Абитуриенты -1

Раньше, почти каждый студент был абитуриентом.  Эта история произошла давно, еще в советские времена. После окончания школы я подался в большой город для поступления в институт. Для подготовки к экзаменам я записался на подготовительные курсы при институте. Заселили нас в студенческое общежитие. Мы, вчерашние школьники, сразу же окунулись в быт студентов.

К тому времени практически все студенты уехали в стройотряды и на практику. Студенты четвертого курса были на военных сборах. В общежитии осталось несколько человек из числа тех, кто проходил здесь отработку.

В общежитии обитала еще одна категория студентов, только бывших. Это выпускники ВУЗа, которые уже давно защитили свои дипломы и не  торопились ехать домой или по месту распределения. Чем они занимались в общежитии? Да просто беспробудно «бухали», отмечая то ли окончание института, то ли начало трудовой деятельности. Деньги на выпивку у них уже не было.

В  общежитии прямой отъем денег никогда не практиковался. Поэтому, студенты могли занять деньги, а потом их не отдавать под разными предлогами. Или развести кого-нибудь на деньги. Кого вы думаете в первую очередь? Конечно, нас абитуриентов, наивных и глупых.  Абитуриенты студентами еще не стали. А припугнуть их тем, что они не выполняют правила общежития и об их поведении будет  доложено в деканат,  мог каждый студент. И о последствиях тоже непременно упомянут. Якобы  банальным выселением из общежития здесь не отделаешься, могут и не допустить к вступительным экзаменам. Но они решат ваши проблемы. Не за так, а, например, денежное вознаграждение. Хочу рассказать об одном случае, произошедшем тогда  со мной.

Двое пьяных бывших студента, один из которых худой, а другой с бородой,  ходили по комнатам нашего общежития и собирали с абитуриентов деньги по одному рублю с каждого  для оформления плаката «Моя милиция меня бережет». Так они и сказали! И пугали нас тем, что, кто деньги не сдаст, тот немедленно будет выселен из общежития, для начала. Они где-то нашли криво оторванный клочок оберточной серой бумаги, которой в магазине обычно заворачивали колбасу, и в ней записывали наши фамилии, а напротив них мы ставили свою подпись, заплатив при этом по одному рублю. И мы тогда  не понимали  подвоха во всем этом разводе. Они обошли все комнаты, где были поселены абитуриенты, собрав хорошую сумму для выпивки. Правда, на следующий день знакомые мне студенты из общежития долго смеялись над нами, объяснив суть дела. И что самое интересное, они были «гастролерами», то есть  выпускниками института, которые проживали  в другом общежитии. Претензии здесь никому не предъявишь, сами отдали, да еще расписались.
 
Но это не конец истории, она имела свое продолжение. Деньги, которые мы тогда сами  отдали «прохиндеям»,  нам удалось все-таки вернуть. Просто подвернулся случай. Так вот, один из мошенников, который  был с бородой, как-то зашел к нам в комнату и попросил оставить у нас свой дипломат на время. Обещал вечером зайти за ним. Но не тем вечером, ни через неделю, ни через месяц «бородач» не явился. Похоже, он «по пьянке» забыл, где оставил свой дипломат, иначе бы его забрал. Мы  о дипломате тоже не вспоминали. В скором времени вступительные экзамены были сданы, и мы  выселялись из общежития, чтобы ехать домой. И тут в шифоньере обнаружили тот самый дипломат  и решили его открыть. В нем лежали какие-то документы и главное паспорт того «бородача», оставившего дипломат.

Направляясь в столовую, мы случайно встретили этого «бородача». Он проходил мимо и нас совершено не помнил, или не хотел помнить. Я тут же его окликнул:
—  Ты когда заберешь свой дипломат с паспортом?
— Он у Вас?! — обрадовался «бородач», — а я его потерял и уже в милицию сообщил о пропаже. Ну, пошли, давайте дипломат скорее. Вы с какой общаги?
— Ну, уж нет, — ответил я, — цена вопроса пять рублей, которые ты обманным путем забрал у нас. Помнишь, с худым другом собирали по рублю с абитуриентов на оформление плаката «Моя милиция меня бережет»? Теперь настала пора тебе тоже заплатить за плакат, который «висит» на входе в общежитие!  Мы больше не просим, нам бы свое вернуть!
— Да я Вас сейчас, а ну быстро отдали дипломат, пошли в общагу!  — уже с угрозами начал  наступать бородач, — А то сейчас в деканат сообщу!
— Не надо нас пугать! Иди, сообщай, мы уже сдали вступительные экзамены и сегодня выселяемся из общежития, — проговорил я.
— Скажи спасибо, что в «ментовку»  Вас тогда не сдали, а то пришлось бы вместо работы в другом месте отсиживаться, — продолжал наступать я.

«Бородач» опешил от таких слов. Поняв, что мы просто так дипломат с паспортом не отдадим, он взмолился:
— Послушайте, я «на нуле», денег нет. Ну, отдайте хоть паспорт. Дипломат можете себе забрать.
— Нам чужого не надо. Денег нет — это твои проблемы. Когда ты абитуриентов  обдирал, ты о нас не думал. Почему мы должны пойти тебе на встречу? Пять рублей и все! Мы пошли. Денег не будет, паспорт не получишь, — установил окончательный вердикт я и пошел в сторону общаги.

 «Бородач» крикнул, чтобы мы подождали,  при этом молча достал из кармана пять рублей, но отдавать их не спешил.
—  Ну что пошли? — буркнул он.
— Ну, уж нет. Мы сейчас дипломат сюда принесем. И ты нам передашь деньги. Слово мужика?
— Да, — тихо так ответил «бородач».
— Не слышу, громче скажи, чтобы все слышали, — настаивал я.
— Да, слово мужика! — проорал «бородач».

Сделка состоялась, я раздал моим соседям по комнате по рублю. Они были удивлены, как я это шустро провернул.
 
После этого случая, я пять лет проучился в этом институте, ни «бородача», ни «худого» больше не встречал.

Прошло много лет. Я иногда вспоминая эту историю. Думаю, почему не попросил больше денег, они ведь обманули ребят и из других комнат. Это сейчас легко рассуждать, а тогда мы были простыми и  несмышленными абитуриентами!

(Продолжение следует: Абитуриенты -2).


Рецензии