Не потеряй своё лицо

         

  Двери вагона метро, мягко открывались, поглощая последних, уже почти ночных пассажиров.  Зоя Николаевна  села, откинув голову на спинку сидения и стала  перебирать встречу с подругой, рассматривая  своих попутчиков.. В противоположном конце вагона сидели два подростка, поглощенные своими смартфонами. Женщина в возрасте везла в переноске кота. Она разговаривала с ним, обещая завтра поехать на дачу.  :
   —-  Завтра , Лучик ты будешь бегать за бабочками и лягушками  ! Кот  верил хозяйке  и отвечал коротким “ Мя !”.
  Напротив сидел мужчина, одетый не для поездки на метро, тем более в эти часы.  Через расстегнутый плащ был виден смокинг, на рубашке  красовалась  бабочка. На голове красивая  шляпа модели хомбург, на ногах дорогие модные полуботинки. Лицо было очень знакомо  и Зоя Николаевна начала рассматривать  его. Прямой нос. Плотно сжатые губы. Возраст чуть старше среднего. Он смотрел прямо на нее , но не видел. Мысли и слова были где то внутри. Его что то забеспокоило. Он резко встал и надев очки, стал изучать схему метро.. И внезапно она вспомнила его, движения были легкими, осанка  гордого человека. Так держался только один из мужчин прошлых лет.  Аркадий  Дмитриевич Авазов.
 Все женщины института были влюблены в него. За глаза его называли  “Арбенин“.Сотрудницы его лаборатории говорили, но
“ Аркаша наш !”  В наш подмосковный городок с номерным НИИ, он был направлен недавно   из Екатеринбурга. Тематика работы была под грифом “секретно“ и с сотрудниками встречались только на торжественных и партийных собраниях. Очень редко работали в спец командировках, но  о   работе никто не разговаривал.     В главном корпусе института он появлялся часто, обычно  с деловой кожаной коричневой папкой под мышкой. Аркадия Дмитриевича уважали и любили все.
 Мужчина сел   на место?  встретился со взглядом женщины, сидящей напротив.  Ее лицо было чем то знакомо  и светилось улыбкой и удивлением встречи  :
  —-Зоечка  !! Зоя Николаевна !!  Как же давно мы не виделись ?!
Он подсел к ней и поцеловал ее руку. Они вышли из метро и присели в ближайшем кафе.
 Их воспоминания были многим похожи.   Жизнь испытывала на стойкость, но душа   сохраняла  верность слову и делу.  Друзья,  получая желаемое, предавали, и не вытирая ноги, уходили, оставляя следы и незаживающие раны на сердце.  Спасала семья, ради которой   скрипела телега судьбы. летали самолеты и шли поезда. Росли дети.
   — Моему сыну  сыну  уж 42 года,  он к.м.с. в НИИ  кардиологии. Двое внуков !! —- сказала Зоя Николаевна.   —-  Я работаю в  хосписе главным врачом.
Аркадий Дмитриевич  ответил :
  — Моя дочь окончила  Академию медицинских наук им. Сеченова. Тоже кмн, в настоящее время готовится к защите докторской диссертации, а  в  этом году академию также окончила внучка. Вместе с мамой они занимаются поисками новых противораковых препаратов . Я  стал академиком, функционирую директором известного Вам НИИ. Сломалась машина и я, оставив водителя, впервые еду на метро. и чувствую себя как житель глухой деревни !
   Зоя Николаевна :
  —---  Да, это новая ветка метро,  и  я тоже впервые еду от  своей сестры, экономя 40 минут. Жизнь полна перемен.
Перемены, перемены,
Отдых или вечный путь.
Не ушёл пока со сцены,
Надо как-то роль тянуть.
Выбираем мы дорогу,
Иль она находит нас.
Нужно топать понемногу,
Сколько хода есть запас.       Николай Гольбрайх
Помните нашу первую встречу  ?! Я тогда  работала уже второй год в НИИ, а , Вы,  первый. 
  Аркадий Дмитриевич  :
     —--  Да,  это было на отчетно-выборном профсоюзном собрании. Мы сидели во втором ряду президиума.
И я сказал , Вам, что знаю кого изберут в председатели месткома института
   —-  Да !!  Меня тогда добровольно  принудительно избрали на эту должность, купив ординатурой через два года . Но  я  продержалась пять лет  в этой “ школе коммунизма , чувствуя ощущая себя  заброшенной  в грязную кормушку. Разворована библиотека, растащили мебель палат и холлов  пионерского  лагеря.  Сплетни, жалобы, открытая лесть и зависть. Распределение машин, квартир, путевок, билетов на елку и т.д. 
