Учебники истории России 10-11 класс. Предложения

   25 сентября 2023 г., от имени общественного деятеля Тетуева Х.И. на имя Президента Российской Федерации  В. В. Путина и от имени общественности Кабардино-Балкарской Республики  на имя Полномочному представителю Президента РФ Ю.Я. Чайка были инициированы обращения по вопросу: «О расхождении содержание учебника истории за 10-11 классы:                («История России» В.Р. Мединский, А.В. Торкунов).
   26 сентября 2023 г. от Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций № А26-13-98617391,
 и 02 октября 2023 г.  № А73-7091 вг, от Аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском  Федеральном округе  нам поступили ответы, в которых сообщается, что наши обращения направлены в Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии с его компетенцией.  Вместе с тем, в письме от Администрации Президента РФ сообщалось, что в нашем обращении нет: «предложения, заявления или жалобы», поэтому он не подлежит рассмотрению  президентом РФ в порядке, установленном Законом.
   Учитывая указанные замечания, нами подготовлено новое обращение на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03 октября 2023 г.,
с  дополнениями к тексту нашего первого обращения. А главное в новом обращении мы обратились с конкретными предложениями по вопросу содержания новых Учебников истории России за 10-11 классы, с приложением документов, подтверждающих наши ссылки на исторические события в жизни наших народов.
      

               
                Президенту Российской Федерации
               
                Путину В.В.
               
               
                Многоуважаемый   Владимир Владимирович!

      В наше неспокойное время, когда слово мгновенно приобретает широкий резонанс в масштабах не только нашего  государства, необдуманное и неосторожное толкование прошлого может привести к негативным, необратимым последствиям. Но для тех, кто взял на себя ответственность освещать историю и знакомить с нею целые поколения, предвзятая трактовка событий и искажение исторических фактов недозволительна вдвойне. Более того, ставит под сомнение компетентность и профессионализм авторов. В данном случае, речь идёт о заявленном учебнике "История России.10 класс" под авторством В.Р.Мединского и А.В.Торкунова.
      Анонсированные ранее учебники истории за 10-11 классы вместе с учётом новой политической парадигмы объективного осмысления исторических фактов в России и СССР периода 1914-1945 гг, неожиданно ввели новую  реконструкцию в оправдание одного из преступлений  сталинизма, объявив ряд народов "пособниками оккупантов".
     В социальных сетях возникают нешуточные баталии, ведущие к появлению неприязненных отношений среди молодежной среды и, в том числе всего  населения России,  с контекстом и со ссылкой на то, что указанные в учебнике народы и есть «предатели» и «пособники фашистов», что никоим образом не соответствует историческим фактам. Такое искажение фактов в истории отдельных народов ведет к подрыву демократических принципов существования многонационального народа  Российской Федерации.
      Приводим цитату по тексту на стр.351:"На основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943-1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию - насильственному переселению (депортации) в восточные регионы страны".
     Авторы, не раскрывая настоящей сути событий, опускают истинную причину депортации, а именно – политическую (геополитическую), когда целью было освобождение и освоение определенных территорий под особую политическую перспективу, и изъятие из истории высланных народов обозначенных  клеймом  "пособники оккупантов".
     К примеру: в книге не упоминается  тот факт, что не наберётся и сотни балкарцев, которые попали бы под категорию "пособников оккупантов", и не объясняется причина депортации грудных младенцев и тяжелобольных стариков. Умалчивается так же тот факт, что все взрослые мужчины находились на войне и защищали СССР от фашистов, не говоря уже о ликвидации государственности Балкарии и Карачаевской автономной области.
     Достаточно напомнить, что в конце 1980-х гг. по требованию народных депутатов было предпринято официальное расследование предъявленных карачаевцам обвинений. В ответе заместителя председателя КГБ СССР А.А. Пономарева от 21 июля 1990 г. указывалось, что к уголовной ответственности за измену Родине были привлечены 270 карачаевцев, что не подтверждает вину всего карачаевского народа, чтобы обвинять весь народ в коллаборационизме. В отношении балкарцев следует отметить, что подавляющая часть мужского населения находилась на фронте, обвинение целых народов в пособничестве оккупантам выглядело абсурдно: из общего числа высланных балкарцев 52 % составляли дети, 30% -женщины и 18 %-мужчины. Такое же соотношение у карачаевцев и калмыков. Мужчины – это вернувшиеся с войны инвалиды, старики, инвалиды детства, оставленные по брони советские и партийные работники, сотрудники госбезопасности и внутренних дел. Таким образом, жертвами депортации оказались, дети, женщины и старики.
     Авторы учебника так же обошли стороной расстрел мирных жителей Черекского ущелья Балкарии, несопоставимой по числу жертв даже с известной на весь мир трагедией белорусской деревни Хатынь.
    19 ноября 1992 года Президиум Верховного Совета КБР принял Постановление: "О результатах работы комиссии Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики, по изучению материалов о событиях, имевших место в Черекском ущелье в 1942 году". Государственная Правительственная комиссия КБР, в ходе документального исследования событий в своём отчете установила, что "с 27 ноября по 4 декабря 1942 года сводным отрядом НКВД под видом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье расстреляно около 700 мирных жителей (в том числе 155 детей в возрасте до 16 лет). Сожжено 519 домов с имуществом и хозяйственными постройками, уничтожено или угнано более 500 коров и др. скота неустановленной численности."
      В связи с этим возникает справедливый, по нашему мнению, вопрос по изложенному в новом учебнике истории России 10 класс, а именно на  стр.352 : "Вопросы и задания": Подготовьте сообщение о геноциде мирного населения в одной из областей России". Что мешает затронуть и осветить  изложенные выше факты как ответ на задание для учеников?
      Любая история, претендующая на объективность, обязана опираться на подлинные  источники, но не те, которые были сочинены в период репрессий и застоя, когда было запрещено упоминать и писать о насильственной депортации народов и ликвидации их государственности. Авторы нового учебника могли обоснованно обратиться к  материалам, основанным на источниках архивов  НКВД/КГБ и других государственных архивов, где детально  задокументированы упомянутые события, а не искажать историческую картину исключая из общей канвы значимые, определяющие  факты и события.
     Сюда же можно отнести и задание к параграфу на стр.342 "Партизанское и подпольное движение" и далее задание к нему на стр.347:"1.Перечислите причины массового партизанского движения. Сформулируйте не менее трех положений. 2. Какие формы борьбы с врагом применяли советские люди на оккупированной территории?". Далее, на стр.352:"Соберите материал о примерах героизма и подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны представителями репрессированных народов". Т.е. налицо двойные стандарты в подаче исторического материала и оценке отдельных народов. Подобный подход лишь посеет национальную неприязнь между представителями разных народов и повлечет за собой ослабление принципов единства наций,  населяющих наше государство. Не говоря уже об обесценивании  значительного вклада этих народов в победу не только в Великой Отечественной войне и строительстве мирной жизни нашей страны. А за скобки выведена трагедия многих сотней тысяч людей, унижения, лишения и невосполнимые потери.
      В связи с тем, что данный учебник идёт вразрез с законами Российской Федерации (реабилитация репрессированных народов, защита коренных малочисленных народов, о сохранении культурного наследия)

