От психики к метафизике социального бытия

          Психика, как феномен социального бытия, не понят, не отрефлексирован ни современной наукой, например, психологией, ни религиозными учениями. Будучи всеобъемлющим фактором поведения человека, психика определяет его активность как в постижении внешнего и внутреннего мира, так и в их формировании. При этом, диапазон принимаемых человеком решений безграничен. Попытки психологии и смежных с нею наук, получить целостное представление о психике человека не привели к желаемому результату. Наблюдение за совокупностью проявлений психики в поведении человека не позволило придти к определению её как целостного феномена. Философский принцип: целое - больше совокупности его элементов – применим и к феномену психики человека. Он опосредованно определяет индивидуальную жизнь человека, всех его социальных структур от семейных до общенародных. Их лидеры определяют международные отношения. Непредсказуемая стихия психических побуждений в мире формирует ситуацию в нём. Она складывается таким образом, что будущее человечества в значительной степени неуправляемо, непредсказуемо. Создание социальных теорий и идей также мотивируется побуждениями, имеющими психическую основу. Декларируемые ими пути усовершенствования нашей жизни, определяются психической предрасположенностью авторов. Хотя в социальных теориях проблемам, связанным с психическими аспектами социального бытия человека даже не ставятся. Такая недобросовестность, как гнилостная закваска, быстро превращает социальные теории в труху. То есть психика человека, проявляя себя во всех аспектах нашей жизни, остаётся неосознанным, нерегулируемым - стихийным фактором  формирования социального бытия, определяя при этом его индивидуальные и общественные процессы.
          Ситуация представляется в значительной степени тупиковой. С одной стороны психика человека проявлена во всех аспектах социальной жизни, с другой она и не познаваема, и, значит, не управляема как целостный феномен. Являясь злым гением бытия человека, психика порождает и высочайшие его творческие взлёты, и нравственные падения. Следует признать, что итоги проявлений психики в практической жизни имеют негативные последствия. Пороки, неустроенности нашей жизни обусловлены корыстью, местью, завистью, честолюбием, высокомерием, ненавистью, злостью и многими другими проявлениями психики человека. Катаклизмы в ней сопровождаются психическими аномалиями в сознании отдельного человека и общества в целом. Ситуация крайнего разобщения людей и народов  требует ответа на вопрос: является ли психика единственно возможным  регулятором социальных отношений? Есть ли иная основа социальной жизни, способная содействовать единению, согласию людей, их сообществ?
         Изложенная ситуация сложилась на таинственных путях истории человечества. В античную эпоху насильственная социальная организация получила обоснование в философии Платона. В соответствии с ней мёртвая материя (включая человека) оживляется идеями «световых истечений». Человеку в ней изначально отводилась роль подчинённого. В Новое, Новейшее времени, с её попытками сотворить Универсум как образ Реального мира, «световым излучениям» найден творец: общественное сознание, его идеология, субъективные в своей основе социальные идеи и теории. Родившаяся в  результате методология универсализма, с её с диалектико-картезианской трактовкой причинности явлений, послужила основанием реализации идеалов, формируемых лидерами общественного мнения в соответствии с интересами сильных мира сего. Реактивность, каузальность и редукционизм как принципы этой методологии оправдывают насильственную организацию общественной жизни, бытие народов. Управляющей силой такого бытия выступает, подвергаемая манипуляции, психика человека. Результаты использования такой методологии указывают на необходимость выявления иного механизма социального бытия, который бы соответствовал насущным потребностям человека в суверенном саморазвитии с перспективой будущей жизни.
          К признанию существования такого механизма организации социального бытия нас приводит обращение к метафизике становления мира его первоначалом [1]. Психике, как продукту высокоорганизованной материи, мозга животных и человека, противостоит глубинная организующая «сила» природы -  духовность. Наличие её в   человеке позволит реализовать альтернативный, ранее изложенному, механизм формирования социального бытия. Человек в нём не исполнитель, а творец социального бытия,  субъект, наделённым «световым излучением». В качестве такого излучения выступает духовность человека. В соответствии с духовно-эвристической концепцией бытия, метафизикой духа [1], её духовно-системной методологией [2], объекты природы, включая  человека, стремятся к ценностному саморазвитию. Духовность человека обусловливает его внутреннюю активностью к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии. Формирование внутреннего мира человека, реализующего эти принципы, обеспечит самоорганизацию социального бытия. Для такого человека характерны такие духовные качества как бескорыстие, стремление к справедливости, чести, любви, истине и многим другим.  Эти, свойственны человеку качества, проистекают из глубинной основы природы. Они утрачены во многом вследствие порочной социальной практики. Неврозы, другие психические заболевания человека результат диссонанса между духовной предрасположенностью человека в поведении и теми поступками, которые он совершает, следуя принятым нормам. Последовательным, полным переходом от психики социального бытия к его духовной мотивации, метафизике, возможны позитивные изменения в индивидуальной жизни человека, его социумов, человечества в целом.
          Свойственная природе духовная самоорганизация, имеет специфические черты для различных ей сфер, например, физическая и физико-химическая самоорганизация минерального мира. Она изучается соответствующими науками. Психическую самоорганизация, свойственную животному миру, следует считать промежуточной в истории социальной жизни человечества. Следуя ей, он не обретёт перспективу вечной жизни, к которой он вольно и невольно стремится. Только духовное бессмертие может придать смысл земной жизни, объяснить требования к ней. Восхождение человека к созданию духовной структуры отвечающей требованиям следующей за Вселенной Реальности [3] возможно в условиях социального процесса самоорганизации обществ на духовно-системных принципах. Человек должен вернуться к глубинной, духовной мотивации своего поведения, свойственной процессу становления Мироздания. Только на этом пути он реализует цели и ценности, заявленные метафизическим гуманизмом [4], отвечающие заветным желаниям человека. Только переход от универсалистской модели социального развития к атомистической модели бытия с его индивидуальным саморазвитием путём самоорганизации  [5] человек и человечество в целом реализуют свои желанные перспективы.  Только на этом пути возможна реализация всеобщности бытия, его всеединство [6].

Работы автора, указанные в ссылках на литературу:

1. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г. с. 133
2. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. М. 2018г. том 20, с. 18- 30
3. Человек в структуре Мироздания. На сайте: проза.ру
4. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, с. 362, М. 2018 .
5. Актуализация метафизического гуманизма как переход от универсалистской  модели социального развития к атомистической. Труды членов РФО. т. 20, М. 2018г. с. 52-60
6. Метафизика генезиса Мироздания как введение в теорию абсолютности. Материалы ХIII Российского философского конгресса. 2022г. Том 5, с.559   


Рецензии