Но самая фальшивая обязаловка  это выдумка  В.И. Ленина,, которая   была высказана в статье «Как организовать соревнование?», Статья не содержала конкретных предложений, только набор лозунгов и демагогии так и была организована эта работа.  “ Приводной ремень партии “  выглядел как старый провод на первых стоматологических аппаратах.  зубодробилках. И самое главное, в моей жизни появились мелкие и маститые завистники, которые, облачась в красивые маски,  начали свое сафари.” друзей и приятелей”. Появились  сплетни, слухи,. Проверки , как говорят в народе “ на вшивость “.. Даже была информация о том, что я была вашей любовницей, как и секретарь парткома. Мы никак не могли Вас поделить. Все ждали больших ссор, Бездельники и лодыри были как тараканы вездесущи и омерзительны !
    Я терпела, пока не сняли нашего завлаба по результатам проверки Комитета Партийного Контроля. Тогда потребовался  на эту должность. новый  руководитель и мне предложили.Вскоре меня направили в Ленинград в НИИ Мозга  к нейрофизиологу Наталье Петровне Бехтеревой. За что я очень признательно своей судьбе. !! Но спокойно поработать не дали  ! Меня избрали секретарем  партийной группы  отделения.Никто  не хотел тащить на себе .воз партийной муштры и обязаловки.  Я, думаю именно тогда и началась  открытая охота на меня доброжелателей и завистников. А желающие получать профсоюзные льготы,  быстро переметнулись к новому председателю профкома.  Но при этом не забывая обливать меня своей ядовитой слюной сплетен.  Уж чего я только о себе и не узнавала.  Вишенкой на торте была сплетня о том, что я утащила домой елочные игрушки, которые находились  на дотации ХОЗУ и  уже вскоре засверкали на новогодней елке !! Правду говорят :
        —---- “ Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит”.
                “Злой  человек в очи льстит, а за очи губит.пальцами “.
Я  стала с осторожностью относится к людям.  Но армейская дедовщина все более окутывала меня и лидировали в ней казалось близкие  и даже  “ подруги “. Остальные тихо наблюдали.  Но я твердо понимала “Злой человек у кого ест да пьет, с того же голову дерет.”.Это стало девизом моей жизни.
  Аркадий Дмитриевич молча слушал,  постукивая пальцами  по столу :
    —--  Да !!  Когда идешь по лестнице, смотри и проверяй каждую ступеньку !!  Жизнь,  часто напоминает реликтовое холодное пятно,. сверх пустоту в Эридане. Дорогу в  которой ты освещаешь своей судьбой  или растворяющейся в бытие низости и порока.
  Я отлично помню  как с Вами мы вместе, как говорят “ плечо с плечом “  встали на одну ступень и шагнули в  пустоту  Эридана.  Встречаясь с бывшими коллегами, мы вспоминаем.эти события, и Ваш поступок.
   Зоя Николаевна :
Помню и часто вспоминаю. Это произошло после очередного съезда ЦК КПСС, который дал указание проверить и укрепить руководство во  всех подразделениях и реорганизовать структуры, обеспечивающие повышение жизнедеятельности страны.
     Начались партийные проверки, засуетились комиссии, полетели под броневик социализма судьбы людей, ожили шестерки и сексоты.  Пошла  чистка партийных рядов.
   Аркадий Дмитриевич :
  —  Да, да !! Именно тогда и меня назначили  председателем комиссии по проверке коммуниста Изюмова Стаса  Евгеньевича,  не так давно назначенного замдиректора по науке.
  Изюмова Стаса  Евгеньевича  к нам спустили из  высшей  профсоюзной инстанции. Небольшого роста, какой то кукольный мужичок с вечной  раболепной  улыбкой.  Он обзавелся очками с простыми стеклами,  с модной роговой оправой и, артистически снимая,  манипулировал ими перед слушателями. Имея только среднее педагогическое образование и карьеру профсоюзного деятеля, на новом месте служения был просто Фонвизинским Митрофанушкой.  Располагая свои ягодичные мышцы в руководящем кресле, он создавал на столе рабочий беспорядок активной бездеятельности. Вскоре, осознавая свою обреченность и бесполезность, стал выжимать мозги сотрудников, извлекая нужные мысли и предложения, при этом часто перед руководством называя их своими. Сотрудникам доказывал, что работает только сам, а они бездельники, бездарности  и моральные уроды. Этим доводил до истерики особенно женщин, но жалобы на него считались адаптацией сотрудников  к новому начальнику.
  Аркадий Дмитриевич : 
   —-   Работа комиссии была очень сложная. Сотрудники соглашались беседовать только при условии, что в протоколе не будут стоять их фамилии.. То , о чем они рассказывали  было ужасно !!  Еще неприятней  были беседы с директором и его замами.  Кто же помог, Вам Зоечка, справиться  со стаей гиен и бандерлогов и выступить в  поддержку выводов комиссии ?!!