 вносим предложение об необходимости внесения изменений в главу III, параграф 31,

за 5 пунктом «Пособники оккупантов», стр.349, учебника по истории для 10-х классов в виде

дополнения пунктом  6:

1. «Депортация народов СССР в 40-хгодах XX века» с текстом следующего содержания:
     «Насильственное выселение народов - одна из самых трагичных страниц нашего прошлого. Целый ряд проблем во взаимоотношениях народов в современной Российской Федерации связан с последствиями войн и конфликтов, просчетами и деформациями в национальной политике. Особого внимания в данном контексте заслуживают этнические депортации – массовые репрессии по национальному признаку, которым  подверглись миллионы граждан СССР в первой половине XX в. Причины депортации народов кроются в природе сталинской тоталитарной системы.
    Депортации народов Северного Кавказа отличались от депортаций, происходивших в военное или послевоенное время в СССР и за рубежом. В подавляющем большинстве случаев народы, в чьей лояльности власть сомневалась, выселились перед началом военных действий, а народы Кавказа - после того, как фронт откатился далеко на запад, когда он был за Днепром, и новые военные действия Кавказу не угрожали. Причины депортации народов с Северного Кавказа и из Крыма имели глубинную основу, были связаны с соображениями военно-стратегического порядка и поэтому носили завуалированный характер.
    Основным поводом к насильственному выселению некоторых народов Северного Кавказа стала месть за «пособничество» врагу во время оккупации. В то же время за такие же действия были народы «наказанные» и «ненаказанные». Целые народы наказывались за преступления, которые совершили относительно небольшие группы их представителей. На государственном уровне обвинения в адрес отдельных групп людей незаконно были распространены на всех поголовно, включая детей, женщин и стариков. При этом игнорировались реальные масштабы мобилизации и участия представителей  репрессированных народов в Великой Отечественной войне. Таким образом, мотивы, которыми партийное руководство страны того времени объяснило депортацию, можно отнести в разряд версий или гипотез».

    2. П.5 Пособники оккупантов. На странице 351,  Учебника, исключить следующий текст:

 «На основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943-1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию – насильственному переселению (депортации) в восточные  регионы страны. В результате были репрессированы не только бандиты и пособники врага, но и много безвинных людей. Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость к ним  была восстановлена после 1953 г.» Соответственно внести изменения в «Вопросы и задания» на странице 352.

   3. В учебнике «История России» 11 класс, в главе I «Перемены в духовной сфере в годы перестройки», п.4 Реабилитация, страница 229, текст: «В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконным и преступными репрессии против народов подвергшихся насильственному переселению в 1930-1940-е гг.»,

дополнить текстом следующего содержания:

«На сентябрьском (1989) Пленуме ЦК КПСС отмечалась необходимость  решительного осуждения фактов произвола и выселения народов с мест их проживания в годы Великой Отечественной войны и полного восстановления прав репрессированных народов. Анализ совершенных против них преступлений, предание их гласности побудили Верховный Совет СССР принять 14 ноября 1989 г. декларацию "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав". Тем самым, Верховный Совет СССР признал допущенное в 30-40 -х годах беззаконие и несправедливость обвинений в адрес данных народов. В декларации факт депортации признан преступлением против человечности, а все, кто причастен к нему своими действиями были осуждены.
26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов" (с изменениями и дополнениями).               
         Вместе с ним было принято постановление: "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".               
         В котором  Верховный Совет РСФСР  осудил произвол властей по отношению к целым народам (точнее пятнадцати), подтвердил их полную невиновность, предусмотрев для них полную реабилитацию - политическую, территориальную, социальную, культурную…»
    
         Обращаемся к Вам, потому что Вы являетесь гарантом Конституционных прав каждого жителя нашей страны и в связи с нашей обеспокоенностью ситуацией  с Учебниками истории России 10- 11 классов, просим Вас дать соответствующее поручение Правительству Российской Федерации и взять ситуацию под личный контроль.

Приложение на  23 листах.

03.10.2023 г.


С уважением,

Тетуев Хадис Инзрелович, общественный деятель,
Кабардино-Балкарская Республика

Письмо зарегистрировано за номером ID=10415321


Рецензии