Глубокий Колодец забытых желаний

                «Если бы я был царем, то издал бы такой закон:
                бедный женится на богатой, богатый — на
                бедной»

                А.Н. Островский. Женитьба Бальзаминова.

К современной литературе отношусь с предубеждением — каюсь. У каждой «звезды» 1-2 книги читаю, чтоб иметь не голословное представление об уровне творчества. Для себя.

Но вот «Колодец забытых желаний» Татьяны Устиновой покоя не дает. Решила написать свой субъективный отзыв.


Татьяна Устинова. Колодец забытых желаний. - М., Эксмо, 2011.


Книга увлекает, ошеломляет, смешит. Приметы нашего времени налицо: бандиты, организованные и самодеятельные, музейные кражи, золотая молодежь и стремительный, не поддающийся пониманию, секс.

В центре повествования Федор  Башилов.  25 лет, беден, у него «бабское» образование, по мнению отца,  Историко-Архивный институт. Работает в запасниках Пушкинского музея в Москве. Мама его тоже бедная, образование и место работы те же.

Бедность угнетает, ну просто гнетет. «Вы знаете, как живут люди на девять тысяч рублей в месяц? Да еще премии  три пятьсот? Девять мать получает, за стаж, а у меня 7833... Мать сапоги раз в пять лет покупает».

Тут еще папа невесть с каким образованием, семью давно бросил и стал богатым. Кто или что сделало его богатым, история умалчивает. Знаем лишь, что он презирает низший класс, включая бывшую жену и собственного сына.

А Федор молод, неопытен. Он хочет богатства «здесь и сейчас», такова наша ментальность. Куртка «из искусственного кролика», которую он вынужден носить, для него  просто знак преступной бедности. Как быть?

Работать в запасниках главного музея Москвы и не обогатиться? Какие коллекции пылятся годами невостребованными, редко инвентаризуемыми! Мало материалов мы читали о музейных хищениях? Немало. Федор ворует коллекцию Демидовых поштучно и потом оптом продает. Как лузер, за 5 тысяч долларов.

Но и эти деньги у лузера отнимают и требуют еще?

Вместо богатства сваливаются угрозы заключения, смерти и неизменного позора.

Но тут в игру вступают богатенькие Буратино. Олег Петрович несказанно богат, в его комнатах, как в Кносском лабиринте Минотавр, каждый раз запутывается мама Федора.

Олег Петрович  - альтруист, интеллигентный альтруист. Когда-то он тоже учился в Историко-Архивном институте, разбогател на консалтинге, но что это такое, я не знаю, книга не объясняет.

Но намекает, что это кандидатура для мамы Федора Вероники или просто Ники. Вероника невзрачна, полновата, немного бестолкова, одевается бедно и безвкусно. Но она специалист по иконописи, и точка их соприкосновения определена.

А как же бедный сын в куртке из «искусственного кролика»? Жестоко битый и униженный сын оказался красивым, высоким, не пьющим, не колющимся. «Какой-то странный, нервный и одет как бомж, но очень симпатичный... И не гомик вроде, хотя такие карие глаза, такие ресницы, и кожа смуглая, ровная,  никаких прыщей, рытвин и впадин... сразу видно, не балдежник, «дурью» не  пробавляется, сейчас таких днем с огнем не сыщешь!» - делает вывод дочь ну очень успешных родителей. Она тоже красавица — точки соприкосновения и здесь определены.

Остается только снять с Федора обвинение. Для этого надо возвратить коллекцию незаметно, положить не на свое пронумерованное место и объявить о находке в запасниках, допущенной ошибке неизвестного инвентаризатора. Все так и происходит, помогает красавица Виктория, дочь ну очень успешных родителей, ведь красота отвлекает внимание любого мужчины. А вахтер — мужчина. Директор музея счастлив, хоть и знает истинную причину, главное: в музее краж не бывает и быть не может.

Теперь Вероника — Ника. Уж очень она закомплексована, собственных чувств боится, чужим не доверяет. Она решает с Олегом расстаться. Но как? Здесь зарыт еще один ключик произведения.

«Я вернулась, чтоб ты понял, что со мной так обращаться нельзя!» Глаза у нее горели, она сказочно, неправдоподобно похорошела...»

Она вернулась — вы не поверите — чтоб... 

«Она стиснула его шею — даже не обняла, а именно стиснула — стала целовать, куда попала, куда только доставали ее губы, горячие и требовательные, и распластала огненную ладонь у него на спине, и от этой ладони вверх и вниз хлынул жар»».

Я не могу передать подробности, воображение Устиновой не поддается пересказу.

В заключение романа счастливы все. Ника в шляпе с вуалью, Федор разговаривает в соборе  с Иисусом.  С ними рядом муж Олег Петрович и жена Виктория. И все они гуляют по Парижу.

После такого прочтения самое время включить канал Киноконцерна «Мосфильм» и еще раз посмотреть работу режиссера  Константина Воинова «Женитьбы Бальзаминова» с Георгием Вициным (сын) и Людмилой Шагаловой (мама), благо показы идут через день да каждый день. Или прочесть пьесу А.Н. Островского  «Женитьба Бальзаминова», чтобы почувствовать вкус настоящей литературы.


Рецензии
Несколько лет назад знакомая по этому сайту написала мне, что видела в репортаже с какого-то культурного мероприятия Устинову, сидящую рядом с Президентом. Через некоторое время я нашла этот репортаж и воочию убедилась: вот знаменитая писательница, вот Президент. Многие, к сожалению, не могут отличить литературу от макулатуры, кино от киношки, музыку от музона. Им объяснили, что Устинова - знаменитая писательница, они так и считают. А то, что писать она, по существу, и не умеет, так ведь прав великий Андерсен: " В глазах света останешься тем, за кого он тебя примет!" (Это из сказки о серебряной монетке).

Успехов!

Вера Вестникова   27.11.2023 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера! Всегда радуюсь, когда вижу Вас на своей страничке.
Президент принимает Устинову? Надеюсь, что он просто терпит, поскольку эта дама пробивная и самоуверенная, как все подельники.

Нина Ватрушкина 2   28.11.2023 08:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.