   Зоя Николаевна  :
    —- Слово, которое я дала  лично, Вам , поддержать  выводы комиссии. Только глаза  сотрудников, человеческую честь и профессиональное    достоинство  которых  , пытался уничтожить  этот  генетический эксперимент природы, коррупционная блоха, сосущая кровь из людей !! Поэтому я внесла предложение не объявить предупреждение,  а исключить из рядов КПСС  !!  Провести голосование тайно, подсчет голосов провести в зале, на  столе президиума. Счетную комиссию доверить команде Авазова А.Д.
 Но, когда я увидела лицо Изюмова, сидящего в первом ряду  с ехидной улыбкой, часто поворачивающего голову к сидящим  в зале. он показывал на меня рукой и покачивал головой. Я готова была его уничтожить.
   Во время голосования, из зала никто не ушел. Вокруг меня собрались члены комиссии. Вы.  тоже были бледны. Подходили сотрудники жали мне руку. Кто то плакал и его успокаивали.
. Станислав Евгеньевич стоял в окружении  руководства. Директор бледный постоянно вытирал пот с лица  и похлопывал Изюмова по спине, как бы успокаивая.
   Большинство коммунистов меня поддержало. 
     Некоторые  сослуживцы поздравляли меня  или лукаво кивали головой и просто избегали  встречи.. Были те кто открыто осуждали, предупреждая , что мне это так просто не сойдет :
   —--   Теперь жди неприятно  ! 
    Аркадий Дмитриевич  :
    —---  Да !! Собрания  коммунистов  стали трафаретными, повторяющимися.Состав счетных комиссий постоянный,  также как и выступающие с газетными мантрами. Меня после собрания направили в командировку в Новосибирск на пол года.
 Зоя Николаевна   :
   —  Обстановка стала очень напряженный, Начались письма,  доносы, сплетни. Новая сплетня  о моей зависимости  от спиртного, стала вершиной поисков моих недостатков. Меня  боялись и сторонились.  Изюмова  перевели в Москву  на должность директора статистического бюро, а через год восстановили в партии. Моих так называемых “ подруг “  Риту Придорожную  и Таю   Ковтун,  заставили  агитировать  меня начать лечение  от зависимости.  Голос ночных  звонков систематически обещал мне преследование, где бы я не работала ,  сообщениями о пьянстве,.
    Вот и прошли годы моей ссылки, теперь я главный врач,   “Заслуженный врач  России “,  “ Отличник здравоохранения “. Имею правительственные награды.  Подруги растаяли в реликтовой пустоте Эридана, как, Вы, сказали. Остался только телефонный голос с угрозами.
  Аркадий Дмитриевич  :
   – Голос мужской ? !
  Зоя николаевна  :
   —--   Нет,  женский и  случай в прошлом году подтвердил мое предположение,  и поставил точку в моем  неверии в дружбу  !!
Зимой прошлого года охранник вышел покурить и обнаружил на крыльце замерзшую  женщину.Утром Я. увидела не молодую женщину  с чрезмерной косметикой. и еще не выветрившимся запахом спиртного.  Посмотрела паспорт и ахнула !  Это была Рита Придорожная !!  Она узнала меня и прошептала  :
  —  Ты, все работаешь!!   Вот я позвоню твоему начальнику и все расскажу о тебе!! Ведь это я звонила и писала доносы.   И Тайку заставляла.  Выгонят тебя отсюда  !! Ты, всего то моложе меня на три года, а выглядишь счастливой, и морда вон какая ухоженная !!
  Я договорилась с НИИ Вишневского и перевела туда Риту.  Звонила, узнавала о ее состояниИ здоровья.. Ей ампутировали стопу и три пальца на правой руке. Сын отказался от нее и ее устроили в интернат для стариков. Я к ней не хожу,  только посылаю  передачки каждый месяц.
Зоя Николаевна смахнула слезу. Аркадий Дмитриевич :
  —--  Рита это человек, потерявший право на уважение. В НИИ ее сопровождала слава большой любительницы  мужчин в лампасах и на начальственных должностях. Ее  перевели в бюро   к  Изюмову, но слава перешла вместе с ней
  Какое счастье, Зоя Николаевна,  что я встретил Вас на дороге жизни.  Я в трудные минуты  вспоминал Вас !! Передо мной было Ваше лицо твердое, уверенное, решительное. Не теряйте его дарите людям веру  и любовь, силы жить вопреки !!!!
 Предлагаю, Вам Зоечка, поездку в Китай. Их опыт работы, Вам, будет интересен.  До скорой встречи, уважаемая коллега !!! Мы еще с Вами повоюем за лицо нашей Родины !!!!




 2023    Вера  Ольгина


Рецензии