане были эвакуированы в Англию. А второе наступление немцев в конце 1944 года провалилась, хотя на первом этапе наметился успех, американцы отступили и часть их попала в плен.

Казалось бы - где те лодки, а где Арденны, но не будем спешить.

Потому что именно массив метеорологических данных с судна наблюдения за погодой (Wetterbeobachtungsschiff) «Вупперталь», подводных лодок и автоматических метеостанций помог немцам определить дату этого наступления, когда авиация союзников будет прикована к земле из-за плохой погоды. Особого толку от него не получилось, но метеорологи свою часть задачи выполнили на отлично.

Давайте вкратце познакомимся хотя бы с частью вклада подводников в метеоразведку в период войны.

Известно ведь, что погода идёт в основном с запада - вот и немцы это отлично знали. Им хотелось разместить своих наблюдателей как можно западнее. Неплохо подходила для этого Гренландия, но однажды они добрались даже до канадского побережья, единственный случай, когда нога немецкого подводника (не пленного, само собой) ступила на берег Северной Америки. И там была установлена автоматическая метеостанция.

Возьмём воспоминания единственного выжившего участника этого похода лодки U-537, машиненгефрайтера Вернера Бендлера. "Лодка готовилась в свой первый после постройки боевой поход. Команда была сильно удивлена, что в её составе оказались два офицера административной службы, занимавшиеся размещением непонятных грузов в палубные контейнеры вместо запасных торпед. Это были метеоролог доктор Курт Зоммермайер, бывший также и специалистом по электронике, и его ассистент.

Только в открытом море командиру разрешили вскрыть запечатанный конверт, в котором было прописано его задание. Задача заключалась в том, чтобы создать полностью автоматическую метеостанцию на Лабрадоре, Канада, то есть на канадской земле, и все это в разгар войны. Нам запретили любые контакты с противником, чтобы защитить это взрывоопасное предприятие и сохранить в целости высокочувствительное оборудование.

Когда мы подошли к мысу Фарвелл, Гренландия, нас застиг сильный ураган. Поскольку наши батареи были разряжены, нам пришлось всплыть на поверхность и подвергнуться воздействию урагана. Когда мы открыли люк, волны ударили по нам с такой силой, что при попытке выбраться на мостик боцману разбило нос, да так, что нам пришлось снова нырнуть, чтобы этого человека можно было прооперировать.

При следующей попытке всплытия ветер был настолько сильным, что выхлопные газы забрасывались назад в дизельный отсек. Машинная команда могла работать только в изолирующих дыхательных аппаратах. Большая часть команды вышла из строя из-за жестокой морской болезни.

Когда мы с трудом перезарядили батареи и наконец выбрались из урагана, мы, к своему ужасу, обнаружили, что наша счетверенная зенитная артустановка была вырвана ураганом с корнем. Мы продолжили путь в надежде, что высокочувствительные приборы планируемой метеостанции остались нетронутыми. 22 октября U-537 прибыла в залив Мартин на северной оконечности Лабрадора."

Началась установка метеостанции Wetter-Funkger;t (WFL) номер 26 (шестую в серии из 21 такой станции) производства Siemens. Она состояла из различных измерительных приборов, передатчика типа Лоренц 150 ФК мощностью 150 Вт и десяти канистр с никель-кадмиевыми сухими высоковольтными батареями. Каждая весила порядка 100 кг.

Всё это надо было погрузить на резиновые шлюпки и заволочь на холм метрах в 300 от берега, что было непросто. Всё это время велось бдительное наблюдение за обстановкой и вскоре мимо входа в бухту проскочил канадский патрульный катер, но к счастью, не заметил притаившуюся лодку. Вот она на фото с опустевшим "зимним садом". «Зимним садом» немцы называли счетверенную зенитную батарею.

Однако далее есть разночтения: где пишется, что через двое суток, где, что через полтора месяца - станция по неизвестной причине работу прекратила.

Далее Бендлер вспоминает: "Вся операция была чрезвычайно тщательно спланирована, чтобы сохранить всё в тайне. Например, у нас были пачки американских сигарет, пуговицы от униформы, американские спичечные коробки и т. д. которые нам пришлось разбросать по стройке, чтобы создать впечатление, что это станция, построенная американцами, на случай, если кто-нибудь на неё наткнётся. Надписи на всех устройствах были естественно на английском языке, все указывало на то, что система принадлежит метеостанции Огайо".

И таки да, только в 1977 году на контейнеры наткнулась группа геологов, но, посчитав их артефактами заброшенной канадской метеостанции (помните надпись на них), не придала находке значения.

А тогда, после того, как лодка отошла в океан, доктор Зоммермайер с удовлетворением слушал, как каждые три часа станция передавала данные об атмосферном давлении, силе и направлении ветра, температуре и влажности.

