Ментальная свобода как признак зрелой личности

Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и никто не вправе, кроме его самого, определять выбранную им траекторию, если он не покушается на личное пространство окружающих. Взаимный паритет интересов свободных от принуждения личностей достигается посредством их осознанного волевого самоограничения, без которого невозможно ответственное поведение и общественное развитие.

Отношения на основе естественной взаимной зависимости личностей в обществе не отнимают у каждого отдельного человека творческой свободы в исторических границах его уникального ментального пространства. Каждый человек сам определяет для себя критерии оценки полезности любых событий, эти критерии всегда формируются путем культивирования в ходе его воспитания и самовоспитания социально-приемлемых способов их восприятия или реконструкции в структуре индивидуальной реальности.

Потребности служат движущими факторами проявления активности личности, но их форма удовлетворения индивидуальна. Она может быть схожей у большинства членов общества, но не тождественной, а у некоторых личностей выходить за границы статистической нормы, хотя это не означает, что таких людей нужно втискивать в общепризнанные среднестатистические границы.

Большинство людей правши, гораздо меньше левшей и еще меньше четких амбидекстров. Лидерство одной руки или ноги или одинаковое владение обеими связано с функциональными особенностями полушарий головного мозга и, как следствие, асимметрией тела. Попытки превратить левшу в правшу лишают левшу поведенческого естества и ограничивают личностное развитие, тем самым снижая совокупный общественный потенциал.

Большинство людей конформисты, они боятся собственных мыслей и стремятся соответствовать стадным ожиданиям окружающих. Некоторые пытаются, подпитывая самомнение, искусственно противостоять стадности, формируя контркультурные или субкультурные антистада. Так происходит потому, что инстинкты человека требуют поиска внешней поддержки, гарантирующей защищенность в групповом единстве, что приводит к разделению людей по формальным внешним признакам на приемлемых своих и опасных чужих.

Усредненность человека толпы, ментальная зависимость его членов от доминирующих установок воспроизводит творческую слабость общества, оно неконструктивно, поскольку чрезмерно однообразное общество не генерирует инноваций, привычные ритуальные события в таком обществе обладают низкой информативностью, а любые альтернативные идеи и технологии взаимоотношений сдерживаются предписаниями и цензурой, поскольку разрушают привычки и расшатывают так называемую стабильность, охраняемую бдительной властью.

Вместе с тем, любое искусственное навязывание извне альтернативного поведения, не свойственного носителям культуры, преследует колониальные цели, и если оно становится общепринятым, общество утрачивает уникальность и историческую перспективу, превращаясь в питательную среду колонизаторов.

Грань, отделяющая социально приемлемое от неприемлемого, тонкая. Идея как поведенческий мотиватор может выглядеть привлекательной, но некритичное к ней отношение может послужить поглощению ментальных токсинов, упакованных в пищевую оболочку. И наоборот, некоторые идеи, особенно радикальные, могут расцениваться цензорами как опасные, деструктивные, невкусные, хотя они обладают лекарственными свойствами.

Текст написан для тех комментаторов излагаемых мной идей, которые стремятся отрицать неприемлемую для их ментальности авторскую позицию, и зачастую эти комментаторы, нивелируя и критикуя позицию автора, скатываются к оскорблениям. А любое встречное оскорбление воспринимают как аморальность и варварство. Критиканство свойственно уехавшим за рубеж бывшим соотечественникам, особенно живущим в Израиле, а также обладателям косного менталитета пожилых россиян, ломающегося из-за чрезвычайной хрупкости при касании ко всему для них непривычному, которое им очень хочется ниспровергнуть.


Рецензии