В следующем году, в начале сентября 1944 года, на борт U-867 был погружен второй «Курт» с приказом установить его в том же районе, что и первый. По воле судьбы U-867 так и не достигла пункта назначения: бомбардировщик B-24 Liberator из 224-й эскадрильи Королевских ВВС потопил ее к северо-западу от Бергена, Норвегия, 18 сентября 1944 года.

А U-537 была послана на Дальний Восток, где и погибла со всем экипажем. Бендлера перед этим, как он ни сопротивлялся, отправили на учёбу, так что он и Зоммермайер стали единственными из участников, кто мог вспомнить об этой операции. Тем не менее, документы оставались и в начале 80-х станцию снова нашли и вывезли в военный музей в Оттаве.

Подводные лодки привлекались и в других случаях для обеспечения метеонаблюдений. Например, они должны были сопровождать суда наблюдения за погодой, пока те не зашхерятся от противника где-нибудь во льдах.

Так, в рамках операции "Эдельвейс", U-703 под командованием обер-лейтенанта Йоахима Брюннера должна была сопровождать судно "Кединген", бывший рыболовный траулер, направлявшееся в восточную Гренландию для оборудования там постоянной метеостанции. Чтобы их никто не запеленговал, связь между ними должна была осуществляться звукоподводной аппаратурой. В случае нападения воздушного противника лодка должна была сбить его своими зенитками, а надводного торпедировать.

28 августа 1944 года «Кединген» покинул Тромсё и в 19:40 встретился с U- 703, которая вступила в охранение траулера, поднявшего советский флаг. А уже 1 сентября на горизонте показался корабль береговой обороны США "Нортленд".

"Кединген" бросился наутёк, стремясь скрыться во льдах. Брюннер стал выходить в атаку на противника, но обе самонаводящиеся торпеды навелись на льдины. Американец гнался между льдинами за незадачливыми метеорологами порядка 70 миль, непрерывно паля по ним из своих орудий. В конце концов немцы упёрлись в тяжёлые сплошные льды и им ничего не оставалось, как затопить судно и сдаться в плен.

Ранее этот "Кединген" наследил на нашем архипелаге Земля Франца-Иосифа, в рамках операции "Кладоискатель" доставив 22 сентября 1943 года на остров Земля Александры 5 метеорологов и 5 военнослужащих для их защиты. Судно сопровождала подводная лодка U-387 под командованием оберлейтенанта Рудольфа Бюхлера. Совместными усилиями членов экспедиции и моряков с подлодки и метеосудна станция была быстро оборудована. Лодка после неоднократно доставляла снабжение, часть его сбрасывалась с самолётов. Станция до поры до времени успешно снабжала командование метеоданными.

Однако 30 мая 1944 года метеоролог Герхард Валлик и ефрейтор Вернер Бланкенбург застрелили белого медведя , мясо которого было переработано в фарш Бланкенбургом, который также был поваром на метеостанции, и съедено экипажем в сыром виде для предупреждения цинги. Вот, кстати, гады-немцы с лодки U-601 тоже завалили (фото на заставке). Что с ними было после этого, неизвестно, а вот на станции кладоискателей вскоре заболели трихинеллёзом все, за исключением фельдшера Герхарда Хоффмана, бывшего убеждённым вегетарианцем. А трихинеллёз, если коротко, это когда мельчайшие черви-нематоды в виде личинок, живущих в мышцах того же медведя, попадают из плохо прожаренного, не говоря уж о сыром, мяса к вам в желудок, превращаются в червей, спариваются и новые личинки поселяются уже в ваших мышцах и начинают жрать. Короче, в итоге, сильно помучившись, придётся умереть, если не будет оказана специальная медицинская помощь.

Болезнь протекает крайне тяжело и иногда у людей начинает ехать крыша. Поскольку море было покрыто льдами и лодка пройти к острову не могла, после описания болезни по радио было решено сбросить на станцию военного доктора Вендта, который срочно стал изучать парашютное дело, Однако, когда "Кондор" прилетел на место, его командир оберлейтенант Штанке решил посадить машину, что и проделал, повредив правое шасси:

Когда Вендт приступил к оказанию медицинской помощи тяжелобольным, возникли трудности с начальником станции доктором Дреесом, который отказался сотрудничать и отнюдь не приветствовал появление спасателей, но расценил это как пренебрежение его приказами. Он понёс, что проще пристрелить наиболее тяжёлых больных и всё наладится.

В конце концов его схватили несколько человек и Вендт вкатил ему успокоительный укол, хотя эффект был незначительным. Как бы то ни было, командование приняло решение об эвакуации станции.

В итоге всех вывезли, а станцию заминировали. Мины были сняты только в 1990 году, в 2016-м российская экспедиция снова посетила остатки "Кладоискателя".

Помните старый советский фильм «Секретный фарватер», действие которого разворачивается после высадки женщины-метеоролога в тылу финнов на одинокий остров для калибровки метеорологической аппаратуры? Как видите, и нашим войсками и флоту нужны были точные данные о погоде и прогноз её на некоторое время.


Рецензии